Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Готовимся к административному обжалованию решения ГФС: основные аспекты
Руслан Солнцев, налоговый консультант, юридического объединения ID Legal Group

В наше время система фискального органа подвергается постоянным структурным изменениям. А вот методы и подходы к проведению проверок остаются неизменными.

Каждый бизнес в деятельности сталкивается с проведением проверок фискальным органом, а кто-то даже по несколько раз. И проверки вызывают у них постоянное беспокойство, поскольку результатом этих мероприятий в большинстве случаев становятся значительные доначисления несогласованных денежных обязательств.

Несогласованность зачастую возникает из-за того, что фискальный орган пользуется пробелами правовой системы и по собственному усмотрению, не изучив первичные документы в полном объеме и их отражение в бухгалтерском учете, доначилсяет значительные суммы обязательств.

Соответственно, встает вопрос: сколько еще будет составлено "несогласованных" материалов проверок, которые в дальнейшем необходимо будет обжаловать в административном и судебном порядке?

Конечно, избежать значительных доначислений поможет постоянная готовность к проверке. Это заключается в наличии правильно составленных первичных бухгалтерских документов и в правильно выбранной стратегии в ходе проверки.

Статистика и опыт работы нашей компании показывают, что желаемого результата – отмены решения фискального органа – возможно добиться именно с помощью правильно выбранной стратегии.

Поэтому мы расскажем, на что следует обратить внимание при подготовке материалов к административному обжалованию налогового уведомления-решения в ГФС Украины. Это мы рассмотрим на примере ситуации, когда фискальный орган по результатам проведенной проверки доначислил обществу денежные обязательства в сумме 20 млн грн. Суть нарушения: взаимоотношения с рядом "сомнительных" контрагентов.

Следовательно, теперь, после получения решения ГФС, обществу необходимо готовиться к административному обжалованию, чтобы получить желаемый результат в виде его отмены. В противном случае руководству грозит открытие криминального производства с возможными дальнейшими последствиями (например, обыски).

Что же делать и на что следует обращать внимание?

Во-первых, составленный акт проверки с несоблюдением требований – шаг к отмене штрафов. Итак, необходимо провести анализ акта документальной проверки на предмет соблюдения требований: наличия в нем фактов выявленных нарушений со ссылками на конкретные пункты и статьи законодательных актов; того, как повлияло нарушение на финансовый результат в соответствии с положениями бухгалтерского учета, регистрами бухгалтерского учета, финансовой и другой отчетностью; в случае отсутствия первичных документов, подтверждающих факт нарушения, или в случае непредставления их для проверки – указан перечень этих документов; при получении в ходе проверки их копий должна быть сделана запись с отражением оснований для их получения, а также перечня этих документов. Данные требования предусмотрены Порядком оформления результатов документальных проверок, утвержденным приказом Минфина от 20.08.2015 г. № 727.

Зачастую фискалы не придерживаются вышеуказанных норм, а выводы основываются на предположениях проверяющих, и именно поэтому следует обращать внимание на данный факт и отражать его в жалобе на решение.

Во-вторых, ссылка в акте проверки на недостоверные документы – шаг к отмене штрафов. Соответственно, выясняем, на основании какой информации фискалы сделали вывод о сомнительности контрагента.

В большинстве случаев это могут быть любые решения, вне зависимости от их содержания или процессуального статуса; информация в базах данных контролирующих органов об отсутствии фондов, мощностей, персонала, неотражение данных в налоговой отчетности; открытые криминальные производства в отношении должностных лиц или учредителей контрагента.

Практика анализа таких материалов проверок показывает, что фискалы ссылаются на постановления следственных судей по уголовным делам о доступе к вещам и документам, об аресте имущества, об обыске. При этом даже на отказ судьи в таком доступе фискалы не обращают внимания.

Именно этот факт необходимо учитывать при написании жалобы на решение, подкрепив его представлением соответствующих копий постановлений.

В-третьих, представление полного пакета документов – шаг к отмене штрафов. Следует иметь в наличии полный пакет документов, подтверждающий реальность осуществления хозяйственной операции, по которой состоялись приобретение товара, его транспортировка и реализация; полученные услуги должны подтверждаться расширенным отчетом выполненных работ, а, кроме того, такие операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Указанные документы необходимо представлять с подробной описью, дабы при рассмотрении жалобы не было оснований их проигнорировать.

Итак, вывод очевиден: чтобы получить желаемый результат в виде отмены решения ГФС, необходимо прежде всего проанализировать акт проверки на предмет его составления в соответствии с предусмотренными требованиями и ссылок на достоверные документы, а также в полном объеме представить имеющиеся в наличии первичные документы в зависимости от содержания хозяйственной операции.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua