Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Если мораторий не действует: особенности проведения и практика обжалования налоговых проверок в 2018 году
София Кыкиш, юрист, Правовой группы "Побережнюк и партнеры"

С целью защиты бизнеса от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов в их хозяйственную деятельность, а также для обеспечения развития и поддержки предпринимательства в Украине начиная с конца 2014 года введен мораторий на проведение проверок. Действие моратория продлено и на 2018 год.

Вместе с тем мораторий распространяется не на все контролирующие органы. Так, если раньше перечень исключений содержался собственно в Законе, которым вводится запрет на проведение проверок, то во время продления моратория на 2018 год законодатель указал, что перечень органов, на деятельность которых не распространяется мораторий, будет дополнительно утвержден Кабмином.

Только в конце февраля 2018 года вступило в силу соответствующее постановление Кабмина, которым предусмотрено, что запрет на проведение проверок не действует, в частности, и для Государственной фискальной службы (далее – ГФС) и ее территориальных органов.

Таким образом, плановым и внеплановым налоговым проверкам в 2018 году все-таки быть.

Каким образом бизнесу узнать о возможной проверке?

Для начала предприятию необходимо систематически осуществлять мониторинг сайта ГФС, ведь именно на нем в срок до 25 декабря размещается график проведения плановых налоговых проверок на следующий год, при этом в такой график могут вноситься корректировки.

Так, по состоянию на май 2018 года в план-график проведения налоговых проверок внесено почти 6000 юридических лиц.

Своевременное выявление предприятия в плане-графике поможет надлежащим образом подготовиться к плановой проверке. Вместе с тем субъект бизнеса должен знать, что дополнительно как о плановой, так и о внеплановой проверке органы ГФС должны предупредить путем направления уведомления с копией приказа о назначении проверки.

Однако в то время как для плановой проверки такой срок составляет 10 календарных дней до ее проведения, то для внеплановой – без указания срока, что позволяет контролирующим органам уведомить должностное лицо буквально в первый день проверки.

Кроме анализа данных на официальном сайте ГФС, о проверке можно узнать и благодаря онлайн-модулю для планирования мероприятий государственного надзора (контроля), который сегодня работает в пилотном режиме.

Можно ли не допустить инспекторов?

Чтобы решить вопрос о допуске проверяющих к проведению проверки, в первую очередь необходимо ознакомиться с их документами, а именно:

– направлением на проведение проверки, в котором должны содержаться обязательные реквизиты (дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа, наименование и реквизиты субъекта бизнеса или объекта, проверка которого проводится, цель, вид, основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку, подпись руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, которая скреплена печатью);

– копией приказа, в котором дополнительно устанавливается период деятельности общества, который будет проверяться;

– служебными удостоверениями лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки, и идентифицировать их по фотографии, проверив также срок действия удостоверения.

В случае отсутствия в документах необходимых реквизитов, а также если нарушен порядок уведомления о проведении проверки или превышена частота проверок, определенная в зависимости от степени риска, в допуске проверяющих следует отказать, о чем составить соответствующий акт.

Насколько реально обжалование проведения проверки?

Для начала следует обратить внимание, что безусловной привилегией в обжаловании проведения налоговой проверки является недопуск проверяющих в связи с нарушением ими требований действующего законодательства.

Так, субъекту бизнеса предоставляется возможность обжаловать действия инспекторов в административном и судебном порядке.

Административное обжалование осуществляется путем обращения в орган высшего уровня и не может быть осуществлено после получения судебного решения. Таким образом, в первую очередь рекомендовано обратиться именно в вышестоящий орган.

В то же время даже в случае отказа в удовлетворении жалобы в административном порядке предприятие не лишено права обратиться в суд за защитой своих интересов.

На сегодняшний день значительная часть споров, которые рассматривают в порядке административного судопроизводства, являются именно спорами в сфере обжалования налоговых проверок, а положительные судебные решения свидетельствуют о результативности такого обжалования.

Судебная практика – 2018

Учитывая распространенность налоговых споров, начиная с января 2018 Верховный Суд принял значительное количество постановлений, касающихся судебного обжалования проведения проверок.

Так, наиболее интересными являются следующие выводы Верховного Суда, которые изложены в принятых им постановлениях:

1) направление в адрес налогоплательщика приказа о проведении проверки до ее начала не согласовывается с требованиями налогового законодательства, поскольку по общему содержанию термин "уведомление" включает не только направление сведений, с которыми плательщик должен быть осведомлен, но и получение им указанных сведений (постановление ВС от 05.05.2018 по делу № 810/3188/17). Таким образом, в случае если предприятие не получало уведомление о проверке и копию приказа, ее проведение можно обжаловать, несмотря на факт отправки налоговой такого уведомления. Похожая правовая позиция высказана также и в постановлении ВС от 20.03.2018 по делу № 822/671/16;

2) вопрос о необоснованности назначения и проведения проверки налогоплательщик может поставить только на стадии допуска проверяющих, при этом допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении проверки (постановление ВС от 17.04.2018 по делу № 826/12612/17). То есть в случае если предприятие допустит инспекторов к проверке, судом в дальнейшем могут не приниматься во внимание ссылки на то, что проверка проводилась без надлежащих оснований, с нарушением срока на уведомление или по документам, не содержащим всех необходимых реквизитов, а обжалованию будут подлежать только результаты проверки в виде налоговых решений.

ВЫВОД:

Таким образом, судебной практикой подтверждено, что несоблюдение процедуры уведомления о проведении налоговой проверки, оформление документов с нарушением установленных требований свидетельствует о противоправности действий контролирующих органов, подлежащих отмене в судебном порядке. Вместе с тем допуск проверяющих при наличии таких нарушений, что может произойти в связи с незнанием юридических аспектов и растерянностью должностных лиц и работников предприятия в ходе проверки, сводит к минимуму шансы на положительный результат обжалования.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua