Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Эффективность приказного производства в хозяйственном судопроизводстве
Андрей Овод, юрист, Юридической фирмы "Лекс'Юс"

Хозяйственный процессуальный кодекс Украины в редакции от 15.12.2017 г. (далее – ХПК Украины) предусматривает возможность осуществления хозяйственного судопроизводства в порядке приказного производства (п. 1 ч. 1 ст. 12 ХПК Украины).

Новая форма судопроизводства открыла перед лицами, имеющими право на обращение в хозяйственный суд, альтернативные процессуальные возможности.

Юридические лица и/или физические лица – предприниматели могут обратиться к процедуре приказного производства при следующих условиях:

– отсутствует спор о праве или о его наличии заявителю неизвестно (ч. 2 ст. 12 ХПК Украины);

– требование касается только денежной задолженности на основании договора, заключенного в письменной (в том числе электронной) форме (ч. 1 ст. 148 ХПК Украины);

– сумма требования не превышает ста размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ч. 1 ст. 148 ХПК Украины), которая по состоянию на конец 2018 года составляет 192100 грн.

В отличие от аналогичного института гражданского судопроизводства, известного еще с 2004 года, в положениях ХПК Украины не конкретизировано подробно, по каким именно требованиям может быть выдан судебный приказ. При этом законодатель ограничился критериями допустимости в виде суммы требований и формы договора.

Осуществление хозяйственного судопроизводства в порядке приказного производства призвано, с одной стороны, упростить получение исполнительного документа по делам о взыскании денежных сумм незначительного размера, а с другой стороны – уменьшить нагрузку на судебную систему. В связи с этим предусмотрено:

– короткий срок рассмотрения заявления, а именно в течение пяти дней со дня его поступления (ч. 1 ст. 154 ХПК Украины);

– проведение рассмотрения без судебного заседания и уведомления участников (ч. 1 ст. 154 ХПК Украины);

– небольшой размер судебного сбора за подачу заявления, а именно 0,1 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (пп. 2-1 п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Украины "О судебном сборе"), который в 2018 году составляет 176,2 грн;

– результат рассмотрения при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных ст. 152 ХПК Украины, заключается в выдаче судебного приказа, имеющего силу исполнительного документа (ч. 4 ст. 147 ХПК Украины, п. 1-1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины "Об исполнительном производстве").

В то же время открытым остается вопрос доказательств, которые должно предоставлять лицо вместе с заявлением о выдаче судебного приказа. По содержанию п. 8 ч. 1 ст. 152 ХПК Украины судья отказывает в выдаче судебного приказа, если из поданного заявления не усматривается возникновение или нарушение права денежного требования. Учитывая то, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, заявитель должен обеспечить представление надлежащих, допустимых, достоверных и достаточных средств доказывания, которыми он обосновывает соответствующие обстоятельства.

Одним из ключевых критериев допустимости требований к рассмотрению в порядке приказного производства является их бесспорность по основному обязательству. Обращаем внимание, что практика применения ХПК Украины свидетельствует о том, что суды занимают солидарную позицию, в соответствии с которой штрафные санкции, инфляционные потери и годовые не могут быть предметом приказного производства (например, дела № 906/1045/18, № 916/2619/18, № 922/2970/18).

В соответствии с ч. 3 ст. 154 ХПК Украины судебный приказ обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, тем не менее может быть отменен в порядке, предусмотренном данным разделом.

Итак, должник имеет право в течение пятнадцати дней со дня вручения копии судебного приказа и приложенных к нему документов подать заявление о его отмене в выдавший его суд (ч. 1 ст. 157 ХПК Украины). По содержанию ХПК Украины, обращение должника с должным образом оформленным заявлением, в котором обязательно указано о полной или частичной необоснованности требований взыскателя, фактически означает отмену судебного приказа (ч. 3 ст. 158 ХПК Украины).

Именно возможность отмены судебного приказа в специальном, упрощенном порядке вызывает сомнения у лица по поводу целесообразности обращения в хозяйственный суд с заявлением о его выдаче. При таких условиях упрощенный способ получения исполнительного документа фактически нивелируется тем, что формальное несогласие должника с судебным приказом приводит к его отмене. В результате лицо вынуждено повторно обращаться в суд за защитой своих прав, но уже в порядке искового производства.

Не зря ч. 2 ст. 148 ХПК Украины предусмотрена возможность рассмотрения вышеуказанных требований как в порядке приказного, так и упрощенного искового производства, на выбор лица. Также в случае отказа в выдаче судебного приказа или его отмены заявителю гарантировано право на обращение в суд с теми же требованиями в исковом порядке (ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 158 ХПК Украины).

Таким образом, возможна ситуация, когда после подготовки и подачи заявления с приложениями в суд, пяти дней его рассмотрения и в течение времени до дня вступления судебного приказа в законную силу, которое составляет не менее 20 дней (ч. 1 ст. 157, ч. 1 ст. 159 ХПК Украины), права лица продолжают быть незащищенными.

В свою очередь стоит отметить, что упрощенный порядок отмены судебного приказа призван исключить возможность злоупотребления правами или совершения неправомерных действий заявителями, ведь суд выдает судебный приказ, не рассматривая обоснованность заявленных требований по существу (п. 7 ч. 1 ст. 155 ХПК Украины).

Вместе с тем обращение в суд в порядке упрощенного искового производства означает для лица более продолжительное рассмотрение дела, составляющее около 60 дней (ч. 1 ст. 248 ХПК Украины), без учета времени на открытие производства по делу, возможных процессуальных задержек, составления полного текста решения и вступления его в законную силу. Кроме этого, размер судебного сбора за подачу искового заявления составляет не менее 1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (пп. 1 п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Украины "О судебном сборе"), то есть 1762 гривни в 2018 году. Однако результатом рассмотрения дела в порядке упрощенного искового производства будет решение суда, вступившее в законную силу, на основании которого выдан приказ на его принудительное исполнение. Приведенное исключает возможность его отмены по факту формального несогласия контрагента с существующей денежной задолженностью.

Интересно, что до 15.12.2017 в определенной степени альтернативой приказного производства для бизнеса было совершение нотариусом исполнительной надписи на нотариально заверенных договорах. Преимуществом такого института является оперативное получение исполнительного документа, однако расходы по уплате государственной пошлины и плате за совершение соответствующих нотариальных действий частными нотариусами значительно превышают связанные с уплатой судебного сбора за подачу заявления о выдаче судебного приказа. Кроме этого, как правило, цена договоров, заверяемых нотариально по желанию сторон, значительно превышает предельный размер требований, которые могут рассматриваться в приказном производстве.

Именно поэтому вопрос эффективности приказного производства в хозяйственном судопроизводстве требует анализа в каждом отдельном случае, учитывая характер взаимоотношений с контрагентом и заложенный временной и денежный лимит расходов на получение исполнительного документа.

Например, у предприятия имеется дебиторская задолженность около 100000 гривен, а практика отношений с должником дает основания предполагать, что он примет меры, направленные на непризнание долга. В такой ситуации рекомендуем обращаться в суд в порядке упрощенного искового производства, поскольку потраченные время и усилия на получение судебного приказа, скорее всего, не увенчаются успехом. Также можно констатировать негативную практику, связанную с тем, что недобросовестные должники уклоняются от получения копии судебного приказа, чем фактически откладывают дату вступления его в законную силу (ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 157, ч. 4 ст. 156, ст. 242 ХПК Украины).

Другой пример: задолженность признается должником, однако на текущую дату он лишен возможности ее погасить либо же сумма задолженности настолько низкая, что уплата судебного сбора за подачу иска и его подготовка совершенно неоправданны. В таких случаях дополнительной гарантией исполнения должником денежного обязательства или целесообразным по размеру допустимых судебных расходов, соответственно, будет получение судебного приказа, который может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет (ч. 1 ст. 12 Закона Украины "Об исполнительном производстве").

ВЫВОД:

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внедрение модели приказного производства является позитивным шагом на пути к реализации задач хозяйственного судопроизводства. Эта модель наделяет субъектов хозяйствования в определенных законом случаях правом на судебную защиту при помощи альтернативного процессуального механизма. Характерными признаками приказного производства следует назвать скорость рассмотрения, низкие судебные расходы и упрощенный порядок отмены судебного приказа. Эффективность приказного производства напрямую связана с тем, будет ли должник оспаривать требования заявителя. Учитывая это, вопрос целесообразности обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа должен решаться в каждом случае индивидуально.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua