Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новая модель валютного регулирования в Украине. Чего ожидать от нового Закона "О валюте"?
Ирина Шалинская, доктор философии, юрист, GOLAW Артем Мантуло, помощник юриста, GOLAW

Еще с 2016 года Нацбанк начал работу над новой моделью валютного регулирования в Украине, разработав соответствующую Концепцию, а также дорожную карту по ее внедрению. Воплощение данной Концепции в жизнь позволит отменить целый ряд устаревших норм и ограничений валютного регулирования, а также систематизировать валютное законодательство, что, в свою очередь, упростит ведение бизнеса в Украине как для нерезидентов, так и для резидентов, а также станет еще одним шагом на пути к гармонизации украинского законодательства со сложившейся международной практикой.

На сегодняшний день система валютного регулирования в Украине насчитывает свыше 100 нормативно-правовых актов. По подсчетам Нацбанка, каждый год в каждый нормативно-правовой акт вносится в среднем 12 изменений и дополнений. При этом 30 % этих актов имеют разрешительный характер. Как следствие, такая чрезмерная бюрократизация и быстрая изменяемость законодательных и регуляторных актов усложняет большинство валютных процессов и процедур, что, в свою очередь, приводит к неэффективному функционированию существующей модели валютного регулирования.

Изменение модели валютного регулирования – одно из обязательств, взятых Украиной в связи с ратификацией Соглашения об ассоциации с ЕС, положения ст. 145 которой предусматривают создание в Украине условий свободного движения капитала, связанного с поступлениями от прямых инвестиций, предоставлением кредитов, касающихся торговых операций, а также с портфельными инвестициями и финансовыми займами.

Более того, во исполнение положений другого нормативного акта ЕС – Директивы № 88/361/ЕЕС, Украина должна обеспечить необходимые условия для создания свободного движения капиталов, в частности для: реализации прямых инвестиций; инвестиций в недвижимость; операций по купле-продаже ценных бумаг (включая форвардные, фьючерсные и своп-контракты); операции по открытию текущих и депозитных счетов в национальных и иностранных финансовых учреждениях; операции по предоставлению кредитов, связанных с коммерческими операциями, операций с финансовыми услугами (гарантирование, страхование и кредитование).

С целью реализации данных положений НБУ разработал обновленную Концепцию валютного регулирования, предусматривающую либерализацию системы валютного контроля на пути к конечной модели, в частности, путем принятия комплексного Закона "О валюте", который должен заменить действующий сейчас Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля".

03 марта 2018 года на рассмотрение Верховной Рады был представлен соответствующий проект Закона. Рассмотрим детальнее основные изменения, предложенные данным проектом Закона, а также новой Концепцией валютного регулирования в целом.

Отмена валютных лицензий для инвестирования за границу

Переходные положения Закона предусматривают отмену Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", которым предусмотрена общая обязанность для всех резидентов и нерезидентов, которые хотят осуществить перечисление средств в иностранной валюте за границу с целью инвестиций, получать индивидуальную лицензию от Нацбанка. Под инвестированием за границу понимается приобретение как недвижимости, так и акций или корпоративных прав в иностранных компаниях.

Особенностью получения такой лицензии является то, что юридические лица и частные предприниматели обязаны подавать уполномоченному банку развернутую ежемесячную смету, в которой указываются источники поступлений валютных ценностей на счет и направления их перечисления за границу, а для физических лиц необходимо подтвердить происхождение средств. Единственным документом, который может подтвердить происхождение средств, является налоговая декларация за текущий или прошлые годы. То есть лицо, получившее определенное имущество в наследство или в дар от близких родственников, должно дополнительно обратиться в фискальные органы, задекларировать такие средства и только после этого обратиться в банк для получения лицензии.

Кроме того, постановлением НБУ № 410 предусмотрено ограничение для юридических лиц инвестировать в течение года на сумму, не превышающую 2000000 долларов. А для физических лиц предусмотрено ограничение относительно покупки иностранной валюты только на основании электронной индивидуальной лицензии Нацбанка, предусматривающей возможность инвестирования на сумму не больше 50000 долларов в течение одного календарного года.

Таким образом, процедура инвестирования осложнена не только законодательными ограничениями, а также и процедурными моментами.

Следует указать, что ответственность за нарушение требований законодательства относительно получения лицензии на инвестирование за границу предусматривает финансовую ответственность в размере, который может быть равен фактическому размеру осуществленной инвестиции. Поэтому отмену законодателем требования относительно получения каких-либо индивидуальных лицензий для осуществления перевода иностранной валюты за пределы Украины следует рассматривать как положительный, хотя и не совсем последовательный шаг, учитывая то, что еще полгода назад – в июне 2017 года, было принято Положение о порядке выдачи электронных индивидуальных лицензий для физических лиц, которым устанавливался новый вид индивидуальной лицензии – е-лицензия.

Отмена предельных сроков расчетов по операциям внешнеэкономической деятельности

Закон "О валюте" также отменяет действие положений Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", в частности требование о том, что выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции подлежит зачислению на их валютные счета не позже чем через 180 календарных дней с даты таможенного оформления такой продукции. Наличие предельного срока для получения оплаты за экспорт продукции обусловлено прежде всего необходимостью своевременного и полного поступления в Украину иностранной валюты по экспортным операциям, что является одним из факторов обеспечения стабильности курса национальной валюты. Нарушение резидентами соответствующих требований предусматривает взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

Напомним, что в случае нарушения условий договора со стороны контрагента резидент должен обратиться в Экспортно-кредитное агентство с заявлением о неисполнении или ненадлежащем исполнении нерезидентом его денежных обязательств. Если резидент сможет подтвердить факт нарушения другой стороной обязательства, штрафные санкции не применяются.

Но в то же время Законом предусмотрено, что в некоторых случаях в компетенцию агентства не входит полномочие по установлению факта ненадлежащего исполнения обязательства со стороны контрагента. В таком случае, чтобы не платить пеню за нарушение соответствующих требований, резидент должен сначала обратиться в соответствующий суд и получить судебное решение, которым будет установлен факт неисполнения.

Интересен тот факт, что Минэкономразвития объявило о создании соответствующего агентства в форме ЧАО еще в феврале 2018 года, но государственная регистрация такого предприятия не была осуществлена до сих пор.

Отмена обязательной продажи иностранной валюты

Несмотря на постепенное смягчение обязанности по продаже 100 % валютной выручки в 2014 году до 50 % в нынешнее время все обслуживающие банки обязаны продавать иностранную валюту, полученную резидентами, на межбанковских торгах на следующий день после зачисления таких средств.

Концепция нового валютного регулирования, представленная Нацбанком, предусматривает постепенную отмену указанного требования. Хотя учитывая то, что Законом "О валюте" все же предусмотрена возможность Нацбанка устанавливать временные меры защиты валютного рынка, очень вероятно, что на начальных этапах имплементации нового валютного законодательства регулятор оставит в силе такое ограничение или время от времени будет устанавливать его в случае дестабилизации валютного рынка.

Отмена обязанности погашения кредитов/займов нерезидента в инвалюте

Концепцией нового валютного регулирования также предусмотрена отмена запрета досрочного расчета с нерезидентами в случае досрочного исполнения резидентом-заемщиком обязательств как по основной сумме кредита/займа, так и по другим платежам, установленным кредитным договором / договором займа (кроме случая, когда по договору меняется периодичность выплаты процентов с ежегодно на ежеквартально/ежемесячно или с ежеквартально на ежемесячно и/или срок выплаты процентов переносится не более чем на 180 дней).

Следует указать, что приведенный выше запрет относительно погашения валютных обязательств не распространяется, в частности, на случаи досрочного погашения кредитов, займов, в т. ч. за счет средств, привлекаемых резидентом-заемщиком по другому кредитному договору (договору займа) с нерезидентом (далее – новый договор).

Данное исключение действует в случае одновременного выполнения следующих условий:

– новый договор предусматривает более поздний срок исполнения обязательств заемщика по возврату данных средств по сравнению с условиями предыдущего кредитного договора (договора займа) (далее – предыдущий договор);

– полученные средства (учитывая средства в гривнях, полученные вследствие обязательной продажи поступлений в инвалюте) не используются заемщиком на любые другие цели, кроме досрочного исполнения собственных обязательств по предыдущему договору и покупки иностранной валюты за гривни с указанной целью.

Поэтому до принятия нового Закона крайне целесообразно предусматривать в кредитных договорах ежеквартальное или ежегодное погашение процентов, а также определенной части займа. Кроме этого, в случае заключения договоров со связанными лицами – нерезидентами, такой механизм даст возможность оперативно осуществлять возврат займа от материнской компании без нарушения требований валютного законодательства.

Продолжают действовать и другие валютные ограничения, которые НБУ планирует отменить или частично либерализировать для создания валютного рынка, что обеспечит свободное движение капитала:

– лимит покупки валюты наличностью физическими лицами на уровне 150000 тыс. грн в день;

– ограничение относительно выплаты нерезидентам дивидендов на сумму, не превышающую 7000000 долларов в течение одного года;

– ограничение относительно возврата средств нерезиденту в случае прекращения участия в инвестиционном проекте в размере 5000000 долларов в год;

– срок резервирования гривни для покупки иностранной валюты на межбанковском валютном рынке на уровне одного дня;

– обязательная регистрация валютных заимствований от нерезидентов;

– ограничение взаимозачета по экспортным договорам.

Несмотря на заявления разработчиков законопроекта о его направленности на либерализацию валютного регулирования, проект все же предусматривает возможность Нацбанка, при наличии признаков нестабильного финансового состояния банковской системы, применять все те же рычаги влияния на платежный баланс Украины, которые и сейчас есть в его арсенале, поэтому фактически права регулятора относительно контроля свободного движения средств, в частности иностранной валюты, в Украине, не будут никоим образом ограничены в случае принятия нового Закона.

Напомним, что сейчас в случае возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы государства, регулятор имеет право вводить следующие меры защиты:

1) обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;

2) установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;

3) установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;

4) внедрение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;

5) резервирование средств по валютным операциям;

6) другие меры, вытекающие из статьи 71 Закона Украины "О Национальном банке Украины".

ВЫВОД:

Таким образом, Законом "О валюте" будет сохранено право Нацбанка устанавливать определенные ограничения на валютном рынке, однако прямо определен максимальный срок, на который такие ограничения могут вводиться, – до 6 месяцев. Кроме этого, установлено, что для внедрения таких мер регулятор должен предварительно получить заключение Совета финансовой стабильности (вновь созданный орган) о подтверждении наличия признаков нестабильного финансового состояния банковской системы.

Принятие предложенного проекта Закона позволит усовершенствовать нормативную базу в сфере валютного регулирования в Украине и привести ее в соответствие с современными европейскими практиками о свободном перемещении капитала.

Предусмотренные изменения также создадут для национального производителя более благоприятные условия для развития международных связей, а также положительно отразятся на бизнес-активности иностранных инвесторов в Украине. Кроме этого, усовершенствованное нормативное обеспечение реализации единой государственной валютной политики поможет стабилизировать украинскую валюту и валютный рынок Украины в целом, что на данном этапе развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества является одной из самых важных задач.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua