Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Осознанное лицензирование: новые правила доступа в банковскую систему
Александр Бевз, директор департамента лицензирования, Национальный банк Украины Марина Федоренко, начальник отдела экспертно-аналитической поддержки департамента лицензирования, Национальный банк Украины

Лицензирование. От одного слова хочется зевнуть. Но не спешите: новые правила лицензирования банковской деятельности заснуть вам не позволят.

Сначала давайте согласимся, что лицензирование в нашем случае – не только выдача лицензии. Это составляющая так называемого надзорного цикла, включающего как сам доступ учреждения на рынок, так и дальнейшие согласования изменений в его статусе или деятельности. Национальный банк Украины согласовывает смену собственников банка, проводит оценку его топ-менеджмента, определяет условия открытия отделений и начала новых видов деятельности, проверяет источники увеличения капитала и даже "благословляет" на добровольную сдачу лицензии.

Долгое время лицензионная деятельность Национального банка Украины мало чем отличалась от аналогичной деятельности других органов лицензирования: заведомо определенный закрытый перечень документов, сухой набор требований и стандартная процедура рассмотрения. И вроде как все так и должны быть во взаимодействии государственного органа и бизнеса. Но есть одно но.

Изменение подходов

Банковская деятельность – это деятельность с высокой степенью общественного риска. Работа с чужими деньгами требует безупречной репутации, высокого профессионализма и финансовой опоры. Доминирующий формализм в лицензионных процедурах несет большой риск того, что некоторые или ни одно из названных условий не будут соблюдены. И кризис банковской системы это красноречиво подтвердил.

Регулятор начал существенно изменять свои лицензионные подходы в 2015 году. Именно тогда кардинально изменились требования к финансовому состоянию бенефициарных собственников банков, раскрытию структуры собственности, оценке деловой репутации руководителей и собственников. Параллельно с изменениями в законодательстве и практических подходах более чем на 3/4 обновился кадровый состав лицензионного подразделения НБУ. Накопленным изменениям и новым практикам объективно потребовалось комплексное регулирование.

В 2018 году Национальный банк Украины объявил переход на систему надзора за банками на основе оценки рисков. Лицензирование, как составляющая надзорного цикла, не осталось в стороне. В последние дни 2018 года вступило в силу новое Положение о лицензировании банков, утвержденное постановлением Правления НБУ от 22.12.2018 г. № 149, которое заменило широко известное в узких кругах постановление Правления НБУ № 306. Номер сохранить не получилось, потому "лицензионная библия" теперь является "постановлением 149".

Переход на риск-ориентированный подход затронул все процедуры лицензирования, однако степень изменений по разным процедурам отличается. Некоторые претерпели почти полный "редизайн", такие как оценка финансового состояния собственников, проверка деловой репутации, открытие подразделений. Тогда как другие процессы сейчас фактически "заморожены" в связи с отсутствием спроса или изменились не так радикально (создание филиалов иностранных банков в Украине, выход украинских банков на иностранные рынки).

Все изменения объединяет единая логика: смещение фокуса на сущностный анализ заявителя и его "кейса" с одновременным максимальным упрощением формальностей, которые не добавляют согласовательной процедуре ценности.

Что представляет собой сущностный анализ по сути (извините за тавтологию). Принимая любое решение, регулятор делает три ключевых вещи: (і) оценивает заявителя и обстоятельства его обращения в комплексе с другими обстоятельствами, (іі) анализирует дело не только с формально-юридической точки зрения, но и с учетом бизнес-логики соответствующих решений и (ііі) оценивает потенциальное влияние такого решения на конкретный банк с учетом его специфики и рисков.

Разумеется, изменение подхода устроит не всех. Многие заявители рады ситуации, когда государственный орган смотрит лишь на документы, а не на суть их деятельности. Более того, это устраивает и заваленные работой государственные органы: прочитал бумажки, расставил галочки – выдал лицензию. Углубление в сущностные аспекты, анализ деятельности заявителя, оценка потенциального влияния на банк и, что главное, взятие на себя ответственности за принятые решения требуют намного больших усилий.

Очевидно, внимание НБУ к деталям каждого кейса, учет уникальной комбинации присущих ему характеристик будут обусловливать высокий уровень дискреции НБУ при принятии решений. Осознавая это, регулятор впервые на уровне нормативно-правового акта определил принципы своей деятельности, которые призваны служить предохранителями материализации следующих рисков: равноценность сущности и формы, пропорциональность регуляторных требований, правовая определенность и обоснованное сомнение. Кроме того, все ключевые решения по процедуре лицензирования будут приниматься коллегиально. Более того, регулятор намерен усовершенствовать порядок коммуникации с заявителями, создав удобные и прозрачные инструменты для обмена мнениями и профессиональной дискуссии.

Давайте продемонстрируем риск-ориентированное лицензирование "в действии" на нескольких примерах.

Оценка финансового состояния компаний

Как правило, НБУ оценивает финансовое состояние компаний, когда такие компании становятся акционерами банка или капитализируют его. Пока финансовое состояние юридического лица считалось удовлетворительным при наличии проверенной аудитором финансовой отчетности за определенный период, отсутствии убытков и соблюдении четырех базовых показателей платежеспособности. Кроме того, у компании должны быть собственные средства для покупки акций банка.

Анализ с точки зрения сферы и места деятельности компании, структуры ее баланса, масштаба деятельности и т. п. не требовался. Таким образом, за соблюдение указанных критериев компания, даже у которой не было реальной деятельности, считалась бы таким же надлежащим инвестором в капитал банка, как и материнская компания соответствующей международной финансовой группы.

Положение НБУ № 149 кардинально изменило подход к оценке финансового состояния юридического лица, предоставив регулятору адекватный инструментарий для осуществления сущностного анализа, а заявителям – частичное послабление регуляторной нагрузки.

Отменив представление отчетности за предыдущие периоды, НБУ обязал оценивать финансовое состояние компании с учетом характера и масштаба ее деятельности, отраслевой и региональной специфики, других существенных факторов, влияющих на ее деятельность.

Вместе с тем аудитор, хотя в регулировании и предусмотрены десять основных показателей платежеспособности, может выбрать для оценки другую методику, если она представляется более адекватной именно для этой компании.

Важно, что аудитор или другой уполномоченный консультант обязаны включить в заключение собственную позицию относительно отсутствия у юридического лица финансовых трудностей, которые могут отрицательно сказаться на деятельности или финансовом состоянии банка, в отношении которого проводится оценка финансового состояния компании.

Оценка имущественного состояния физического лица

Собственниками значительного количества украинских банков являются физические лица. Поэтому оценка их финансового состояния при покупке банка или источников происхождения средств для капитализации является предметом постоянного внимания Национального банка Украины. Положение НБУ № 149 вводит абсолютно новый подход к оценке имущественного состояния физических лиц – бенефициаров банков.

Так, физические лица – бенефициары банков для получения соответствующих согласований обязаны подать сведения о своем имущественном состоянии, включающие их активы и обязательства, а также доходы и расходы.

Если провести аналогию, то это – баланс и отчет о финансовых результатах физического лица. В упрощенном виде, конечно. Впрочем, если лицо может указать лишь те активы, которыми подтверждается наличие собственных средств, то обязательства должны быть указаны все. Аналогично доходы указываются те, которыми лицо подтверждает законность происхождения активов, а расходы – все за соответствующий период. Корректировка активов лица с оглядкой на его обязательства, а также сравнение доходов и расходов позволит объективно оценить его имущественное состояние.

К тому же НБУ существенно ограничил использование наличных средств для капитализации банка: деньги должны как минимум год находиться в безналичной форме.

Таким способом Положение НБУ № 149 ставит точку в многомиллионных капитализациях "из сейфа", да еще и за счет последних сбережений собственника.

Расширение бизнеса банка

До принятия Положения № 149 законодательство оговаривало право банка обратиться в НБУ для открытия обособленного подразделения или начала нового вида деятельности с соответствием такого банка весьма широкому перечню требований. Большинство таких требований фокусировались на событиях прошлого и/или на текущей ситуации в банке (например, от банка требовалась безубыточная деятельности и соблюдение экономических нормативов не просто на дату обращения банка в НБУ, но и в течение определенного периода, предшествовавшего обращению). Заодно не проводилась оценка корреляции такой "экспансии" со стратегией банка и ресурсами для ее реализации.

В новом регулировании НБУ упразднил большинство условий для расширения банком бизнеса, действовавших ранее (кроме двух – отсутствие прямого запрета на такое расширение и статуса проблемного банка).

Вместо всех требований установлено всего лишь одно ключевое – экономическая обоснованность открытия обособленного подразделения или начала деятельности, его соответствие стратегии и бизнес-плану банка.

По сути, большинство действий банка анализируется регулятором через призму жизнеспособности его бизнес-модели.

Согласование на должности топ-менеджмента банка

Профессиональный и добросовестный менеджмент является необходимым условием стабильного развития и взвешенной деятельности банка. Качественное корпоративное управление в банковском секторе – безусловный приоритет работы регулятора. НБУ согласовывает назначение всех членов наблюдательного совета и правления банка, руководителя службы внутреннего аудита. Оценка качества корпоративного управления – элемент надзорной оценки SREP. В начале 2018 года по инициативе Национального банка Украины были упразднены формальные и неоправданные ограничения относительно образования и опыта руководителей банков.

Профессиональная пригодность менеджеров теперь определяется как комбинация знаний, умений и навыков, которая делает лицо способным должным образом и эффективно выполнять конкретные функции на конкретной должности в конкретном банке.

Положение № 149 продолжает тренд, заданный Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг" от 16.11.2017 г. № 2210-VIII, и определяет процедуру согласования руководителей банка Национальным банком Украины как оценку персонального их соответствия конкретному направлению работы в определенном банке. Индивидуальное согласование топ-менеджеров является предпосылкой для эффективной оценки коллективной пригодности органов управления банка.

Новым регулированием Национальный банк Украины существенно изменил подходы к оценке деловой репутации лиц, усовершенствовал порядок восстановления деловой репутации, расширил круг топ-менеджеров, подлежащих обязательному тестированию и собеседованию.

Очевидно, что имплементация новых лицензионных правил потребует большей ответственности как со стороны банков и их собственников, так и со стороны руководителей, даже более – и регулятора. Вместе с тем НБУ готов приложить все силы, чтобы философия нового регулирования нашла понимание со стороны сообщества.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua