Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Объект завершенного строительства как источник повышенной опасности
Александр Ручко, юрист

– Почему у "Запорожцев" нет ремней безопасности?

– Потому, что владельцев "Запорожцев" стране не жаль.

Cоветский анекдот

Данный материал посвящен одной из проблем, лежащих в основе всей строительной деятельности, – лицензированию указанной деятельности.

Слова классиков – они потому и слова классиков, что несоблюдение или игнорирование их (пусть даже и по забывчивости) всегда приводит / может привести к печальным последствиям. В данном случае речь идет о высказывании великого Гегеля: невозможно разрешить ни один частный вопрос, не разрешив вопросов общих.

А то, что проблема лицензирования в строительстве – один из общих (если не сказать глобальных) вопросов, вряд ли вызывает сомнения. И вот с этим-то глобальным вопросом в нашем законодательстве серьезная неразбериха, в результате чего возникают ситуации, наталкивающие на написание подобных материалов.

Изучим данный вопрос с применением исторического подхода – единственно верного при изучении любой проблемы.

До 30 апреля 1998 г. (день вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предпринимательстве" о наименовании субъекта предпринимательской деятельности" от 23.12.97 г. № 762/97 (далее – Закон № 762/97) строительная деятельность, в том числе и проектирование объектов строительства, в Украине вообще не лицензировалась (кроме строительства отдельных "особо важных" объектов вроде АЭС, магистральных газопроводов, линий связи и им подобных).

Закон № 762/97 внес изменения в ст. 4 Закона Украины "О предпринимательстве", в соответствии с которыми все виды строительной деятельности подлежат лицензированию.

22 октября 2000 г. вступил в силу Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III (далее – Закон о лицензировании – 2000), практически полностью отменивший Закон № 762/97 и установивший "по-своему", что строительная деятельность все же подлежит лицензированию.

28 июня 2015 г. начал действовать Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" от 02.03.2015 г. № 222-VIII (далее – Закон о лицензировании – 2015), который, полностью отменив Закон о лицензировании – 2000, установил в п. 9 ст. 7, что лицензированию подлежит строительство объектов IV и V категорий сложности с учетом особенностей, определенных Законом Украины "Об архитектурной деятельности" (далее – Закон об архитектуре).

10 июня 2017 г. п. 9 ст. 7 Закона о лицензировании – 2015 в соответствии с Законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности" от 17.01.2017 г. № 1817– VIII (далее – Закон № 1817) был изложен в новой редакции: теперь предусматривается, что лицензированию подлежит строительство объектов, относящихся по классу последствий (ответственности) к объектам со средними и значительными последствиями, с учетом, опять-таки, особенностей, определенных Законом об архитектуре.

При этом обратим внимание на следующее.

Определение термина "объекты IV и V категорий сложности" приводилось в постановлении Кабинета Министров Украины от 27.04.2011 г. № 557 (далее – Постановление № 557), на данный момент отмененном постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2017 г. № 666 (далее – Постановление № 666).

В Постановлении № 557 "честно" устанавливалось, что класс последствий (ответственности) объекта строительства определяется согласно требованиям ГСН В.1.2-14-2009 (далее – ГСН-2009), полностью не опубликованных ни в одной нормативной базе (в том числе и в ЛИГА:ЗАКОН, где можно найти только изменения к ГСН-2009). А поскольку "ГСНы" (государственные строительные нормы) не подлежат регистрации в Минюсте, их общеобязательность как минимум сомнительна. В Постановлении № 557 были добросовестно воспроизведены основные положения ГСН-2009, поэтому можно сказать, что до отмены указанного Постановления было достаточно четкое понимание того, строительство каких именно объектов подлежало лицензированию.

Постановление № 666, отменившее Постановление № 557, кроме неких упоминаний о гармонизации национальных строительных норм с соответствующими строительными нормативными документами Европейского Союза (официально не переведенными ни на украинский, ни даже на русский язык), ничего, в общем-то, и не содержит. Разумеется, в нем (как и в действующей редакции Закона о лицензировании – 2015) есть упоминание об объектах со средними последствиями (СС2), но ни слова о том, что именно это за объекты.

Описательное определение того, что представляют из себя объекты среднего класса последствий (ответственности) (далее – Объекты СС2) и значительного класса последствий (ответственности) (далее – Объекты СС3) содержится в действующей редакции ст. 32 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее – Закон № 3038). Только если уж совсем точно, то в Законе № 3038 устанавливается, какие объекты относятся к Объектам СС3 (хорошо, что хоть это есть!) и указывается, какие объекты не могут быть отнесены объектам с незначительными последствиями (далее – Объекты СС1). Быть может, по мнению законодателя, как раз эти объекты и являются Объектами СС2, но хотелось бы определения почетче.

 

В законодательных актах Украины отсутствуют также определения понятий "строительная деятельность" и "строительство".

 

Конечно, можно считать, что описание "строительства" содержится в дефиниции "градостроительства" (вот вам и определение понятия!), но ведь в соответствии с законами о лицензировании, лицензированию подлежит не "градостроительство", а "строительная деятельность" (как в Законе о лицензировании – 2000) либо "строительство" (как в Законе о лицензировании – 2015). Следовательно, хотя все и всем вроде как понятно, но лицензировать как бы и нечего.

Приведем примеры определений понятия "строительство" из нормативных (не законодательных) актов. Например, вот что предлагается в п. 1 Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Минрегионразвития от 16.05.2011 г. № 45 (далее – Порядок проектирования): "Строительство – новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение...".

В общем "строительство" – это "строительство"...

Хорошо, что хоть Минфин помог, – в п. 2 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 18 "Строительные контракты" строительство определяется как сооружение нового объекта, реконструкция, расширение, достройка, реставрация и ремонт объектов, выполнение монтажных работ. Благодаря Минфину хотя бы примерно понятно, что именно следует "лицензировать"...

Также весьма хорошо, что в ст. 1 Закона об архитектуре, учитывать который необходимо при определении такого вида хозяйственной деятельности, как строительство, указывается, что объекты архитектурной деятельности (объекты архитектуры) – это здания и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и иного назначения, их комплексы... и так далее.

Так что по поводу того, что предметом лицензирования относительно Объектов СС3 является именно строительство, законодательная определенность имеется. Что же касается Объектов СС2 – она, увы, не столь четкая.

В то же время не существует законодательной определенности в вопросе, необходимо ли согласно требованиям Закона о лицензировании – 2015 получать лицензию юридическому лицу, осуществляющему проектирование объектов строительства.

Относительно физических лиц все четко и ясно сказано в Законе об архитектуре. В соответствии со ст. 17 Закона об архитектуре граждане, получившие соответствующий квалификационный сертификат, могут выполнять отдельные виды работ (услуг), связанные с созданием объекта архитектуры...

Что же касается юридических лиц, и ч. 1 ст. 17 Закона об архитектуре устанавливает, что хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию, и постановление Кабинета Министров Украины "О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры" от 05.12.2007 г. № 1396 вполне себе продолжает действовать, и даже в п. 1 Порядка проектирования говорится, что проектировщик – это юридическое лицо, имеющее в своем составе соответствующих исполнителей, получивших согласно законодательству квалификационный сертификат, который подтверждает способность выполнения работ относительно объектов соответствующего класса последствий (ответственности); физическое лицо, имеющее в соответствии с законодательством данный квалификационный сертификат (далее – сертифицированный исполнитель).

Только вот физическое лицо (сертифицированный исполнитель), как это установлено ч. 1 ст. 17 Закона об архитектуре, может, повторимся, выполнять только отдельные виды работ (услуг), связанные с созданием объекта архитектуры.

Но, увы, стала крайне распространенной такая (на первый взгляд, основывающаяся на нормах ст. 17 Закона об архитектуре) практика юридических лиц – проектировщиков (автору известны такие юридические лица – проектировщики – в его-то отнюдь не самом грандиозном украинском центре выполнения проектных работ для строительства), согласно которой они, имея в своем составе то или иное (иногда – крайне незначительное, если не сказать мизерное) количество физических лиц – сертифицированных исполнителей, не получают / не продлевают соответствующие лицензии на проектирование объектов строительства, но при этом выполняют проектные работы (с выдачей соответствующих чертежей и рабочей документации) на строительство не то, что Объектов СС2, но даже Объектов СС3. Заказчики же данных "проектных работ", будучи вполне согласными с таким положением дел, принимают эти "проекты" на выполнение, осуществляют по ним строительные работы и возводят (даже сдают в эксплуатацию) и Объекты СС2, и даже Объекты СС3.

С учетом всего изложенного считаем вполне разумным определить законодательно, что каждый/любой объект, построенный и/или введенный в эксплуатацию до того, как все виды строительной деятельности стали подлежать лицензированию (то есть построенные и/или введенные в эксплуатацию до 30 апреля 1998 г. – дня вступления в силу Закона № 762/97), а также каждый объект I – III категории сложности и каждый Объект СС1 (все-же в указанных объектах даже по описательному определению ст. 32 Закона № 3038 одновременно может находиться до 49 человек), построенный и/или введенный в эксплуатацию во время срока действия Закона о лицензировании – 2015 должен быть в законодательном порядке признан источником повышенной опасности (с распространением на него всех юридических последствий данного признания).

Также считаем вполне разумным законодательно определить, что каждый/любой Объект СС2 и любой Объект СС3, построенный и/или введенный в эксплуатацию во время срока действия Закона о лицензировании – 2015 по проектам юридических лиц, не имеющих соответствующей лицензии, также должен быть в законодательном порядке признан источником повышенной опасности с распространением на него всех юридических последствий указанного признания.

Представляется, что каждый/любой собственник такого объекта должен получить от уполномоченных органов государственной власти и/или местного самоуправления соответствующий сертификат повышенной опасности. При этом собственник/арендатор указанного объекта будет обязан в законодательном порядке вывешывать данный сертификат на видном месте на входе в такой объект (и на видном месте на каждом этаже указанного объекта (при наличии многоэтажности), как говорится, "под страхом" законодательно установленного десяткотысячегривневого штрафа (для физических и/или должностных/служебных лиц) и сотнетысячегривневого штрафа (для юридических лиц) – штрафа за отсутствие соответствующего сертификата на этом самом что ни на есть видном месте каждого/любого подобного объекта.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua