Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Государственный контроль за соблюдением законодательства о пищевых продуктах по новому Закону № 2042-VIII. Будет ли так, как в Европе?
Виктория Курилина, юрист, ЮК "Алексей Пуха и Партнеры"

Не секрет, что проблема отсутствия эффективного государственного контроля за соблюдением операторами рынка пищевых продуктов законодательства о качестве и безопасности продукции в последние годы стоит в Украине особенно остро. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости построения такой системы государственного контроля, которая бы приблизила деятельность украинских товаропроизводителей к уровню европейских стандартов. А в связи с необходимостью выполнения Украиной своих обязательств в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом реформирование системы государственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов приобрело принципиальную актуальность, ведь обеспечение защиты жизни и здоровья человека, соблюдение прав и законных интересов потребителей продукции является одним из самых главных принципов европейской политики, к достижению стандартов которой сейчас стремится Украина.

На пути такого реформирования значительным шагом стало принятие Верховной Радой Украины 18 мая 2017 года Закона "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных", направленного на установление правовых и организационных принципов государственного контроля в указанной сфере. Таким образом, на сегодняшний день законодательство о государственном контроле состоит из Конституции Украины, Таможенного кодекса Украины, названного выше Закона № 2042-VIII, законов Украины "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов", "О ветеринарной медицине", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" и других изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Следует сказать, что Закон № 2042-VIII был разработан благодаря сотрудничеству Верховной Рады Украины, Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей, профильных ассоциаций. Так, первоначальный законопроект был изменен с учетом требований бизнеса, профильных объединений и Ассоциации животноводов Украины.

В соответствии с Пояснительной запиской к законопроекту целью указанного нормативно-правового акта является "гармонизация законодательства Украины о государственном надзоре (контроле), осуществляемом с целью проверки выполнения законодательства Украины о безопасности и качестве пищевых продуктов, кормов, здоровье и благополучии животных в соответствии с Регламентами ЕС № 854/2004, № 882/2004, № 669/2009 и Директивой Совета ЕС № 97/78/EC".

Рассмотрим самые главные новации, внедренные Законом Украины "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных".

1. Проверки товаропроизводителей будут проводиться без предупреждений

Так, раньше операторов рынка пищевых продуктов о проверках предупреждали заранее, что, очевидно, отнюдь не способствовало эффективности такой формы государственного контроля. Сейчас же согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 2042-VIII мероприятия государственного контроля осуществляются без предупреждения (уведомления) оператора рынка, кроме аудита и других случаев, когда такое предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности государственного контроля, отвечающего европейским стандартам. При этом перечень вопросов, исчерпывающий и утвержденный, будет заранее известен субъекту хозяйственной деятельности. Действительно, приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 06.02.2017 № 42 "Об утверждении формы акта, составленного по результатам проведения планового (внепланового) мероприятия государственного контроля относительно соблюдения операторами рынка гигиенических требований по обращению с пищевыми продуктами" унифицирована форма такого акта, что является мерой предотвращения злоупотреблений контролирующих субъектов в ходе проведения проверок.

Кроме того, ч. ч. 2 и 5 этой же статьи 18 Закона устанавливают риск-ориентированный характер государственного контроля, что также является одной из новаций принятого Закона. Это означает, что чем ниже уровень риска, который представляет деятельность конкретного оператора рынка, тем реже компетентный орган (а на сегодняшний день единственный орган, уполномоченный осуществлять контроль в данной отрасли, – это Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей) проверяет этого оператора. А статьей 5 Закона к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере государственного контроля отнесено утверждение критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, Закон предусматривает принятие подзаконного акта, который введет категоризацию, в соответствии с которой будет осуществляться оценка риска операторов рынка.

2. Внедрение механизма контроля со стороны общественности

Так, ч. 2 ст. 8 указанного Закона определяет, что внешний аудит компетентного органа и его территориальных органов проводится каждый год по решению Кабинета Министров Украины на основе принципов независимости и прозрачности и при участии представителей общественности. Более того, его результаты обнародуются на официальном веб-сайте компетентного органа – то есть Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.

3. Новации относительно ответственности за нарушение законодательства о пищевых продуктах

Прежде всего, новацией является определение размеров штрафов. Например, предложение к реализации или реализация пищевых продуктов или кормов, которые являются вредными для здоровья человека или животного, согласно п. 10 ч. 1 ст. 65 Закона влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере сорока минимальных заработных плат, на физических лиц – предпринимателей – в размере двадцати пяти минимальных заработных плат; а предложение к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов или кормов, по п. 9 этой же статьи, влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти минимальных заработных плат, на физических лиц – предпринимателей – в размере семнадцати минимальных заработных плат.

Четкое определение размера ответственности операторов рынка за нарушение законодательства должно способствовать избежанию предвзятого отношения со стороны органов контроля и снижению уровня коррупции благодаря лишению инспектора возможности самостоятельно определять сумму взыскания. Кроме того, еще одна новация – это закрепление ответственности оператора рынка за несоблюдение требований законодательства о безопасности пищевых продуктов исключительно в пределах своей деятельности.

Также внедрен механизм смягчения ответственности в отношении определенных нарушений. Так, за незначительные правонарушения инспектор может не налагать штраф как форму ответственности. Это закреплено в ч. 2 ст. 65 Закона № 2042-VIII, по которой в случае совершения оператором рынка какого-либо из правонарушений, предусмотренных пунктами 2 – 4, 6, 8, 9, 11, 12 части первой данной статьи, впервые в течение последних трех лет, предшествующих совершению такого правонарушения, государственный инспектор (государственный ветеринарный инспектор) выдает оператору рынка предписание об устранении нарушений данного Закона, законодательства о пищевых продуктах и кормах без оформления соответствующего протокола.

Среди прочих изменений системы государственного контроля, внедренных Законом, можно назвать:

– детальное определение видов государственного контроля: ч. 1 ст. 19 определяет, что мероприятия государственного контроля осуществляются в форме аудита, инспектирования, предубойного и послеубойного осмотра, отбора образцов, лабораторного исследования (испытания), документальной проверки, проверки соответствия, физической проверки. В рамках мероприятий государственного контроля осуществляется государственный мониторинг;

– установление превентивного подхода к контролю (контроль государства направлен на производство и обращение продуктов);

– предусмотрение возможности аудио- и видеофіксации проверок: по ч. 10 ст. 18 Закона государственные инспекторы, государственные ветеринарные инспекторы, другие лица, осуществляющие мероприятия государственного контроля, а также операторы рынка имеют право фиксировать процесс осуществления государственного контроля средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению соответствующих мероприятий;

– уменьшение количества административных процедур: так, отменена необходимость получения заключений санитарно-гигиенической и ветеринарно-санитарной экспертизы; упрощена процедура получения эксплуатационного разрешения, которое теперь нужно только производителям, работающим с пищевыми продуктами животного происхождения; и другие изменения.

Укажем, что вступление в силу основных положений Закона произойдет 04 апреля 2018 года, а до этого должна быть проведена подготовительная работа, а именно принятие значительного количества нормативно-правовых актов (около сорока), которые будут обеспечивать действие указанного Закона, а также способствовать приведению украинской системы государственного контроля в сфере безопасности пищевых продуктов в соответствие с директивами и регламентами Европейского Союза.

Так, сейчас в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей ведется работа над разработкой документов, которые бы создали базу для реализации Закона, при этом осуществляется она в сотрудничестве с Минагрополитики, Государственной регуляторной службой Украины и европейскими экспертами. Более того, проводится и разъяснительная кампания с субъектами хозяйствования и профильными ассоциациями, что должно дать им возможность привести свою деятельность в соответствие с требованиями принятого Закона.

Укажем также, что у Главного юридического управления Парламента к тексту законопроекта были многочисленные замечания, несмотря на которые Закон, однако, был принят. В частности, отмечалось, что требуют усовершенствования определения многих терминов, документ "содержит незавершенные механизмы правового регулирования предусмотренных им отношений с учетом системной юридической неопределенности правовых норм, не отвечает принципу юридической определенности, являющемуся неотъемлемой составляющей принципа верховенства права, закрепленного статьей 8 Конституции Украины, и может привести к нарушению прав операторов рынка" и другие замечания.

Несмотря на это государственные служащие в целом положительно оценивают нововведения, предусмотренные Законом № 2042-VIII. Например, Министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой по этому поводу отметил: "Новая система государственного контроля имеет огромное значение для Украины. И я признателен депутатам за принятие этого сверхважного Закона. Производителям украинской продукции будет намного проще выйти на новые европейские рынки. А украинцы получат возможность покупать пищевые продукты с высоким уровнем безопасности". Председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей Владимир Лапа считает, что отсутствие надлежащего государственного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания создает ряд проблем как для производителей, так и для потребителей, и принятие Закона Украины "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных" позволит в большей мере снять эту проблему. А заместитель руководителя проекта ЕС Яна Добидовская указывает, что принятый Закон уменьшает административное давление на добросовестных операторов рынка, а в результате всех нововведений однозначно выигрывает потребитель, который получит возможность покупать пищевые продукты с высоким уровнем безопасности.

ВЫВОД:

Следовательно, значительные изменения, внедренные Законом Украины № 2042-VIII, направлены на гармонизацию законодательства Украины с законодательством Европейского Союза, обеспечение интересов потребителей пищевой продукции, а также уравновешивание прав и обязанностей товаропроизводителей и органов государственного контроля. Однако очевидно, что сделать вывод о том, будут ли способствовать такие нововведения эффективному функционированию системы контроля за соблюдением законодательства о пищевых продуктах и приближению к европейским принципам осуществления контроля, можно будет только после того, как указанные нормы вступят в силу и будут реализовываться на практике.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua