Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
К плательщикам налогов на территории проведения АТО не применяются штрафные санкции за несвоевременную уплату единого взноса – позиция ВС
Анна Титова, ЮРИСТ&ЗАКОН

Проведение антитеррористической операции на востоке страны повлияло, в частности, на администрирование обязательных платежей. Принятый Закон от 02 сентября 2014 года № 1669-VII, среди прочего, определил временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции, в том числе предусматривает освобождение от исполнения обязанностей относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции, если субъект хозяйствования находится на учете в органах, расположенных на территории проведения АТО.

Рассмотрим дело № 812/292/18 – Верховный Суд принял первое образцовое решение по налоговым спорам, высказав мнение об освобождении от применения штрафных санкций и начислении пени за несвоевременную уплату единого взноса. Так, коммунальное учреждение (находится на учете в качестве плательщика единого взноса в ГНИ в г. Северодонецке, Луганская область) обратилось в суд с иском к управлению ГФС в Луганской области, в котором просило отменить решение о применении штрафных санкций и начислении пени за несвоевременную уплату единого взноса за период с 2014 года по 2015 год (ГФС Украины жалобу истца на указанное решение оставила без удовлетворения).

Производство по указанному административному делу как образцовому было открыто на основании материалов других типовых дел с аналогичными исковыми требованиями, основаниями и со ссылкой на те же нормы права, которые регулируют спорные правоотношения.

Признаками типовых дел является предмет иска, а именно решение о применении штрафных санкций и начислении пени за неисполнение обязанностей плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции, а также нахождения истцов в качестве плательщиков единого взноса на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, где проводилась антитеррористическая операция, что обуславливает освобождение от применения штрафных санкций и начисление пени за несвоевременную уплату единого взноса на период проведения антитеррористической операции.

Налоговый орган, возражая против иска, указывал на исключение подпункта 8 пункта 4 статьи 11 Закона № 1669-VII и отмены пункта 93 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона № 2464-VI (относительно освобождения от исполнения обязанностей плательщиков единого взноса, находящихся на территории населенных пунктов, где проводится антитеррористическая операция, а также относительно списания недоимки), а также на отсутствие заявления об освобождении от исполнения обязанностей в качестве плательщика единого взноса, а также неподтверждение существования чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств.

Отменяя решение ГФС, Верховный Суд исходил из следующих соображений. По его мнению, само нахождение плательщиков единого взноса на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, где проводилась антитеррористическая операция, является основанием для приостановления применения к таким плательщикам мер воздействия и взыскания и ответственности за нарушение Закона № 2464-VI.

Ответственность, штрафные и финансовые санкции за неисполнение обязанностей плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции к плательщикам единого взноса не применяются.

Следовательно, учитывая то, что наложение штрафа и начисление пени произошло за период проведения антитеррористической операции, при наличии условия нахождения истца в качестве плательщика единого взноса на учете в органе доходов и сборов, расположенном в городе проведения этой операции, применение к истцу штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату единого взноса было противоправным.

Кроме того, ВС опроверг доводы налогового органа, указав, что пункт 94 раздела VIII Закона № 2464-VI действует на данное время (изменения об исключении или изложении в новой редакции пункта 94 раздела VIII Закона не внесены).

Что касается необходимости подачи соответствующего заявления, то, по мнению Верховного Суда, соответствующая норма требует системного анализа положений в совокупности статей 6, 25 и пункта 94 раздела VIII Закона № 2464-VI. Кроме того, освобождение от ответственности предусмотрено непосредственно в Законе в силу его прямого действия и не требует дополнительного обращения, поскольку норма устанавливает "неприменение ответственности, штрафных и финансовых санкций" и адресована прежде всего к лицам, наделенным полномочиями по применению ответственности, штрафных и финансовых санкций.

Также ВС указал на неприемлемость доводов налогового органа относительно непредоставления истцом контролирующему органу сертификата Торгово-промышленной палаты Украины о наличии форс-мажорных обстоятельств, которые привели к несвоевременной уплате единого взноса, поскольку такое условие отсутствует для освобождения от ответственности в норме прямого действия пункта 94 раздела VIII Закона № 2464-VI (необходимость в данном сертификате возникнет при признании безнадежной недоимки и ее списании).

ВЫВОД:

Таким образом, субъект хозяйствования освобождается от ответственности за несвоевременную уплату единого взноса с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции при условии нахождения его на учете органа доходов и сборов, расположенного на территории населенного пункта, где проводилась такая операция. Ссылка налогового органа на непредоставление истцом в порядке Закона № 2464-VI заявления об освобождении от обязанностей, предусмотренных данным Законом, безосновательна.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua