Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Критерии постоянного представительства в 2019 году: что необходимо учитывать при планировании внешнеэкономической деятельности
Надежда Алешко, старший юрист, ЮФ ICF Legal Service

В июле 2018 г. Украина подписала Многостороннюю конвенцию относительно выполнения мер, касающихся соглашений о налогообложении, в целях противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения (MLI).

Данная Конвенция является частью Плана действий BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) по противодействию размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения.

На основании Конвенции MLI Украина получает право одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие конвенции об избежании двойного налогообложения.

По данным Министерства финансов Украины, Конвенция MLI должна быть ратифицирована Верховной Радой до конца 2018 года.

После подписания указанной Конвенции в целях выполнения Плана действий BEPS Министерство финансов Украины обнародовало проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в целях имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения".

Данным законопроектом планируется детализировать определение термина "постоянное представительство" в налоговом понимании Украины.

Об осуществлении хозяйственной деятельности нерезидентом посредством постоянного представительства в Украине, которое сейчас выражается в виде деятельности:

1) лиц, которые на основании договора, иной сделки или фактически имеют и обычно реализуют полномочия вести переговоры касательно существенных условий сделок, в результате чего нерезидентом заключаются договоры (контракты), в случае, если указанная деятельность осуществляется лицом в интересах, за счет и/или в пользу преимущественно одного нерезидента и/или связанных с ним лиц – нерезидентов;

2) лиц, которые на основании договора, иной сделки или фактически должны и обычно реализуют полномочия по хранению запасов (товаров), принадлежащих нерезиденту, из состава которых осуществляется поставка запасов (товаров) от имени нерезидента, кроме резидентов – держателей складов временного хранения или таможенного склада,

со вступлением закона в силу будут дополнительно, но не исключительно свидетельствовать следующие факторы:

– предоставление нерезидентом обязательных к исполнению указаний (в том числе средствами электронной связи или путем передачи электронных носителей) и их исполнение лицом;

– наличие у лица и использование им электронного адреса корпоративной электронной почты нерезидента и/или его связанных лиц для коммуникации с нерезидентом и/или с третьими лицами, с которым нерезидент уже заключил или в дальнейшем будет заключать договоры либо другие сделки;

– реализация лицом права владения или распоряжения запасами (товарами) либо другими активами нерезидента в Украине или их значительной долей на основании соответствующих указаний нерезидента;

– наличие у лица помещений, арендованных от собственного имени для хранения имущества, приобретенного за счет нерезидента или принадлежащего нерезиденту либо третьим лицам и подлежащего передаче третьим лицам по указанию нерезидента, или для других целей, определенных нерезидентом.

Дополнительно указанным законопроектом планируется ввести понятие "автоматической" или принудительной постановки на налоговый учет постоянного представительства на основании акта налоговой проверки, что позволит налоговым контролирующим органам самостоятельно "доначислять" налоговые обязательства таким представительствам иностранных компаний.

Указанные нововведения крайне важно учитывать в процессе планирования внешнеэкономических операций, в том числе при формировании их стоимости в переговорных процессах с иностранными партнерами и до момента заключения внешнеэкономических контрактов.

Поскольку в случае, если характер обязательств иностранного партнера по планируемому внешнеэкономическому договору будет содержать в себе признаки "постоянного представительства", предусмотренные налоговым законодательством Украины, украинской компании важно до момента заключения такого контракта предупредить иностранного партнера о необходимости регистрации филиала или обособленного подразделения на территории Украины с обязательной постановкой на налоговый учет как плательщика налога на прибыль в Украине и, соответственно, с последующей самостоятельной уплатой налогов в Украине.

В случае если иностранный партнер не зарегистрируется налогоплательщиком в Украине, налоговый орган Украины по итогам проведения налоговой проверки, в том числе украинской компании, будет обязан произвести "принудительную" постановку на учет постоянного представительства нерезидента на основании акта проверки и доначислить такому представительству "налог на прибыль".

Украинская компания при такой внешнеэкономической операции не будет налоговым агентом нерезидента и лишается права "применять" льготные ставки налогов, предусмотренные договорами об избежании двойного налогообложения.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua