Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ГФС: взыскать, защитить, ответить!
Евгений Власов, адвокат, Юридической фирмы "Патриот"

Никому некомфортно жить в среде, когда внутренние желания не соответствуют реальным ожиданиям или принципам, задекларированным обществом. В таком случае сложно быть счастливым.

В соответствии с данными исследования Института Земли ООН за последние пару лет украинцы практически такие же счастливые, как ганцы, суданцы, камбоджийцы, а до европейцев нам еще очень далеко. Что же не так, если Украина значительно ближе к Европе, чем та же Гана или Судан, но расположилась явно не среди европейских стран в рейтинге индекса счастья?

На мой взгляд, среди ментальных, культурных факторов, влияющих на ощущение счастья, есть ответственность государства за свои действия перед простыми гражданами, "винтиками", благодаря которым работает государственный механизм, движется общество.

Налогоплательщики – финансовый хребет страны, который должны уважать власти всех уровней и статусов. Уважение – это конкретные действия, то есть активное поведение.

Осознало ли за годы независимости наше государство, что снискать уважение от граждан можно только тогда, когда несешь ответственность за свои действия? К сожалению, налогоплательщики не ощущают этого уважения и до сих пор.

Написать можно все, а выполнить?

Предписаниями ст. 56 Конституции Украины предусмотрено право каждого на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Аналогичные положения содержатся и в Гражданском кодексе Украины: вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действием или бездействием органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством, Автономной Республикой Крым или органом местного самоуправления независимо от вины этих органов (ч. 1 ст. 1173 ГК).

Кроме того, с начала прошлого года действуют в новой редакции нормы Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), которыми определено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностные (служебные) лица контролирующих органов несут ответственность согласно закону.

За принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщику, должностное (служебное) лицо контролирующего органа, принявшее такое решение, а также непосредственный руководитель такого должностного лица несут ответственность согласно закону.

Повторное в течение последних двенадцати месяцев принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщиков, должностным (служебным) лицом контролирующего органа, принявшим такое решение, является основанием для применения к такому должностному (служебному) лицу дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренном законом (п. 21.2 ст. 21 НКУ).

Повторность проступка – прямая дорога к дисциплинарной ответственности

Как отмечалось выше, в соответствии с предписаниями п. 21.2 ст. 21 НКУ только за повторность в течение 12 месяцев возможно привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица за принятие решения, которым определяется налоговое (денежное) обязательство и которое было отменено.

Согласно пп. 14.1.157 п. 14.1 ст. 14 НКУ налоговое уведомление-решение – письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности налогоплательщика уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных НКУ и другими законодательными актами, контроль за исполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность.

В соответствии с п. 1 разд. ІІІ Порядка направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2015 г. № 1204, структурное подразделение контролирующего органа, составившее налоговое уведомление-решение в соответствии с НКУ, распечатывает его и после согласования с подразделениями правовой работы передает на подпись руководителю (исполняющему его обязанности, его заместителю или уполномоченному лицу) контролирующего органа.

Получается, что подписанта налогового уведомления-решения можно привлечь к дисциплинарной ответственности только в случае, если в течение одного года будут отменены два налоговые уведомления-решения.

Руководители структурных подразделений ГФС – отдельно, инспекторы – отдельно

Формально привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии с п. 21.2 ст. 21 НКУ можно только должностных лиц соответствующих подразделений ГФС, которые, собственно, подписывают налоговые уведомления-решения, зато для привлечения инспекторов-ревизоров, проводящих налоговую проверку, следует руководствоваться положениями ЗУ "О государственной службе".

Так, в соответствии со ст. 64 ЗУ "О государственной службе" за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, определенных законодательными актами в сфере государственной службы, должностной инструкцией, а также нарушение правил этического поведения и другое нарушение служебной дисциплины государственный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.

Действия инспекторов-ревизоров потенциально, учитывая виды дисциплинарных проступков, определенные в ст. 65 ЗУ "О государственной службе", могут классифицироваться как проступки в случае: нарушения Присяги государственного служащего; нарушения правил этического поведения государственных служащих; действий, которые вредят авторитету государственной службы; превышения служебных полномочий, если оно не содержит состава преступления или административного правонарушения; принятия государственным служащим решения, противоречащего закону или выводам относительно применения соответствующей нормы права, изложенным в постановлениях Верховного Суда, по которому судом вынесено отдельное определение.

К нарушителям может быть применен один из следующих видов взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение с должности государственной службы.

Для осуществления дисциплинарного производства с целью определения степени вины, характера и тяжести совершенного дисциплинарного проступка создается дисциплинарная комиссия по рассмотрению дисциплинарных дел (далее – Дисциплинарная комиссия), которая функционирует в структуре ГФС с 2016 года.

Дисциплинарные взыскания (выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение с должности государственной службы) налагаются только по представлению Дисциплинарной комиссии субъектом назначения, исходя из ст. 68 ЗУ "О государственной службе".

Результатом рассмотрения дисциплинарного дела является подготовка представления Дисциплинарной комиссии, носящего рекомендательный характер для субъекта назначения, который должен принять соответствующее решение о применении дисциплинарного взыскания в течение 10 дней.

Потенциально нарушителя можно уволить только при превышении служебных полномочий, если оно не содержит состава преступления или административного правонарушения или нарушения Присяги государственного служащего.

В целом государственный служащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если прошло шесть месяцев со дня, когда руководитель государственной службы узнал или должен был узнать о совершении дисциплинарного проступка, не считая времени временной нетрудоспособности государственного служащего или пребывания его в отпуске, или если прошел один год после его совершения или вынесения соответствующего отдельного определения суда.

Учитывая продолжительность обжалования налоговых уведомлений-решений, уволить руководителя структурного подразделения ГФС на практике невозможно, зато существует такая потенциальная возможность относительно инспекторов, ревизоров, если в процессе выполнения своих обязанностей они нарушили Присягу государственного служащего или же превысили служебные полномочия, в случае отсутствия состава преступления или административного правонарушения.

Свет в конце туннеля

В соответствии с данными ГФС Украины за период с января по апрель этого года для выяснения причин и обстоятельств совершения должностными лицами ГФС правонарушений в сфере служебной деятельности проведено в общем 771 служебное расследование и проверку. К дисциплинарной ответственности привлечены 110 работников, то есть каждый 7 был привлечен к ответственности. Сколько же уволено – неизвестно. Налогоплательщики не в полной мере используют все механизмы защиты своих прав, кроме традиционных – обжалования налоговых уведомлений-решений, обращений в Совет бизнес-омбудсмена.

Недаром в последнее время Президент Украины поручил разработать и имплементировать в законодательство до 2019 года реальные механизмы привлечения к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных органов за составление незаконных актов проверок.

Станет ли государство ответственным перед налогоплательщиками – мы, возможно, узнаем уже в текущем году.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua