Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Внимание, схемы изменены! (К вопросу о коррупции)
Карина Карташова, адвокат, АО "Солодко и партнеры"

Международному дню борьбы с коррупцией посвящается

Из газет, журналов, экранов наших телевизоров и смартфонов пестрят новости об опаснейшем социальном явлении человечества – коррупции. Веками с ней ведется отчаянная борьба. Риск потери деловой репутации, наложения штрафов, лишения свободы, смертной казни – ничто не способно остановить человека в его деяниях, которые могут содержать признаки коррупции. Даже миллиардное финансирование, которое выделяется на борьбу и предупреждение коррупции во всем мире, не всегда приносит гарантированные положительные результаты. И наше государство не является исключением, ведь все чаще направление денежных средств на борьбу с коррупцией похоже на выделение водки на борьбу с пьянством. Не стоит и говорить, что сам термин "борьба с коррупцией" настолько часто встречается, что им уже никого не удивить, а тем более – не убедить в реальности таких намерений и действий в нашем государстве.

Еще с 1992 года с принятием Закона "О приватизации государственного жилищного фонда" Украина, достав из "подполья" основную массу операций по купле-продаже объектов недвижимости, создала новый рынок – рынок недвижимости. Как и во многих государствах мира с переходной экономикой, в которых происходят процессы приватизации, ему была свойственна цикличность и макроэкономическая нестабильность, включая бурную ценовую динамику рынка. Такая нестабильность и стала одним из катализаторов коррупционных правонарушений. Годами рынок недвижимости модернизировался, соответственно менялись его коррупционные составляющие, на выявление и борьбу с которыми нужно было определенное время. Однако, вместо оперативной реакции на служебные злоупотребления на любом уровне, наблюдалась избирательность и промедление с борьбой, как результат – ее безуспешность.

Подтверждением этому является следующая статистика, которая убедительнее всяких слов.

Так, по результатам опроса, проведенного бизнес-ассоциацией рынка строительства коммерческой и жилой недвижимости URE Club, прошлый год ознаменовался повышением уровня коррупции. При этом рост коррумпированности в контролирующих органах наблюдается именно на вышестоящих служебных уровнях.

Чаще всего со случаями коррупции девелоперы сталкивались на этапах получения согласований, заключительных разрешений и сдачи объектов недвижимости в эксплуатацию.

Как показали результаты исследования, вопреки первоначальным предположениям, снижение уровня коррупции за последние два года большинство респондентов не заметило. Напротив, на вопрос "Заметили ли вы рост уровня коррупции за последние 2 года?" 39,1 % опрошенных ответили "Да". Больше всего респондентов (60,9 %) отметили усиление коррупции на этапе получения заключительных разрешений. Результаты исследования показывают, что борьба с коррупцией коснулась исключительно нижестоящих служебных уровней ("специалисты"), в то время как в работе директоров департаментов и начальников управлений наблюдается повышение уровня коррупции. Проанализировав все результаты опроса, становится понятным, что в игре "борьба с коррупцией по-украински" не все хотят участвовать. Больше по душе тем или иным служащим приходится все же "игра в имитацию".

В это трудно поверить, но даже выбор вида получения неправомерной выгоды (денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают без законных на то оснований) также с годами отличается! Коррупционеры отказываются от такой формы "вознаграждения", как квадратные метры в строящихся девелоперами зданиях, отдавая предпочтение более простым и безопасным формам, то есть увеличивая денежное вознаграждение (такой вариант отметили 82,6 % респондентов).

Что касается последних модернизаций коррупционных схем, то стоит уделить внимание вновь созданному в июле 2018 г. рынку "предоставления услуг по доступу к государственной базе отчетов об оценке имущества для целей налогообложения", ведь оценка коммерческого имущества нужна как при заключении договоров купли-продажи, так и передаче в залог, в аренду, внесении коммерческого имущества в уставный капитал, в случае наследования и т. п.

Согласно измененной ст. 172 Налогового кодекса Украины Фонд госимущества был обязан внедрить электронные площадки, которые бы позволяли контролировать результаты оценки стоимости недвижимости. ФГИУ разработаны требования к площадкам, и 18 июля первая из них – "ОЦЕНКА.online" – получила право предоставлять свои услуги оценщикам и нотариусам. Теперь каждый оценщик с помощью авторизованной электронной площадки обязан вносить и регистрировать свои отчеты в единой базе данных отчетов об оценке, где специально разработанный оценочный модуль проверяет корректность той или иной стоимости. Стоимость услуг указанных площадок за доступ к государственной базе / внесение информации составляет 1020 грн – по 510 грн оценщику и нотариусу.

Итак, реформа рынка оценки недвижимости начиналась с благого намерения – заставить честно уплачивать налоги. Однако вместо беспрепятственного и бесплатного сервиса физические и юридические лица вынуждены нести дополнительные расходы в связи с наличием посредников по регистрации отчета в единой базе. Вроде бы сумма и не кажется большой, однако зачем платить "за воздух"!?

По этому поводу Антимонопольный комитет получил десятки жалоб, заявлений, обращений, в том числе от народных депутатов. Обстоятельствами послужило лишение 5000 субъектов оценочной деятельности бесплатного доступа к единой базе данных отчетов (гарантированного постановлением КМУ от 21.08.2014 г. № 358 в предпоследней редакции), взыскание платы за получение частным нотариусом информации из базы (при этом для государственных нотариусов такое требование отсутствует), не урегулированная государством стоимость услуг электронных площадок, а также данные любительских расследований, по результатам которых оказалось, что у всех 4 компаний был одинаковый программный код и одинаковая стоимость услуг, и т. п.

В конце июля Антимонопольный комитет начал проверку действий Фонда госимущества относительно внедрения базы, подключения к ней электронных площадок. На заседании АМКУ 22 ноября 2018 г. одобрены предложения Кабинету Министров Украины о необходимости решения проблемных вопросов. Однако по состоянию на сегодняшний день проверка продолжается – 7 декабря на официальном сайте АМКУ появилась информация о проведении до 28 декабря 2018 г. опроса касательно соблюдения Фондом государственного имущества Украины требований законодательства о защите экономической конкуренции при создании, внедрении и функционировании единой базы данных отчетов об оценке и подключении к ней электронных площадок.

Очевидно, что альтернативой частным платным электронным площадкам-посредникам могла бы стать одна государственная площадка, на которой услуги регистрации и пользования единой базой данных отчетов об оценке предоставлялись бы бесплатно, и, соответственно, какие-либо обвинения в создании "коррупционных прокладок" отсутствовали бы. Для реализации этого плана, конечно, государство бы понесло дополнительные расходы. Однако оно же и заинтересовано в пополнении бюджета за счет уплаты налогов не с заниженных, а реальных сумм, так разве это не стоило бы того?

...и снова возникает один вопрос: а кому новая схема выгодна в этот раз?

* В статье использовались статистические результаты опроса, проведенного бизнес-ассоциацией рынка строительства коммерческой и жилой недвижимости URE Club: https://ureclub.com/ua/news/anticorruption.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua