Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Изменения в Законе о закупках: что предлагает законопроект № 8265?
Марта Гоголь, юрист, DOZORRO, Transparency International Ukraine

С момента внедрения электронной системы закупок прошло почти два года. С запуском ProZorro реформа не закончилась: технические и законодательные изменения продолжаются. 13 апреля Президент Украины внес в Верховную Раду законопроект № 8265 з отметкой "неотложный", который вносит изменения в Закон "О публичных закупках" (дальше – Закон). Петр Порошенко предлагает урегулировать допороговые закупки, доработать систему обжалования торгов, дать возможность участникам исправлять ошибки в документации в течение 24 часов с момента их выявления, ввести электронные каталоги и расширить перечень действий, за которые заказчиков могут наказать. Принятие данных правок имеет целью решить ряд проблем в сфере публичных закупок.

1. "Упрощенные" закупки

Так называемые допороговые закупки хотят урегулировать на законодательном уровне. В действующем Законе Украины "О публичных закупках" нет такого вида закупки и не регламентирован механизм проведения допороговых закупок. Там есть только норма, которая дает право государственным заказчикам использовать электронную систему с целью выбора поставщика на суммы, не превышающие пороговые значения в соответствии с Законом.

Учитывая отсутствие четкой регламентации допороговых закупок, указанное создает сложности как для заказчиков, так и для участников закупок.

С целью урегулирования данной ситуации законопроект предлагает ввести "упрощенную" процедуру закупок, которая является аналогом сегодняшних допороговых закупок.

На заказчиков могут возложить обязанность проводить закупки через Prozorro от 50 тыс. грн в обязательном порядке.

Сама процедура проведения "упрощенных" закупок похожа на процедуру открытых торгов, но с сокращенными сроками и без условия относительно обязательного участия минимум двух участников.

Основные этапы "упрощенных" закупок:

1. Объявление о закупке.

2. Период уточнения информации, указанной заказчиком в объявлении об упрощенной закупке.

3. Подача предложений участниками.

4. Электронный аукцион.

5. Рассмотрение на соответствие условиям, определенным в объявлении об "упрощенной" закупке, и требованиям к предмету закупки, предложения участника.

6. Определение победителя и заключение договора о закупке.

7. Размещение отчета о результатах проведения упрощенной закупки.

Вопрос обжалования в допорогах – один из наиболее острых, поскольку у бизнеса отсутствуют рычаги влияния на заказчиков и нет возможности отстаивать свои права. Законопроектом предусмотрено, что обжалование упрощенных закупок будет осуществляться в судебном порядке. Однако, с учетом сокращенных сроков закупки и, наоборот, затяжных судебных процессов, трудно сказать о действенности и эффективности такого обжалования.

2. 24 часа на исправление ошибок

Много ошибок в тендерных предложениях случаются из-за технических недостатков. Как следствие, такие предложения отклоняются и от этого понесут потери и заказчики, которые покупают дороже, и бизнес, который вообще теряет возможность заключить договор из-за невнимательности. В случае принятия законопроекта участник получает возможность исправлять ошибки. Как это будет происходить? Заказчик проверяет предложение, выявляет ошибки и в электронной системе формирует требования к участнику по внесению изменений. У участника будет 24 часа, чтобы отредактировать файлы. Для минимизации возможных манипуляций перечень документов, которые можно исправлять, будет ограничен.

3. Изменения в обжаловании закупок

Система обжалований должна быть справедливой и обеспечивать равные правила для всех участников закупочного процесса. На сегодняшний день почти 30 % жалоб, которые попадают на рассмотрение коллегии Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), неоплаченные. АМКУ вынужден их рассматривать и принимать решение об отклонении. Это требует времени на подготовку и формирование самого решения. Законопроект предлагает ввести электронную систему для внесения оплаты за подачу жалоб, что позволит эффективнее использовать время АМКУ и заниматься рассмотрением только оплаченных жалоб.

Главным нововведением является размер обжалования – 1,5 % ожидаемой стоимости закупки или лота.

Такая высокая стоимость несет риск закрытия возможности участникам защищать свои интересы на крупных торгах, что может отрицательно повлиять на всю сферу в целом. Вместе с тем в случае удовлетворения жалобы АМКУ планируется, что средства за обжалование будут возвращаться жалобщику, что является довольно интересным решением для бизнеса, которое, скорее всего, будет воспринято положительно.

4. Электронные каталоги

Информацию о ценах, технических и качественных характеристиках товаров, которые предлагаются участниками, планируется сгруппировать и вносить в электронные каталоги, в которых заказчик сможет выбирать себе определенный товар. При осуществлении закупок на допороговые суммы заказчики смогут выбрать товар из этого каталога.

Законопроект предлагает заказчикам два варианта действий при закупке, в зависимости от стоимости:

От 50 тыс. грн

Вариант 1. Провести "упрощенную" закупку

Вариант 2. Выбрать поставщика из электронного каталога

До 50 тыс. грн

Вариант 1. Самостоятельно выбрать поставщика, заключить "прямой" договор и обнародовать отчет в электронной системе

Вариант 2. Выбрать поставщика из электронного каталога и обнародовать отчет в электронной системе.

5. Ответственность за нарушение

Законопроект Президента предлагает внести изменения в статью 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАПУ). Статья предусматривает ответственность за нарушение в сфере публичных закупок.

Сейчас эта норма не очень действенна, поскольку с принятием Закона "О публичных закупках" не была приведена в соответствие с действующими законодательными нормами.

В часть действий, считающихся противоправными, предлагается добавить безосновательное применение переговорной процедуры закупки, необоснованную дисквалификацию участника, необоснованное определение победителем участника и т. п. Также среди предложенных нововведений – ответственность за неисполнение решения органа обжалования (АМКУ). За указанное нарушение предлагается налагать штраф на руководителя заказчика в размере от 2 до 3 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 тыс. грн до 51 тыс. грн). Такую инициативу следует поддержать, ведь она должна стать сдерживающим фактором для тех, кто нарушает правила игры в публичных закупках.

В контексте внедрения допороговых закупок под действие Закона о закупках нужно говорить о введении ответственности за нарушение в ходе их проведения. Большинство допороговых закупок проходят с существенными нарушениями и без каких-либо санкций для нарушителей. Проведение допороговых закупок является исключительно решением заказчика, в отдельных случаях решением органа управления заказчика (городским советом, областной государственной администрацией). Соответственно, за нарушение в таких закупках может наступать только дисциплинарная ответственность или же уголовная в случае причинения существенного ущерба интересам государства. Правовое урегулирование допороговых закупок путем включения их в Закон означает установление ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 16414 КУоАПУ.

 

ВЫВОД:

Предлагаемые изменения являются важными и необходимыми как для представителей бизнеса, заказчиков, так и общественности. Допороговые закупки дают возможность малому и среднему бизнесу развиваться, а государству закупать товары на конкурентном рынке. Проведение закупок с обязательным применением электронной системы является механизмом обеспечения прозрачного расходования бюджетных средств с помощью свободного доступа ко всей информации о закупке. Это позволяет осуществлять оперативный государственный и общественный контроль за закупками, а также предупреждать коррупцию в данной сфере.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua