Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Институт частного исполнителя: особенности, недостатки и перспективы
Карина Бордунова, юрист, ЮК "Алексей Пуха и Партнеры"

Исполнение судебных решений – очень важный заключительный этап в защите прав лиц, в пользу которых должники добровольно не исполняют решения. В Украине данный вопрос является достаточно проблематичным по сравнению с другими иностранными государствами, что дает основания считать государство неспособным защитить нарушенные права граждан. Как усматривается из практики, в Европейский суд по правам человека поступает множество жалоб по вопросу, связанному с неисполнением судебных решений национальных судов. Таким образом, в целях урегулирования указанных недостатков в законодательстве в 2016 году приняты Закон Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" (далее – Закон Украины № 1403) и новая редакция Закона Украины "Об исполнительном производстве" (далее – Закон Украины № 1404), которыми внесены изменения относительно системы исполнения судебных решений создан и внедрен институт частного исполнителя.

Особенности

Внедрение института частного исполнителя – это модернизация исполнительной службы, а именно обеспечение исполнения решений национальных судов негосударственной формой и повышение количественного показателя исполнения судебных решений.

В соответствии с законодательством Украины существуют некоторые особенности работы частного исполнителя. Прежде всего следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины № 1404 частный исполнитель не имеет права исполнять следующие решения:

1) об отобрании и передаче ребенка, установлении свидания с ним или устранении препятствий в свидании с ребенком;

2) по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета;

3) по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;

4) по которым взыскателями является государство, государственные органы;

5) административных судов и Европейского суда по правам человека;

6) предусматривающие совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;

7) о выселении и вселении физических лиц;

8) по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;

9) о конфискации имущества;

10) исполнение которых отнесено данным Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;

11) другие случаи, предусмотренные этим Законом и Законом Украины № 1403.

В течение первого года занятия деятельностью частного исполнителя частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Отсюда усматривается, что законодатель все же предусмотрел некоторые отличия от работы государственного исполнителя и установил определенные ограничения в действии частного исполнителя.

Во-вторых, законом предусмотрены дополнительные требования к частному исполнителю. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Украины № 1403 частным исполнителем может быть гражданин Украины, который достиг 25 лет, имеет высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеет государственным языком, имеет стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдал квалификационный экзамен. К тому же в соответствии с требованиями статьи 24 Закона Украины № 1403 частный исполнитель обязан осуществить обязательное страхование ответственности перед третьими лицами, организовать свой офис в пределах исполнительного органа до начала осуществления своей деятельности (ст. 26 Закона Украины № 1403), а также каждые пять лет со дня получения удостоверения частного исполнителя осуществлять повышение квалификации (ст. 33 Закона Украины № 1403).

В-третьих, необходимо отметить, что для частных исполнителей законодательством установлено основное (фиксированное) и дополнительное финансовое вознаграждение, которое, в свою очередь, может стать еще одним фактором заинтересованности частного исполнителя в своей работе, а именно способом быстрого и эффективного исполнения решений своих клиентов. Несмотря на все эти особенности, требования к частному исполнителю и ограничения в его действиях, материальное стимулирование может быть методом решения вопроса неисполнения решений национальных судов, тем самым также служить улучшением и стимулированием работы государственных исполнителей.

Следовательно, подводя итог изложенному, для урегулирования проблемы неисполнения судебных решений внедрение новой системы органов, осуществляющих принудительное исполнение решений, является довольно важным нововведением в законодательстве Украины. Кроме того, контроль за деятельностью частного исполнителя и достойная мотивация будут надлежащим способом скорейшего исполнения судебных решений, а это позволит усовершенствовать систему органов государственной исполнительной службы, в свою очередь также уменьшится нагрузка на органы государственной исполнительной службы, поскольку взыскатель сможет выбрать наилучший способ обращения, а именно к государственному или к частному исполнителю.

Недостатки

Однако, несмотря на положительный опыт многих иностранных государств, развитие института частного исполнителя, требования о приобретении статуса частного исполнителя и внедрение смешанной системы исполнения судебных решений имеют также некоторые недостатки.

Первым, по моему мнению, существенным недостатком в работе частных исполнителей является, бесспорно, то, что частные исполнители могут злоупотреблять своими полномочиями. Отсюда усматривается, что частные исполнители в целях получения большего вознаграждения от взыскателя будут нарушать права должников для того, чтобы как можно быстрее исполнить то или иное решение. Кроме того, частные исполнители попытаются любой ценой в кратчайший срок исполнять решение, нарушая не только права и интересы должников, но и требования ст. 4 Закона Украины № 1403, хотя это противоречит в первую очередь принципам законности, справедливости, беспристрастности и объективности. Однако, принимая во внимание процесс исполнения решения, именно неуважение к правам и интересам должников является нарушением всех основных принципов и основ исполнительного производства.

Также, учитывая материальное вознаграждение частного исполнителя, можно выделить еще один недостаток. Частный исполнитель в целях получения большего материального вознаграждения и для обеспечения конкуренции попытается исполнить значительное количество решений, что может привести к загруженности и некачественному или ненадлежащему выполнению работы, а это является нарушением прав и интересов взыскателей.

Таким образом, во избежание этих недостатков и в целях защиты основных принципов исполнительного производства считаю, что в законодательстве необходимо предусмотреть четко определенный перечень прав и обязанностей взыскателя и должника, тем самым установить частному исполнителю ответственность за нарушение этих прав и обязанностей и предусмотреть возможность обжалования действий частного исполнителя. Имея целью охрану прав и интересов взыскателя и должника, возможно избежать проблемы злоупотребления частными исполнителями своими полномочиями.

Третий недостаток, по моему мнению, – это ограниченный круг решений, которые частный исполнитель может брать в свое производство. Так, в законодательстве недостаточно урегулирован вопрос по поводу передачи исполнительных дел от частного исполнителя в отдел ГИС, и наоборот. В законодательстве предусмотрено понятие "передача исполнительного документа", а не "исполнительного производства". Как указано, исполнительный документ от органа ГИС частному исполнителю передается исключительно до открытия исполнительного производства в течение 1 дня с момента подачи исполнительного документа в государственный орган. Однако остается неурегулированным вопрос касательно исполнительного производства, которое уже открыто, но взыскатель намерен передать дело частному исполнителю. В этом случае ему нужно путем написания заявления возвращать исполнительный документ из ГИС и подавать частному исполнителю. Однако процедура возврата исполнительного документа создает некоторые сложности, а именно возникают проблемы с исполнительным сбором.

Четвертым и дискуссионным недостатком является вопрос относительно автоматизированной системы исполнительного производства. Я считаю, что существенным недостатком украинской системы исполнения решений является именно возможность автоматического ареста средств должника. Поскольку институт частного исполнителя внедрен и активно функционирует во многих иностранных государствах, у Украины имеется возможность воспользоваться этим опытом и тем самым усовершенствовать законодательство об исполнительном производстве. Таким образом, в соответствии с опытом иностранных государств существует автоматизированная система на всю страну по исполнительным производствам, которая позволяет наложить арест на любое имущество должников. Также в европейских государствах отсутствуют ограничения по поводу количества помощников частных исполнителей, тогда как в нашей стране законодательством предусмотрено не более четырех наемных работников. Это очень удобно, поскольку дает возможность сэкономить много времени в работе исполнителей, чем, соответственно, уменьшить загруженность в их работе, и усовершенствовать систему исполнения решений национальных судов.

Отсюда следует, что необходимо использовать опыт европейских государств, которые уже имеют довольно положительный результат в работе частных исполнителей, в целях усовершенствования законодательства Украины по исполнительному производству. Но по этому поводу следует также отметить, что при использовании опыта иностранных государств нужно учитывать и определенные национальные особенности нашего государства, например, низкий уровень правовой культуры населения, постсоветскую модель экономики государства, высокий уровень коррупции, в целях предотвращения возникновения новых пробелов в законодательстве в ходе осуществления реформирования системы принудительного исполнения решений.

ВЫВОД:

Подводя итог изложенному, нужно подчеркнуть, что внедрение института частных исполнителей является необходимой реформой в законодательстве Украине, однако она требует еще большей доработки, на что, конечно, понадобится время и практика. Кроме того, в данном вопросе необходимо учитывать законодательство и опыт иностранных государств, которые уже имеют довольно положительный результат в работе частных исполнителей. Несмотря на все эти недостатки в украинском законодательстве, внедрение этого института является значительным шагом по преодолению проблемы, связанной с неисполнением судебных решений.

Что касается перспективы развития института частных исполнителей в Украине, несмотря на все недостатки, считаем, что внедрение данного института является довольно прогрессивной идеей для преодоления проблемы, связанной с неисполнением судебных решений. Именно это является шагом к эффективности принудительного исполнения судебных решений, возможности гармонизировать украинское законодательство с законодательством государств Европейского Союза. Создание эффективной системы органов принудительного исполнения решений в Украине, а именно внедрение института частных исполнителей, позволит снять большую загруженность в государственной исполнительной службе и ускорит процесс исполнения решений, что также повлияет на улучшение судебной реформы.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua