Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Картельный сговор: для кого это хорошо, а для кого плохо
Анна Новак, помощник юриста, ADS Legal Group

Фраза "картельный сговор", которая в последнее время часто звучит как приговор со стороны Антимонопольного комитета Украины, уже смогла напугать не одного субъекта хозяйствования. В частности, в течение нескольких последних лет антимонопольное ведомство уже приняло несколько решений касательно картельных сговоров на различных рынках, а именно:

– картельный сговор крупнейших торговых сетей, где, по определению АМКУ, деятельность картеля приводила к ограничению конкуренции на рынке услуг по организации розничной торговли в неспециализированных магазинах, в результате чего введены неблагоприятные условия для производителей и поставщиков. Общая сумма штрафа для всех фигурантов составила более 203 миллионов гривен;

– сговор участников рынка розничной торговли светлыми нефтепродуктами, повлекший ограничение ценовой конкуренции ("бензиновое дело"). Общая сумма штрафа для всех фигурантов составила более 204 миллионов гривен;

– сговор поставщиков сжиженного газа, заключавшийся в похожем повышении цен на сжиженный углеводородный газ в качестве моторного горючего (СУГ). Общая сумма штрафа – почти 41 миллион гривен.

Тем не менее, что же такое картель и каковы основные признаки, по которым работники антимонопольного ведомства определяют наличие на том или ином рынке именно картельного сговора?

Из общедоступных источников нам известно, что картель – это объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого договариваются между собой по поводу распределения рынков сбыта и цен на определенную продукцию.

Объектами такой договоренности могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продажи, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, наем рабочих. Картель действует, как правило, в пределах одной отрасли и усложняет функционирование рыночных механизмов.

И внимание! Картель подпадает под действие антимонопольного законодательства большинства стран мира. Почему большинства, потому что в одних странах мира они запрещены законом, в других, наоборот, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

По определению Европейской комиссии, картелями являются соглашения и/или согласованные действия двух или большего количества конкурентов, направленные на координацию конкурентного поведения на рынке и/или влияние на соответствующие параметры конкуренции с помощью таких действий, как установление цен закупки или продажи либо других коммерческих условий, распределение квот на производство или реализацию продукции, распределение рынков, в том числе и мошеннические действия при проведении торгов, ограничение импорта или экспорта и/или действия, направленные на ограничение конкуренции, совершенные против других конкурентов.

Почему картели – это плохо

В экономической науке придерживаются аксиомы, что направленность картелей против конкуренции очевидна, поэтому даже не требуют объективной мотивации для их запрета. Результатом сговора между участниками картеля может стать фактическая монополизация рынка. А это в свою очередь приведет к прямому повышению цен для конечного потребителя и снижению уровня благосостояния в обществе.

Количество рассмотренных в последнее время картельных дел свидетельствует о наличии постоянной проблемы, а в мире распространяется общее убеждение, что борьба со "злостными картелями", как и наработка самих инструментов такой борьбы, должна быть приоритетной задачей правоприменительных органов.

Чаще всего на аналогичных рынках такой сговор может прослеживаться среди нефтяных компаний, на рынке телекоммуникаций, среди производителей лекарства, продуктов, угля и т. п. Конечно, государство делает все возможное для устранения картелей, но закрыть все возможные пути выхода очень сложно и практически невозможно. Поэтому наиболее эффективным методом борьбы с недобросовестными предпринимателями является поощрение конкуренции и жестокое наказание за противоправные действия.

Если антимонопольное ведомство разоблачает картель, то наказание несут в полной мере все участники картеля и, понятное дело, что размер штрафа за такую деятельность может достигать нескольких миллионов, а то и миллиардов (исчисление штрафа осуществляется в соответствии с законодательством).

Например, в недалеком 2015 году французские регуляторы оштрафовали ведущих производителей йогуртов страны на 192 млн евро. Антимонопольные органы выяснили, что 11 компаний (а это 90 % всего рынка йогуртов Франции) были в сговоре в целях установления цен на продукцию. Представители компаний-нарушителей тайно встречались в гостиничных номерах и вели переговоры, используя специальные телефонные линии, чтобы никто не мог их прослушать. Нарушители фиксировали цены в течение 6 лет – с 2006 до 2012. За это время они договаривались, когда и на сколько повышать цены на продукцию, а также как делить между собой рынок. Тогда картель разоблачили потому, что один из его участников – Yoplait – обо всем рассказал антимонопольщикам и таким образом избежал наказания и штрафа.

"Бесспорно, программы смягчения наказания являются самым эффективным инструментом расследования из когда-либо созданных для борьбы с картелями" (Скотт Хеммонд, директор уголовного правоприменения, Антитрестовское отделение Минюста США, 2004). Смягчение наказания означает любое уменьшение санкций в награду за информацию или сотрудничество во время расследования и применяется как к компании, так и к физическим лицам, и может включать предложение более низкого штрафа, меньшего срока или ограничительного принуждения или даже полного иммунитета (в различных правовых системах смягчение определяется по-разному).

Серьезность возможного наказания, включая риск личной ответственности, является важным фактором успеха таких программ. Большинство крупных стран с антикартельным правоприменением теперь имеют программы смягчения наказания, и многие такие программы были усилены в последние годы.

Сегодня законодательство Украины о защите экономической конкуренции при определенных условиях предусматривает даже полное освобождение лица от ответственности за участие в картеле и совершение антиконкурентных согласованных действий.

В частности, лицо, которое совершило антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно уведомило об этом Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение и предоставило информацию, имеющую существенное значение для принятия решения по делу, освобождается от ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий, предусмотренной статьей 52 этого Закона (часть 5 статьи 6 Закона "О защите экономической конкуренции").

В то же время штраф за совершение антиконкурентных согласованных действий (картельный сговор) составляет до 10 процентов от оборота компании за предыдущий год. На сегодняшний день Антимонопольный комитет Украины, который стоит на страже защиты экономической конкуренции, предлагает сообщать, в случае выявления информации, о сговоре между участниками на определенном рынке.

Также существует соответствующий Порядок подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины об освобождении от ответственности за совершение нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" (Порядок освобождения от ответственности).

Таким образом, в Украине тоже продуманы механизмы борьбы с таким явлением, как картель, однако об их действенности на практике и конкретных примерах применения АМКУ программы освобождения лица от ответственности на данный момент еще неизвестно.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua