Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Военное положение: попытка ответов на спорные вопросы
Андрей Гук, партнер, Юридической фирмы "Анте"

Почему Украина не объявила войну?

В соответствии с Резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности либо политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым является достаточным свидетельством акта агрессии.

В статье 3 указанной Резолюции предусматривается, что независимо от объявления войны те или иные действия считаются актом агрессии. Среди таких действий указана блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства, нападение вооруженными силами другого государства или группы государств на военные сухопутные, морские или воздушные силы либо гражданские морские или воздушные флоты другого государства (пункты "с" и "d" статьи 3 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года).

В решении Совета национальной безопасности и обороны Украины "Относительно чрезвычайных мер по обеспечению государственного суверенитета и независимости Украины и введения военного положения в Украине" от 26.11.2018 г., которое введено в действие Указом Президента Украины от 26.11.2018 г. № 390/2018, в частности, в пункте 1 констатируется, что действия Российской Федерации против кораблей Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, которые повлекли тяжелые последствия, составляют преступление вооруженной агрессии и подпадают именно под вышеуказанные пункты "с" и "d" статьи 3 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.

Аналогично нормам Резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года определение агрессии содержится и в Законе Украины "Об обороне Украины".

Объявление войны, как правило, предшествует акту агрессии и воспринимается в международном праве как действие агрессора или государства, которое намерено совершить акт агрессии (первым или вторым).

Иронично, что катализатором принятия ІІІ Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 года стала Русско-японская война 1904 – 1905 годов, которую начала Япония без предварительного объявления войны. Тогда Россия потерпела сокрушительное поражение. В соответствии со статьей 1 настоящей Конвенции военные действия между державами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. А согласно статье 2 Конвенции о состоянии войны следует без замедления оповестить нейтральные державы.

В Украине объявление войны – это отдельное от утверждения военного положения полномочие Верховной Рады Украины по представлению Президента Украины (пункт 9 статьи 85 Конституции Украины).

Cогласно статье 4 Закона Украины "Об обороне Украины" в случае вооруженной агрессии против Украины или угрозы нападения на Украину Президент Украины принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применении Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, подает его Верховной Раде Украины на одобрение или утверждение, а также вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны.

Государства должны воздерживаться от применения силы или иных действий, несовместимых с Уставом ООН. Применение силы или начало военных действий может быть законным только в двух случаях: самозащита или одобрение ООН. Примером такого одобрения является война в Персидском заливе 1991 года, которая была одобрена Резолюцией 678 от 29 ноября 1990 года и по самой своей сути была ультиматумом Ираку с условным объявлением войны.

После Второй мировой войны известны 11 случаев прямых военных конфликтов, в которых присутствовали официальные объявления войны или объявления наличия состояния войны. И в большинстве случаев не объявлялась война, а оповещалось о наличии состояния войны. Последний случай – объявление Египту о наличии состояния войны с Исламским государством.

Украина же оказалась в ситуации, когда Российская Федерация первой открыто под своим флагом атаковала украинские корабли. Соответственно, у Украины возникло право на самозащиту, о чем говорил в своих заявлениях Президент Украины. Объявлять войну в таких условиях не только не имеет смысла, но и противоречит сути состояния самозащиты, в котором находится Украина.

Верховная Рада Украины отдельным постановлением от 26.11.2018 г. № 2632-VIII утвердила Обращение к ООН, ЕС, национальным парламентам государств мира, которым оповестила нейтральные государства о том, что Российская Федерация совершила вооруженное нападение и такие действия являются актом агрессии против Украины в соответствии со статье 2 Устава ООН и положениями Резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. Также в Обращении отмечается, что такие действия являются продолжением вооруженной агрессии против Украины, начавшейся 20 февраля 2014 года (оккупация Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей). По самой своей сути такое Обращение констатирует то, что Российская Федерация является нарушителем Устава ООН, агрессором, а Украина имеет право на самозащиту.

Военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии либо угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отражения вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия данных ограничений.

В международном праве заявления официальных лиц государства имеют важное значение и при определенных условиях являются источником права.

Президент Украины и Министр иностранных дел Украины четко заявили о том, что Украина не объявляет состояние войны, оставляет за собой право на самозащиту и не отказывается от намерений мирного урегулирования споров, что является обязанностью в соответствии с Уставом ООН.

Таким образом, в условиях, когда против Украины Российская Федерация первой применила военную силу без объявления войны, предложение о введении военного положения без объявления войны со стороны Украины представляется обоснованным решениям. При этом введение военного положения без объявления войны со стороны Украины не является нарушением законодательства и не служит препятствием для любых международно-правовых последствий. Акт агрессии признается таковым независимо от объявления войны, а органы государственной власти и органы военного управления, не дожидаясь объявления состояния войны, принимают меры для отражения агрессии (статья 4 Закона Украины "Об обороне Украины").

Каковы отличия акта агрессии РФ от ранее совершенных?

Почему не вводилось военное положение раньше?

Предыдущие акты агрессии Российской Федерации носили, как сейчас принято называть, "гибридный" характер. В контексте международного права – спорный характер. Украина вынуждена доказывать предыдущие акты агрессии со стороны Российской Федерации, привязку конкретных действий к государству Российская Федерация. И это очень непростая задача, как видим это по ходу заявлений сторон в Международном суде ООН, где Украина уже встретилась в битве правовых позиций с агрессором.

Аннексия АР Крым, пребывание на временно оккупированной территории Украины военных РФ, выстрел из системы "БУК", который находится на вооружении Российской Федерации, – это также акты агрессии, однако нуждающиеся в доказывании их принадлежности государству-агрессору. Пока что не доказано окончательно и бесспорно, что именно должностные лица или военные РФ несли ответственность за действия экипажа "БУК", а "зелёные человечки" не имели опознавательных знаков.

Сейчас же военная сила применена военными Российской Федерации открыто под флагом этого государства. То есть имеются бесспорные доказательства акта агрессии против Украины именно государства Российская Федерация.

Стоит отдельно отметить, что в соответствии со статьей 5 вышеупомянутой Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года никакие мотивы любого характера – политического, экономического, военного или иного характера – не могут служить оправданием агрессии.

Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными. Поэтому оправдания, звучащие со стороны Российской Федерации, по сути, не имеют значения в контексте квалификации ее действия как акта агрессии.

В Указе Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 26.11.2018 г. № 393/2018 указана совокупность последовательных причин для введения военного положения именно сейчас и приведен последовательный перечень актов агрессии:

"В связи с очередным актом вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации, состоявшимся 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива против кораблей Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, который повлек тяжелые последствия, другими агрессивными действиями Российской Федерации в Азовском и Черном морях, имеющейся угрозой широкомасштабного вторжения в Украину вооруженных сил Российской Федерации, на фоне оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым и части Донецкой и Луганской областей, опасностью государственному суверенитету и независимости Украины, ее территориальной целостности, с целью создания условий для осуществления органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий, необходимых для отражения вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности...".

Несовершенство законодательства о правовом режиме военного положения (как утверждают отдельные комментаторы) не могло служить препятствием для введения военного положения ранее. Ведь предыдущий Закон Украины "О правовом режиме военного положения" мало чем отличается от ныне действующего Закона 2015 года. В обоих законах возможно вводить военное положение на отдельной местности, похожа и процедура (СНБО – Президент Украины – ВРУ), похожи и другие положения.

Действительно, политические, экономические, военные и другие условия (в том числе и "гибридность" действий РФ) не привели к введению военного положения ранее, однако для отпора врагу были применены другие меры. Также можем вспомнить известное заседание СНБО, где только Председатель СНБО проголосовал за введение военного положения. Но в любом случае невведение военного положения раньше не может быть оправданием его невведения в условиях, сложившихся после 25 ноября 2018 года. Более того, трудно представить негативные последствия как на международной арене, так и в виде дальнейших действий агрессора, если бы ВРУ не поддержала Президента Украины или если бы Украина не среагировала на открытую агрессию введением военного положения.

Именно после событий 25 ноября 2018 года возникла совокупность актов агрессии Российской Федерации и угроза, которая не могла быть оставлена без реакции в виде максимальной мобилизации международного сообщества путем объявления военного положения в Украине и обращения к нейтральным государствам с акцентированной позицией самозащиты. Объявление Украиной военного положения в значительной степени является действием, направленным на международные отношения, и здесь Украина демонстрирует достаточно четкие и последовательные заявления и мотивации, отвечающие нормам международного права и открывающие широкое поле возможностей для давления на агрессора и его сдерживания.

Однако касательно внутреннего содержания военного положения, соблюдения законности и процедуры его введения и эффективности дальнейшей реализации возникает значительно больше вопросов, требующих объяснений и ответов.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua