Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новая модель валютного регулирования: плюсы и минусы
Татьяна Причепа, Старший юрист, EBS

Чтобы иметь представление, какое валютное законодательство заработает 7 февраля, анализа одного Закона Украины "О валюте и валютных операциях" (далее – Закон о валюте) будет недостаточно. Это базовый акт, довольно общий, однако с довольно либеральными принципами.

В частности, ст. 4 Закона о валюте содержит положение о свободе осуществления валютных операций. Тем не менее такая свобода ограничена случаями, установленными законами Украины, регулирующими отношения в сферах обеспечения национальной безопасности, предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, выполнения взятых Украиной обязательств по международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также случаями введения Национальным банком Украины в соответствии с данным Законом мер защиты.

Последний пункт из приведенного перечня сейчас и будет нашей темой для обсуждения.

Имея лишь примерный перечень мер защиты от Национального банка Украины (далее – НБУ) еще в середине прошлого года, когда был принят Закон о валюте, сложно было спрогнозировать, во что будут трансформированы действующие до 07.02.2019, да и в то время, валютные ограничения, установленные такими уже привычными постановлениями НБУ об урегулировании ситуации. Однако сейчас этот занавес почти открыт – 02 января 2019 года НБУ опубликовал на своем сайте Постановление № 5, которым утверждено Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте (далее – Положение № 5).

Этот акт является ничем иным, как 70 листами запретов и правил, которые банкам и их клиентам необходимо изучить и знать, чтобы работать после 07 февраля. Задача не такая уж и сложная, если понять главный принцип: все новое – это хорошо забытое старое. Итак, нам предлагают новые термины, которые описывают уже привычные и достаточно понятные вещи. Например, лимиты на валютные операции по инвестированию за границу вместо индивидуальной лицензии НБУ, валютный надзор вместо валютного контроля, запрос в электронный реестр НБУ по договору займа с нерезидентом вместо регистрации договора НБУ.

Мы ни в коем случае не нивелируем того, что новое валютное регулирование – это, в общем, хорошо и необходимо, тем не менее восприятие новых-старых правил – это вопрос не практический, а в первую очередь психологический.

В частности, многие резиденты привлекали средства от нерезидентов по договорам займа и имеют действующие договоры. На сегодняшний день вместо Постановления № 270 еще 2004 года мы имеем раздел 7 Положения № 5. Там вместо уведомления о регистрации уже находим информацию из АИС (автоматизированной информационной системы) "Кредитные договоры с нерезидентами" об учетной записи (с изменениями в случае их наличия), соответствующей кредитному договору (договору займа / возвратной финансовой помощи) [с учетом документов, устанавливающих/изменяющих график (сроки и суммы) проведения операций по возврату кредита (займа / возвратной финансовой помощи) и уплате других платежей заемщиком по договору] [кроме кредитных договоров (договоров займа / возвратной финансовой помощи), информация о которых не подлежит внесению в АИС "Кредитные договоры с нерезидентами"].

Учитывая такой объем информации, учетная запись по такому договору содержит ту же информацию, что и уведомление о регистрации. Дополнительно обращаем внимание и на Положение о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации относительно договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам (далее – Положение № 6) и Положение о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях (далее – Положение № 8).

Как указал сам НБУ в письме от 17.01.2019 г. № Р/25-0006/2831, в соответствии с Положением № 6 вводится уведомительная процедура, по которой информация о кредитных договорах с нерезидентами предоставляется банками в Национальный банк, в том числе на основании обращения резидента до фактического проведения валютных операций по таким договорам. При этом Положение № 8 устанавливает обязанность банков осуществлять дополнительный анализ, в частности валютных операций, по кредитным договорам с нерезидентами, в отношении которых у банка могут возникать сомнения по поводу несоответствия стоимости внешнего привлечения по отдельному договору кредитования рыночным условиям. То есть на обслуживающий банк возлагается обязанность по надзору за операциями по кредитам и займам от нерезидентов. Для клиента, по большому счету, изменится мало что: представленный договор будет обрабатывать банк, а не НБУ, последний же будет осуществлять администрирование АИС "Кредитные договоры с нерезидентами", то есть реестра таких договоров.

Отдельное внимание в вопросе новых запретов и ограничений следует уделить лимитам и е-лимитам. Для начала мы предлагаем запомнить две суммы – 50000,00 евро и 2000000,00 евро.

Первая сумма является верхним пределом для операций физических лиц – резидентов по переводу средств из Украины / на текущие счета нерезидентов юридических лиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), в целях исполнения собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни / по осуществлению инвестиции за границу / размещению средств на собственном счете за пределами Украины в течение календарного года. В частности, в сумме физическое лицо может в год перечислить за границу на счет юридических лиц – нерезидентов 50000 евро.

Вторая сумма является верхним пределом для операций юридических лиц – резидентов и физических лиц – предпринимателей в целях осуществления хозяйственной деятельности по переводу средств из Украины / на текущие счета нерезидентов юридических лиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), в течение календарного года. Однако в эти 2 млн евро не включаются, в частности, следующие операции:

1) текущие валютные операции (кроме операций по договорам дарения, по уплате премий, бонусов, призов, материальной помощи);

2) операции, связанные с исполнением обязательств по гарантиям, поручительствам, залогу, а также операции по возмещению резидентом-должником средств нерезиденту-гаранту (поручителю), который и исполнил обеспеченное гарантией/поручительством обязательство резидента-должника перед кредитором (резидентом или нерезидентом);

3) операции по исполнению долговых обязательств перед нерезидентами, по привлеченным резидентами кредитам, займам (возвратной финансовой помощи), включая операции, осуществляемые через счета резидентов заемщиков, открытые за границей;

4) операции по возврату иностранному инвестору/нерезиденту прибылей, доходов (включая дивиденды) и других средств, полученных иностранным инвестором/нерезидентом от инвестиционной деятельности в Украине.

То есть, чтобы рассчитать свой лимит, субъект хозяйственной деятельности должен заблаговременно спланировать, какие переводы, в том числе и иностранные инвестиции, он осуществит в текущем году. Следовательно, если кто-то нацелился на приобретение весьма дорогого, по меркам НБУ, актива, будьте готовы делать выбор.

ВЫВОД:

В заключение отметим, что каковы бы ни были запреты и ограничения в новом валютном законодательстве, они в любом случае не создадут больше проблем для бизнеса, чем действовавшие ранее. Поскольку, как нам обещает НБУ, в дальнейшем эти ограничения будут лишь ослабевать, если ситуация на валютном рынке изменится в лучшую сторону.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua