Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Что такое комплаенс и зачем его внедрять?
Тарас Бойчук, к. ю. н., адвокат, эксперт по комплексным правовым решениям, Safir Law&Finance

Впервые в своей практической деятельности с термином "комплаенс" я столкнулся в 2010 году при сопровождении проведения социального аудита одного из самых крупных экспортеров швейной продукции на территории Западной Украины. Для зарубежных заказчиков одним из критериев оценки надежности контрагента в Украине является соблюдение последним высоких стандартов социальных взаимоотношений на предприятии, а также наличие разработанных и успешно введенных комплаенс-политик.

Итак, что же такое комплаенс и зачем его внедрять? По этимологии термин "комплаенс" (от англ. compliance – согласие, соответствие; происходит от глагола to comply – выполнять) – буквально означает действие согласно указанию. Комплаенс – это соответствие любым внутренним или внешним требованиям либо нормам. В Оксфордском словаре английского языка приводится следующее определение данного термина: комплаенс – деятельность, отвечающая установленным требованиям либо указаниям, или повиновение (на английском – compliance is an action in accordance with a request or command, obedience)1.

1 Комплаенс // Википедия – свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%BD%D1%81.

Впервые правовое регулирование комплаенса было введено США. Поводом для введения в правовое поле данного инструмента стал, в частности, Уотергейтский скандал и результаты расследования SEC (комиссии по ценным бумагам США), которой были установлены случаи, носившие системный характер, дачи взяток американскими компаниями, в том числе за границей, в целях получения государственных контрактов. Реакцией на такую ситуацию стало принятие в 1977 году закона США "О коррупции за рубежом" (Foreign Corrupt Practices Act / FCPA). Данным нормативным актом были введены строгие правила контроля, требования к бухгалтерской и финансовой документации, а также правила взаимоотношений с государственными служащими.

На межгосударственном уровне определение понятия "контроль" закреплено в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля2, в которой он определяется как неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или принять меры по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

2 Лимская декларация руководящих принципов контроля от 01.01.77 г. // http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/604_001 (дата обращения: 02.12.1016).

Действующее национальное законодательство не оперирует термином "комплаенс". В Украине в 2011 году был принят Закон "О принципах предупреждения и противодействия коррупции", на смену которому в 2015 году пришел Закон Украины "О предупреждении коррупции". Однако указанные законы не привели к обязанности субъектов хозяйствования внедрить в свою деятельность системы комплаенса.

Впрочем, нормами Закона Украины "О предупреждении коррупции" определяется, что антикоррупционной программой юридического лица является комплекс правил, стандартов и процедур по выявлению, противодействию и предупреждению коррупции в деятельности юридического лица. Также его нормами установлено, что такие программы являются императивными для:

– государственных, коммунальных предприятий, хозяйственных обществ (в которых государственная или коммунальная доля превышает 50 процентов), где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн;

– юридических лиц, являющихся участниками предварительной квалификации, участниками процедуры закупки согласно Закону Украины "Об осуществлении государственных закупок" (утратил силу в соответствии с Законом Украины от 25.12.2015 г. № 922-VIII. – Примеч. ред.), если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг), работ равна или превышает 20 млн грн.

Поскольку комплаенс является системой, включающей ряд стандартов и положений, а также мероприятий, которыми эти правила внедряются и выполняются, то такая система должна иметь внешнее (документальное) выражение. Чаще всего она оформляется в виде политики или программы, которые утверждаются руководящим органом компании. За соблюдением их следит комплаенс-офицер или менеджмент.

Решением Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции от 02.03.2017 г. № 75 утверждена Типовая антикоррупционная программа юридического лица.

Традиционному юридическому комплаенсу присущи следующие направления:

– противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

– противодействие коррупции, мошенничеству и финансированию терроризма;

– разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству;

– устранение конфликта интересов;

– защита данных, в том числе персональных;

– банковский контроль;

– антимонопольный комплаенс;

– кибербезопасность;

– экологические, трудовые стандарты.

Основным документом комплаенс-программы, как правило, является Кодекс корпоративного поведения (Code of Conduct). Именно в нем должны содержаться нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, поставщиками, контролирующими органами и другими третьими лицами, с которыми имеет дело тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей. В международных компаниях на практике дополнительно разрабатываются (и действуют) такие документы, как Кодекс корпоративной этики (Code of Ethics), Политика принятия и дарения подарков (Gift Policy) и др.

ВЫВОД:

Таким образом, стоит обратить внимание на то, что зарубежный инвестор, особенно из стран Западной Европы и США, обязательно будет проверять наличие у бизнес-партнера системы комплаенса, поскольку за рубежом такие системы отлично интегрированы в системы идентификации рисков. Авторитетными компаниями уже давно внедрены и используются собственные программы комплаенса и деловой этики, а потому для них первоочередной необходимостью выступает уверенность в том, что приобретение или сотрудничество с украинской компанией не вызовет никаких негативных последствий.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua