Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Важные налоговые изменения – 2017
Елена Сулима, юрист, GOLAW

В течение 2017 года в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) было внесено множество изменений, затронувших деятельность всех налогоплательщиков. Среди внесенных изменений можно выделить наиболее влиятельные и резонансные, ведь они как облегчили, так и значительно усложнили деятельность большинства налогоплательщиков. Поэтому предлагаем вспомнить наиболее важные изменения, которые были внедрены в 2017 году и еще будут внедряться/совершенствоваться в 2018 году.

Внедрение системы мониторинга и блокировки налоговых накладных

Как известно, эта система начала свою работу с 01.07.2017. Уже с начала работы данной системы стало понятно, что она нуждается в существенном усовершенствовании, ведь с блокировкой налоговых накладных массово столкнулись добросовестные налогоплательщики, в частности производители и сельскохозяйственные предприятия. Из-за этого Министерство финансов уже неоднократно вносило соответствующие изменения относительно ее работы.

Как же это выглядит на сегодняшний день?

Все налоговые накладные и расчеты корректировки (далее – НН/РК), подаваемые на регистрацию в Едином реестре налоговых накладных (далее – Реестр), проверяются ГФС на соответствие признакам, указанным в п. 5 Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации НН/РК в Реестре, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 г. № 567 (далее – Критерии оценки).

В случае если НН/РК не отвечает ни одному из данных признаков, то такая налоговая накладная подлежит мониторингу по трем критериям оценки степени рисков, определенным в п. 6 Критериев оценки. Если НН отвечает одному из этих критериев, то регистрация такой НН приостанавливается.

Наиболее популярным основанием для приостановления регистрации НН является несоответствие объемов приобретения и поставки определенного товара предприятием. Для системы это означает, что потенциально такое предприятие занимается "скрутками".

В то же время проблемы возникают и у тех компаний, которые занимаются производством определенной продукции или ее переработкой, у которых абсолютно логично не будут совпадать объемы купленного и проданного товара определенного кода УКТ ВЭД, поскольку они такой товар производят.

Что делать в случае приостановления регистрации НН/РК?

Во-первых, в случае приостановления регистрации НН налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган письменные пояснения и/или копии документов, достаточные для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой НН в Реестре. Исчерпывающий перечень таких документов утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 г. № 567.

Однако на сегодняшний день исчерпывающий перечень документов утвержден для первого и второго критериев оценки, и он одинаковый для обоих критериев. Такого перечня документов для третьего критерия оценки, который был введен только в ноябре 2017 года, указанный приказ Минфина не содержит; вероятно, законодатели просто забыли внести соответствующие изменения и в данный перечень.

Поданные письменные пояснения и/или копии документов не позже следующего рабочего дня передаются на рассмотрение комиссии ГФС, которая принимает решение о регистрации НН в Реестре или отказе в такой регистрации (далее – Комиссия; Порядок работы Комиссии утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 г. № 566).

По результатам рассмотрения данных документов Комиссия в течение пяти рабочих дней принимает решение о регистрации / отказе в регистрации НН/РК, которое направляется налогоплательщику.

В случае если Комиссией было принято решение о регистрации НН, то такая НН, в случае достаточности средств на счете в системе электронного администрирования НДС, подлежит регистрации в Реестре в день принятия Комиссией такого решения.

Однако Комиссией может быть принято решение об отказе в регистрации НН. Исчерпывающий перечень оснований для принятия Комиссией решения об отказе в регистрации НН утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2017 г. № 190.

При этом наиболее распространенным основанием отказа является представление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия Комиссией решения о регистрации НН.

Следует отметить, что данное основание довольно размытое, ведь достаточно ли документов для принятия Комиссией решения о регистрации НН, – субъективная оценка Комиссии. Во многих случаях вообще не понятно, каких именно документов не хватило для принятия Комиссией решения о регистрации НН/РК или какие документы составлены с нарушением законодательства.

Решение об отказе в регистрации НН в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Административное обжалование осуществляется в порядке, определенном ст. 56 НКУ и Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в Реестре, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2017 г. № 485 (далее – Порядок).

Рассмотрение жалобы на решение Комиссии об отказе в регистрации НН в Реестре осуществляется комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб (далее – Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб) в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы ГФС. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен, и если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об отказе в регистрации НН в Реестре не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока. Результатами рассмотрения жалобы Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб может быть одно из следующих решений: удовлетворение жалобы налогоплательщика и отмена решения Комиссии; оставление жалобы без удовлетворения и решения Комиссии без изменений. Решение Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке. В свою очередь, удовлетворение жалобы налогоплательщика является основанием для регистрации в Реестре НН, указанных в такой жалобе.

Другим, и в большинстве случаев более действенным, способом обжалования является обращение в суд.

Однако следует отметить, что обжалование решения ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной только на основании формальных недостатков вероятней всего не приведет к положительным результатам.

Исходя из анализа судебных решений, в частности, но не исключительно, постановлений Одесского апелляционного административного суда от 29.11.2017 г. по делу № 815/3922/17 и от 15.11.2017 г. по делу № 815/4416/17, постановления Днепропетровского апелляционного административного суда от 21.11.2017 г. по делу № 804/5701/17, налогоплательщик должен доказать реальность самой хозяйственной операции, по которой составлена налоговая накладная, путем предоставления соответствующих первичных документов.

При этом заслуживает внимания вывод Одесского апелляционного административного суда по делу № 815/4416/17, что: "вполне понятно, что по разным хозяйственным операциям могут составляться и разные первичные документы, а потому необходимость составления тех или иных первичных документов и возможность их представления налоговому органу зависит прежде всего от сущности хозяйственных операций. Поэтому, утверждая о непредоставлении определенных первичных документов, которые указаны в вышеуказанных Критериях, суду необходимо установить, какие именно первичные документы должны составляться в подтверждение конкретных хозяйственных операций".

Во-вторых, в случае приостановления регистрации НН налогоплательщик имеет право подать на рассмотрение Комиссии информацию относительно товаров/услуг, которые на постоянной основе им поставляются (изготовляются) и/или приобретаются (получаются), по форме, установленной в Приложении к Критериям оценки, в виде Таблицы данных налогоплательщика.

Следует отметить, что в начале работы системы такую информацию можно было подать только в случае получения квитанции о приостановлении регистрации НН/РК, то есть уже после того как налогоплательщик столкнулся с проблемой блокировки НН/РК.

Однако с учетом того, что от блокировки НН/РК массово начали страдать вполне добросовестные сельскохозяйственные производители и другие налогоплательщики, Министерство финансов внесло изменения в Критерии оценки, позволившие налогоплательщикам подавать Таблицу данных заранее, то есть не дожидаясь возможного приостановления НН/РК.

В соответствии с п. 3 Критериев оценки поданная информация с пояснением рассматривается ГФС в течение пяти рабочих дней, наступающих за днем ее получения.

При этом для сельскохозяйственных предприятий, отвечающих определенным критериям, был предусмотрен автоматический учет данных поданной таблицы.

Подача этой информации очень важна, поскольку поданная таким образом информация в случае ее принятия налоговыми органами должна быть учтена при дальнейшем мониторинге налоговых накладных, и ее наличие у контролирующих органов может спасти налогоплательщика от дальнейшего приостановления регистрации похожих НН/РК. Хотя на практике из-за несовершенства самой работы системы Таблица данных налогоплательщика не всегда принимается и учитывается, и налогоплательщики вынуждены подавать ее несколько раз подряд.

Как будет работать система мониторинга НН/РК дальше?

07.12.2017 г. Верховная Рада приняла законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году", который получил широкую огласку и дал налогоплательщикам надежду на временное приостановление работы системы блокировки НН/РК.

В части, касающейся работы системы блокировки НН/РК, данный законопроект должен вступить в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Однако сразу подчеркиваем, что по состоянию на 21.12.2017 г. этот законопроект еще даже не направлен на подпись Президенту Украины и не опубликован, а потому вступит ли он в силу, и какие именно изменения будут внедрены, на сегодняшний день стопроцентно неизвестно.

Однако текст принятого законопроекта ко второму чтению предусматривает следующие изменения:

1) исключен п. 74.2 ст. 74 НКУ, в соответствии с которым обеспечивается проведение мониторинга НН/РК, и предоставлены полномочия Минфину определять критерии оценки;

2) полномочия по определению критериев, по которым проводится мониторинг, переданы Кабинету Министров Украины;

3) НН/РК, регистрация которых приостановлена в соответствии с пунктом 201.16 НКУ, должны быть зарегистрированы 02.01.2018 г., кроме:

– НН/РК, по которым по состоянию на 01.12.2017 г. не поданы пояснения и документы;

– НН/РК, по которым принято решение об отказе в регистрации и по которым по состоянию на 01.12.2017 г. не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке;

4) НН/РК, регистрация которых приостановлена с 01.12.2017 г. до вступления в силу данного закона и по которым налогоплательщиком поданы пояснения и копии документов, регистрируются в порядке, действовавшем до вступления в силу данного закона;

5) если в течение 5 рабочих дней не принято и/или не направлено налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день за днем окончания срока рассмотрения пояснений и документов налогоплательщика (данная норма раньше уже неоднократно предлагалась Минфином).

Таким образом, если данный законопроект все-таки вступит в силу, некоторые налогоплательщики смогут вздохнуть с облегчением, ведь определенные НН/РК будут автоматически разблокированы, а работа самой системы будет временно приостановлена.

Однако система мониторинга и блокировки НН/РК не отменяется, а только претерпевает определенные изменения, а следовательно в 2018 году налогоплательщиков снова ждут изменения, и что это будут за изменения, сейчас неизвестно.

Отдельно следует также указать, что законопроектом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году" предусмотрен очень большой перечень изменений, которые, в случае его подписания Президентом Украины и официального опубликования, вступят в силу с 01 января 2018 года.

Среди таких изменений можно выделить:

– изменение срока регистрации расчетов корректировки в Реестре, составленных поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, составленной на получателя-налогоплательщика, в которых предполагается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику;

– в течение 15 календарных дней со дня получения такого расчета корректировки к налоговой накладной получателем (покупателем). Это изменение положительное, ведь на практике много поставщиков своевременно не выписывали РК, а срок для его регистрации покупателем начинал свой отсчет;

– приостановление действия нормы, в соответствии с которой право на налоговый кредит зависит от регистрации налоговой накладной до утверждения Кабинетом Министров Украины порядка приостановления ПН. Временно для налогоплательщиков это будет иметь негативное влияние, хотя на практике налоговики регулярно не принимают эту норму во внимание;

– увеличение ставок акцизного налога, рентной платы, экологического налога;

– изменение критериев, по которым налогоплательщик определяется как крупный налогоплательщик. Так, крупным налогоплательщиком является юридическое лицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 50 миллионов евро или общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины за такой же период, превышает эквивалент 1 миллиона евро, в случае если сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышает эквивалент 500 тысяч евро;

– уточнение положений НКУ относительно возмещения налогоплательщику ущерба, причиненного неправомерными действиями или бездействием контролирующих органов, и введение нормы, согласно которой должностное или служебное лицо контролирующего органа несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения из-за незаконных решений, действий или бездействия данного должностного (служебного) лица. Некоторые начали высказывать мнение, что эта норма наконец заработает, однако такие выводы делать еще слишком рано, ведь на сегодняшний день добиться возмещения ущерба (причиненных убытков) даже в суде очень сложно;

– изменения, связанные с признанием операций контролируемыми. Так, например, отдельно выделяются хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, и такие операции предлагается признавать контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

и ряд других изменений.

Однако, как было указано выше, данный законопроект еще не вступил в силу, и пока точно неизвестно, какой вид будут иметь эти изменения после его официального опубликования.

Внедрение системы автоматического возмещения НДС

С началом работы системы мониторинга и блокировки НН/РК в тестовом режиме с апреля 2017 года заработала система автоматического возмещения НДС, хотя соответствующие изменения в НКУ вступили в силу еще с 01.01.2017 г.

Как же это выглядит на сегодняшний день?

В соответствии со ст. 200 НКУ налогоплательщик, который имеет право на получение бюджетного возмещения и принял решение о возврате суммы такого возмещения, подает соответствующему контролирующему органу налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, отражаемой в налоговой декларации.

Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (далее – Реестр) в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.

Дальше в течение 30 календарных дней, следующих за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации, с целью согласования заявленной суммы бюджетного возмещения контролирующий орган проводит камеральную проверку данных налоговой декларации или уточняющих расчетов (в случае их представления).

А если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям: за периоды до 01.07.2015 г., которые не подтверждены документальными проверками; по приобретению товаров/услуг за период до 01.01.2017 г. у налогоплательщиков, использовавших специальный режим налогообложения, определенный в соответствии со статьей 209 НКУ, контролирующий орган имеет право в течение 60 календарных дней, следующих за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации, провести документальную проверку налогоплательщика. При этом решение о проведении документальной проверки должно быть принято не позже окончания предельного срока проведения камеральной проверки.

Указанная в заявлении сумма бюджетного возмещения считается согласованной в Реестре на соответствующую дату, которая определяется согласно положениям п. 200.12 ст. 200 НКУ. В свою очередь, информация о согласованности бюджетного возмещения и его сумме отражается в Реестре в автоматическом режиме или в установленных случаях вносится контролирующим органом.

Следует указать, что на практике существуют неединичные случаи, когда контролирующие органы по неизвестным причинам не вносят соответствующую информацию в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения. И в этих случаях налогоплательщики вынуждены в судебном порядке признавать неправомерным бездействие контролирующих органов и через суд обязывают их выполнять свои прямые обязанности.

В свою очередь, согласованная сумма бюджетного возмещения становится доступной органу Казначейства для выполнения на следующий операционный день за днем ее отражения в Реестре и перечисляется органом Казначейства на текущий банковский счет налогоплательщика в течение пяти операционных дней. Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в Реестр.

Однако необходимо отметить, что по результатам проведенной проверки сумма бюджетного возмещения может быть не согласована контролирующим органом (контролирующий орган выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации). В таком случае контролирующий орган или уменьшает сумму возмещения, или отказывает в предоставлении бюджетного возмещения.

Понятно, что в этом случае налогоплательщик утрачивает право на получение бюджетного возмещения полностью или частично и имеет право обжаловать решение контролирующего органа в административном или судебном порядке.

Как будет работать система автоматического возмещения НДС дальше?

На сегодняшний день ГФС, Минфин и Госказначейство регулярно отчитываются о налаженной и удачной работе системы автоматического возмещения НДС. И учитывая отзывы и уменьшение проблемных ситуаций, возникающих у налогоплательщиков, эта система в самом деле работает. По результатам анализа судебной практики представляется, что споры с контролирующими органами возникают только по результатам проведения проверок или их бездействия по внесению соответствующей информации в Реестр.

Увеличение срока использования налогового кредита

Одним из полезных для налогоплательщиков изменений было принятие Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стабилизации расчетов на Оптовом рынке электрической энергии Украины", который вступил в силу 03.12.2017 г.

Несмотря на довольно специфическое название, изменения, внедренные данным Законом, касаются всех плательщиков НДС, а именно, срок, в течение которого за налогоплательщиком сохраняется право включения в налоговый кредит сумм налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных / расчетов корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных, увеличен до 1095 календарных дней с даты составления налоговой накладной / расчета корректировки.

Однако этим Законом также внесены изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков, а именно отныне нарушение плательщиками НДС предельного срока, предусмотренного ст. 201 НКУ, для регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки к такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных влечет за собой наложение на плательщика НДС, на которого в соответствии с требованиями статей 192 и 201 НКУ возложена обязанность относительно такой регистрации, штрафа в размере 50 процентов суммы налога на добавленную стоимость, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки, – в случае нарушения срока регистрации на 366 и больше календарных дней.

ВЫВОД:

Итак, в 2017 году в налоговое законодательство было внедрено много изменений, которые как облегчили работу налогоплательщиков, например, система автоматического возмещения НДС, так и оставили много вопросов и требуют доработки для эффективной работы как налоговых органов, так и налогоплательщиков.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua