Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Регулирование международной торговли: между либерализацией и протекционизмом
Иван Бараненко, юрист, Sayenko Kharenko Татьяна Танчин, помощник юриста, Sayenko Kharenko

Разнонаправленность интересов является одной из современных особенностей международной торговли, влияющей на ее регулирование.

Либерализация торговли и открытие мировых рынков в течение последних двух десятилетий были бесспорной тенденцией, оказавшей значительное влияние на мировую экономику. По статистике ВТО, количество соглашений о свободной торговле увеличилось с 64 в 1998 году до 287 в первой половине 2018 года. В то же время рост мировых производственных мощностей, объемов торговли и глобальной конкуренции, которая больше всего ощущается на сырьевых рынках, принуждает правительства задумываться над тем, как сохранить и поддержать отечественного производителя, а с ним – и рабочие места и налоговые начисления.

Украина имеет свои достижения и вызовы в сфере регулирования международной торговли. Тарифные и нетарифные меры являются теми методами, которые непосредственно влияют на импорт, экспорт, транзит и контроль по качеству товаров. Специфика их применения состоит в следующем.

Пошлины и тарифы

Тарифный метод регулирования торговли состоит в применении пошлины на товары при ввозе или, реже, при вывозе из страны. В Украине применяются ввозная и вывозная пошлина, сезонная и особые виды пошлины. К особым видам пошлины относятся специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины и дополнительный импортный сбор. Особые виды пошлины (кроме сбора) применяются по результатам расследований и направлены на защиту национального производителя.

Адвалорные ставки пошлин рассчитываются в процентах к таможенной стоимости и наиболее распространены. Специфические взимаются в фиксированном денежном размере на единицу товара. Комбинированные объединяют оба варианта. При ввозе в Украину наряду с пошлиной к товару также может применяться акцизный налог (для подакцизных товаров) и налог на добавленную стоимость.

Пошлины могут служить ограничением не только импорта, но и экспорта. Хотя такие меры применяются нечасто, на практике они могут ограничивать экспорт сырьевых товаров и создавать преференции для отечественных перерабатывающих предприятий, которые выпускают товар с добавленной стоимостью. В Украине действуют экспортные пошлины на кожу, семена лена, подсолнечника и рыжея, живой скот, лом черных и некоторых цветных металлов, природный газ.

Общим правилом, которое действует для всех членов ВТО, является обязанность удерживать пошлины на одном уровне для всех торговых партнеров, не создавать дополнительных препятствий для иностранных экспортеров и не поднимать ставки пошлин выше, чем согласованные для страны максимальные размеры. Из этого правила есть ряд исключений.

Соглашения о свободной торговле являются мощным механизмом регулирования торговых отношений, направленным на взаимное сокращение или отмену как пошлин, так и других торговых ограничений между торговыми партнерами – членами зон свободной торговли (ЗСТ). Двусторонние ЗСТ повышают товарооборот между их участниками, способствуют привлечению инвестиций и росту бизнеса, а многосторонние ЗСТ (например, Соглашение о тихоокеанском партнерстве, НАФТА) объединяют целые регионы, содействуя экономическому росту их членов.

Соглашения о ЗСТ регулируют не только таможенные вопросы, но и ряд других важных моментов: государственные закупки, защиту интеллектуальной собственности и инвестиций, миграцию рабочей силы и т. п.

Украина является участником соглашений о ЗСТ с СНГ, Грузией, Македонией, Черногорией, ЕАСТ, а также членом Соглашения об ассоциации с ЕС. Недавно вступило в силу Соглашение о ЗСТ с Канадой, а ЗСТ с Израилем находится на этапе ратификации. Ряд других соглашений о ЗСТ все еще проходят раунды двусторонних переговоров.

Тарифные преференции по соглашениям о ЗСТ экспортеры и импортеры могут использовать, как правило, при условии наличия сертификата происхождения товара, прямой транспортировки и прямой закупки. Например, чтобы получить преференции по Соглашению об ассоциации с ЕС, украинским экспортерам необходимо получить сертификат происхождения EUR.1 или подтвердить происхождение товара иным способом. Важным механизмом является статус "уполномоченных экспортеров", который предоставляется компаниям и упрощает получение ими сертификата происхождения EUR.1.

Важным для Украины шагом в либерализации торговли является присоединение в 2018 году к Конвенции Пан-Евро-Мед о преференциальных правилах происхождения товаров. Конвенция будет предоставлять возможность украинским экспортерам использовать сырье для производства из других стран – членов Пан-Евро-Мед без утраты украинского статуса происхождения товаров. Аналогично, другие члены Пан-Евро-Мед смогут, закупая украинское сырье, использовать его в производстве товаров, которые будут иметь статус происхождения из их стран. Введение Пан-Евро-Мед в действие требует внесения изменений в соглашения о свободной торговле, однако после реализации данного шага украинские экспортеры смогут повысить объемы экспорта.

Меры торговой защиты, включающие антидемпинговые, компенсационные и специальные меры, являются еще одним важным механизмом регулирования международной торговли и защиты внутреннего рынка. Преимуществом таких мер является то, что они позволяют существенно поднять тарифы на импорт конкретных товаров, но в то же время полностью отвечают требованиям ВТО. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются против конкретных стран, в то же время специальные меры действуют в отношении импорта определенного товара независимо от его происхождения, хотя внедрение специальной пошлины является более сложным процессом.

В мире меры торговой защиты пользуются популярностью: в 2016 году были внедрены 163 антидемпинговые меры (44 из которых – против Китая), 24 компенсационные и 5 специальных мер. Украина в 2017 году применила три антидемпинговых пошлины: в отношении шоколада, шлифовальных кругов и азотных удобрений из России.

Нетарифное регулирование

Под нетарифными методами регулирования торговли имеются в виду все остальные меры, которые влияют на торговлю: квоты, государственный контроль, сертификация, техническое регулирование, лицензирование и т. п.

В отличие от тарифов, которые жестко регулируются условиями членства в ВТО и не могут превышать максимальные ставки, нетарифное регулирование более гибкое и позволяет государствам применять адаптивные методы для защиты отечественных производителей. Техническое регулирование, например, нередко используется правительствами не только для контроля качества импортируемых товаров, но и как средство скрытого протекционизма.

При ввозе в Украину некоторые товары подлежат следующим видам государственного контроля:

– санитарно-эпидемиологическому;

– фитосанитарному;

– экологическому;

– радиологическому;

– контролю за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных;

– контролю за перемещением культурного наследия.

Обычно такие виды контроля проводятся еще в пункте пропуска и предусматривают предварительный документарный контроль или фактическую проверку в пункте пропуска или в зоне таможенного контроля на территории Украины. Перечень товаров и виды государственного контроля, которые применяются к ним, определены в постановлении Кабмина от 5 октября 2011 года № 1031 "Некоторые вопросы осуществления государственного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины".

За последние несколько лет Украина пересмотрела и обновила свою систему технического регулирования, приведя ее в соответствие с нормами и практикой ЕС. На сегодняшний день в Украине действует общее требование по безопасности непищевой продукции, по которому лицо, которое вводит продукцию в оборот, отвечает за ее безопасность. Это широкое требование касается всех непищевых товаров (за незначительным исключением). В то же время к некоторым товарам (например, оборудованию, электротоварам, игрушкам, медицинским изделиям) применяются отдельные требования по их качеству и безопасности, которые устанавливаются техническими регламентами. Введение в оборот таких товаров разрешается при условии, если они отвечают требованиям технических регламентов, что обычно подтверждается декларацией и сертификатом соответствия.

Сертификаты соответствия оформляются уполномоченными органами по результатам сертификации и испытаний. Преимуществом технических регламентов является то, что они предлагают похожие подходы к оценке качества и безопасности продукции. На сегодняшний день действует около 54 технических регламента, регулирующих безопасность разных видов товаров, среди которых лифты, сосуды высокого давления, игрушки, медицинские изделия, измерительная техника, шоколад, фасованные товары.

Наряду с техническими регламентами в некоторых сферах продолжают действовать отдельные требования к безопасности продукции и подходы по ее выводу на рынок, которые являются уникальными для соответствующего товара. К таким сферам относятся автомобили, пищевая продукция, лекарственные средства и т. п.

С 1990-х годов в Украине действовала система сертификации УКРСЕПРО в соответствии с Декретом Кабмина "О стандартизации и сертификации", которая предусматривала проведение сертификации продукции в соответствии со старыми советскими стандартами качества – ГОСТами. Постепенно систему сертификации дополняли государственными стандартами ДСТУ. В 2015 году обязательность ГОСТов и ДСТУ была отменена, данные акты утрачивают свое силу по установленному графику до 2019 года.

А с 1 января 2018 года утратил свою силу Декрет Кабмина "О стандартизации и сертификации", так что сейчас УКРСЕПРО прекратила свое действие. Система ГОСТов и ДСТУ заменяется системой национальных стандартов, которые применяются предприятиями добровольно.

Одним из нетарифных инструментов регулирования торговли выступают также количественные ограничения импорта или экспорта: квоты, лицензирование торговых операций или запрет торговли. Количественные ограничения являются скорее исключением из общих подходов регулирования торговли, поскольку такой вид ограничений запрещен соглашениями ВТО, но может применяться при исключительных условиях.

Кабинет Министров Украины ежегодно устанавливает перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию. К некоторым товарам из данного перечня (серебро, золото и отходы или лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами) установлена нулевая экспортная квота: их экспорт фактически запрещен. Экспорт и импорт озоноразрушающих веществ и товаров, которые могут их содержать, подлежит лицензированию. Лицензированию подлежит также экспорт антрацита.

Кроме этого, в Украине действует мораторий на экспорт древесины, введенный на 10 лет и действующий с 1 ноября 2015 года, а для древесных пород сосны – с 1 ноября 2017 года. С юридической точки зрения мораторий на экспорт является несовершенным юридическим механизмом, некоторые эксперты сходятся во мнении, что действие моратория нарушает обязательства Украины как по соглашениям ВТО, так и по Соглашению об ассоциации с ЕС. Внедрение моратория вызвало беспокойство со стороны торговых партнеров Украины. По информации СМИ, ЕС даже инициировал арбитражную процедуру урегулирования спора в отношении данного запрета в рамках Соглашения об ассоциации.

Торговые ограничения

Одним из возможных способов регулирования международной торговли являются торговые ограничения, которые применяются как санкции за нарушение законодательства при осуществлении торговых операций или в отдельных случаях – как инструмент государственной политики.

Статья 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности"  позволяет Министерству экономического развития и торговли Украины применять специальные санкции против украинских и иностранных субъектов хозяйствования за нарушение законодательных требований при операциях в сфере ВЭД. Специальные санкции применяются в форме индивидуального режима лицензирования ВЭД (оформление лицензии по каждой внешнеэкономической операции) или временного приостановления внешнеэкономической деятельности.

Применение специальных санкций часто становится неожиданностью для украинских и иностранных субъектов хозяйствования, которые узнают об ограничении непосредственно при попытке совершить внешнеэкономическую операцию. Иногда возникают ситуации задержек при таможенном оформлении, что приводит к еще большим потерям предприятий. Отмена специальных санкций возможна, однако может занимать сравнительно много времени, тогда как внешнеэкономическая деятельность предприятия будет приостановлена.

Бизнес и общественные организации неоднократно выступали против специальных санкций как вида торговых ограничений. В частности, в конце 2017 года было предложено несколько законопроектов о внесении изменений в ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Однако сейчас данные инициативы находятся на стадии внедрения.

В 2014 году Украина приняла Закон "О санкциях", который дает право Президенту Украины и Верховной Раде принимать персональные и секторальные санкции к физическим и юридическим лицам, иностранным государствам за угрозу национальным интересам Украины, а также на основании резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, решений Совета ЕС. Законом предусмотрен широкий перечень возможных санкций, который включает и ряд торговых ограничений. На практике наиболее широко данные Закон был применен против российских компаний и физических лиц, что привело к сокращению их экономического присутствия в Украине.

Санкции являются не единственным ограничением торговли между Украиной и Российской Федерацией. Так, с января 2016 года Россия в одностороннем порядке приостановила в отношении Украины действие Договора о зоне свободной торговли СНГ, что привело к повышению ставок пошлины на товары украинского происхождения. Аналогичная мера в виде применения пошлин к российским товарам была принята Украиной. Кроме этого, постановлением Кабмина от 30 декабря 2015 года № 1147 установлен перечень товаров российского происхождения, импорт которых в Украину запрещен.

ВЫВОД:

Тарифные и нетарифные меры вместе с торговыми ограничениями являются мощным механизмом регулирования торговли. Современный мир требует разностороннего подхода к регулированию международной торговли. Либерализация одних сфер и поддержка отечественного производства в других позволит рационально использовать конкурентные преимущества страны и достичь успеха на международных рынках. В то же время подходы к регулированию торговли должны основываться на соблюдении международных обязательств и предсказуемости торговой политики государства как надежного торгового партнера.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua