Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Налогоплательщик допустил нарушение по вине государства. Законен ли штраф?
Роман Брегей, судья, Кировоградского окружного административного суда

НК Украины устанавливает, что за нарушение его норм налогоплательщик привлекается к следующим видам юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная. Всем известно, что вопрос привлечения к административной и уголовной ответственности связан с наличием субъективной стороны состава правонарушений. Однако НК Украины не содержит такой оговорки относительно решения вопроса о привлечении налогоплательщика к финансовой ответственности.

Фискальный орган, выявив нарушение налогового законодательства, не выясняет его причин, а сразу же привлекает к финансовой ответственности в виде применения штрафа и/или начисления пени. Почему же НК Украины не обязывает налоговый орган перед привлечением к финансовой ответственности устанавливать субъективную сторону деликта?

На мой взгляд, это обусловлено нижеприведенным.

Уплата налогов является конституционной обязанностью, а за счет этих средств государство исполняет такие же обязательства перед гражданами и обществом. К примеру, финансирует содержание учебных заведений и учреждений здравоохранения. Хозяйственная деятельность связана с определенным риском, который не может исключать своевременное исполнение упомянутой конституционной обязанности.

Если налогоплательщик несвоевременно уплатил налог, то государство в определенный срок не выполнит обязательство перед гражданином или обществом, что может повлечь уплату дополнительных средств в силу определенных негативных последствий. Установление же финансовой ответственности направлено на дисциплирование налогоплательщика (потому что делает экономически невыгодным задержку в уплате налогов) и покрытие выплаты указанных дополнительных средств.

Однако у каждого правила может быть исключение. И даже если о нем не указано в законе, то его существование возможно с учетом принципов права, являющихся фундаментом написания какого-либо нормативно-правового акта. Такой случай регулируется на уровне принципа права и это не может никоим образом противоречить закону.

Недавно суд под моим председательством рассматривал иск, которым налогоплательщик обжаловал решение налогового органа о применении штрафа за нарушение норм налогового законодательства. Истец признал фактические обстоятельства нарушения, однако указал, что совершил его в связи с бездействием государства.

Проще говоря, налогоплательщик сказал следующее: государство сделало все, чтобы нарушение произошло, да еще и финансово наказывает.

Суд удовлетворил иск налогоплательщика, сделав следующий вывод.

"Анализ предписаний статей 109 – 113 НК Украины указывает, что штрафные санкции применяются независимо от вины налогоплательщика.

Это касается всех случаев, кроме случая, когда налогоплательщик допустил нарушение по вине государства.

Не может государство применять штраф к налогоплательщику, когда его бездействие стало причиной совершения нарушения.

Такой вывод основывается на действии в государстве конституционного принципа верховенства права (статья 8 Конституции Украины).

Его сущность раскрыта в предписании части 1 статьи 6 КАС Украины.

Так, суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, в соответствии с которым, в частности, человек, его права и свободы признаются высшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.

Если предположить, что штраф наложен законно, то надо признать, что одним из направлений деятельности государства является создание условий относительно совершения налогоплательщиками нарушений с целью применения к ним штрафов, которые пополняют государственный бюджет страны.

Суд убежден, что действительной направленностью деятельности государства является обеспечение условий, не допускающих нарушение действующего законодательства.

В данном случае Предприятие несвоевременно зарегистрировало налоговые накладные за период август – декабрь 2016 года на сумму налога на добавленную стоимость в 2718428,91 грн по вине Службы, что установлено судебным решением.

Служба по состоянию на 16 мая 2017 года не зачислила средства в сумме 5265992,14 грн в качестве пополнения электронного счета Предприятия в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в соответствии с платежными поручениями от 30 июля и 10 декабря 2015 года.

Подытоживая, суд сделал вывод о противоправности решений Управления, являющегося структурным подразделением Службы, поскольку они приняты не на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены совокупностью предписаний Конституции Украины и НК Украины (нарушение предписания пункта 1 части 2 статьи 2 КАС Украины)".

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua