Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Могут ли военкоматы вызывать военнообязанных через их работодателей?
Василий Нечипоренко, ЮРИСТ&ЗАКОН

На нашем частном предприятии работает много военнообязанных работников призывного возраста. Сейчас в самом разгаре осенний призыв и, насколько мне известно, военкоматы практикуют массовые вызовы работников для прохождения медкомиссии и уточнения учетных данных через работодателей. К нам на предприятие подобных обращений еще не поступало, однако получение такого письма не исключено. Подскажите, пожалуйста, могут ли военкоматы присылать указанные письма?

Никто из наших работников не уклоняется от службы и мы готовы содействовать. Но для нас снятие с производства десятков работников одновременно (даже на пару часов) будет означать срыв производственных планов и возникновение соответствующих хозяйственных рисков.

Действительно, военкоматы могут обращаться к работодателям с требованием известить работников о вызове в военкомат. Данное полномочие предусматривается в ч. 1 ст. 38 Закона "О воинской обязанности и военной службе", указывающей, что в административно-территориальных единицах, где нет военных комиссариатов, соответствующие органы местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, в том числе учебных заведений, независимо от подчинения и форм собственности обязаны по требованию военных комиссариатов извещать призывников и военнообязанных об их вызове в военные комиссариаты, а также обеспечивать своевременное прибытие по указанному вызову. Однако здесь важно учитывать выделенный фрагмент нормы: такие требования военкоматы могут направлять лишь в городах, районах и даже областях, где нет военкоматов.

Более того, если строго следовать тексту норм права, касающихся военной обязанности, данные требования могут направляться только в бюджетные структуры. Так, п. 37 Порядка организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных предусматривает возложение на государственные органы, предприятия, учреждения и организации ряда обязанностей с целью ведения персонального учета призывников и военнообязанных. Сюда, среди прочего, входит оповещение по требованию районных военкоматов призывников и военнообязанных о вызове и обеспечение их своевременного прибытия к месту назначения. При этом согласно тексту нормы упомянутые предписания не касаются частных предприятий. Это подтверждается тем, что в перечне структур-исполнителей таких требований военкомата нет оговорки о том, что норма действует на всех (независимо от подчинения и форм собственности).

Следовательно, если предприятие получило из военкомата требование о направлении туда своих работников для прохождения медкомиссии и уточнения учетных данных со ссылкой на указанные правовые нормы, работодателю сперва стоит оценить обоснованность данного обращения. Если он не уполномочен выполнять такие требования (его предприятие является частным и/или в административно-территориальной единице есть военкомат), нужно незамедлительно уточнить суть требований военкомата и их соотношение с законодательством. Причем сделать это стоит при первой возможности и в письменном виде, что обезопасит предприятие от штрафа за невыполнение предписаний военкома (в противном случае предприятию придется доказывать в порядке обжалования админвзыскания, что требования, по его мнению, были безосновательными).

Кроме того, письменный ответ может послужить доказательством того, что предприятие не игнорирует и не отказывается выполнять требования военкомата, а лишь просит уточнить их в виду отсутствия соответствующих полномочий как у военкомата, так и у предприятия. Это будет особенно уместно, если, например, районный военкомат в своем требовании к частному предприятию, расположенному в этом же районе, будет ссылаться на упомянутые выше правовые нормы, ведь согласно ч. 2 ст. 19 Конституции органы госвласти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами. При этом военкоматы являются местными органами военного управления, руководствующимися в своей деятельности законодательством (см. Положение о военных комиссариатах).

Однако важно учитывать, что это касается только случаев, когда требование военкомата обосновывается упомянутыми положениями законодательства о воинской обязанности и военной службе. Но возможна и ситуация, когда военкомат ссылается на мобилизационное законодательство. В данном случае необходимо исходить из положений Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" в части мобилизационных обязательств работодателей.

Согласно ст. 21 указанного Закона среди таких обязательств предусматривается, в частности, обеспечение своевременного прибытия работников, привлеченных к исполнению мобилизационных обязательств, на сборные пункты и в воинские части в установленном порядке. Кроме того, должно осуществляться обязательное ведение учета военнообязанных, резервистов и призывников из числа работников, содействие резервистам в выполнении своих обязанностей в рамках службы в резерве и пр. Потому не исключается, что военкомат запросит помощь предприятия в рамках общих мобилизационных обязательств, которые имеют все работодатели.

Следовательно, при получении работодателем обращения из военкомата относительно направления туда работников необходимо исходить из того, на чем обосновывается такое требование. Как правило, военкомат контактирует с призывником или военнообязанным по месту его жительства, а через место работы разыскивает только в особых случаях. В связи с этим, если правомерность требования о направлении работников в военкомат вызывает у работодателя сомнения, необходимо безотлагательно уточнить у военкомата суть и обоснованность данного обращения, а далее действовать исходя из наличия соответствующих обязательств работодателя согласно воинскому учету и мобилизации.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua