Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Какие угрозы для Украины несет законопроект № 7206 "Покупай украинское, плати украинцам"?
Николай Смирнов, соучредитель "EasyTender", юрист, партнер, ЮК "Правое Дело"

07.12.2017 г. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 7206, имеющий громкое и патриотическое название, – "Покупай украинское, плати украинцам".

Законопроектом предполагается внесение изменений в Закон Украины "О публичных закупках" в части осуществления оценки тендерных предложений. Он предусматривает предоставление преференций тендерным предложениям отечественных участников, имеющих так называемую местную составляющую. Она будет состоять из следующих показателей: наличие сервисных центров на территории Украины; страна происхождения сырья и основных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов – Украина; валюта, за которую это сырье и прочее закупались, – гривня; количество рабочих – резидентов Украины; происхождение основных средств – Украина; местонахождение объектов недвижимой собственности – Украина; локализация финансовых расходов на территории Украины; уровень локализации других составляющих производственной себестоимости предмета закупки на территории Украины.

Установленный в законопроекте механизм оценки тендерных предложений приведет к дискриминации поставщиков-нерезидентов. Ведь предложения, которые поданы резидентами Украины, будут иметь преимущества, даже если будут более дорогими.

Отмечу, что принцип равенства отечественных и иностранных участников украинских тендеров был установлен еще в Законе Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (далее – Закон) (закон, предшествовавший Закону Украины "О публичных закупках" в редакции от 11.03.2007 г.; тогда же из Закона была исключена ст. 6, предусматривавшая преференции для отечественных участников).

Считаю, что в случае принятия указанного законопроекта Украина нарушит свои обязательства по, как минимум, трем международным соглашениям, а именно:

1. Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (далее – Соглашение с ЕС);

2. Соглашение о государственных закупках (далее – GPA);

3. Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой (далее – Соглашение с Канадой).

Относительно нарушения Соглашения с ЕС

Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, которое вступило в силу 01.09.2017 г., содержит Главу 8 "Государственные закупки" Раздела IV "ТОРГОВЛЯ И ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТОРГОВЛЕЙ", устанавливающую обязанности и права сторон в отношениях, связанных с государственными закупками.

Статьи 148 и 151 Соглашения с ЕС предусматривают обязанность сторон предоставлять взаимный доступ к рынкам государственных закупок участникам на основе принципа национального режима (доступ иностранным участникам на тех же условиях, как и отечественным), также предусмотрен равный и недискриминационный доступ участников на рынки государственных закупок сторон.

Статья 315 Главы 14-1 "Разрешение споров" Раздела IV "ТОРГОВЛЯ И ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТОРГОВЛЕЙ" Соглашения с ЕС предусматривает следующие последствия для стороны, нарушившей условия Соглашения:

– денежная компенсация;

– приостановление обязательств, вытекающих из какого-либо положения, содержащегося в Главе о зоне свободной торговли, на уровне, эквивалентном аннулированию или сокращению, вызванному нарушением;

– повышение ставок ввозной пошлины.

Относительно нарушения GPA

Соглашение о государственных закупках (GPA) в рамках ВТО вступило в силу для Украины 18.05.2016 г. Сторонами указанного Соглашения являются 47 государств. Оно регулирует доступ участников к рынкам государственных закупок стран – участниц GPA.

Статьи III, VII и VIII GPA предусматривают обязанность сторон относительно предоставления взаимного доступа к рынкам государственных закупок участникам на основе принципа национального режима. Также предусмотрен равный и недискриминационный доступ участников на рынки государственных закупок сторон.

Статья 22 Договоренностей о правилах и процедурах урегулирования споров ВТО предусматривает следующие последствия для стороны, нарушившей условия GPA:

– денежная компенсация;

– прекращение применения уступок или других обязательств по охваченному соглашению.

Следует отметить, что GPA в статье XVI содержит такое понятие, как "отечественная составляющая", но в данной статье указано, что возможность использования "отечественной составляющей" должна быть согласована с другими участниками Соглашения на стадии присоединения, и относительно таких средств информация должна иметься в Приложении І к GPA. Впрочем, украинское Приложение І к GPA не содержит никаких оговорок относительно использования "отечественной составляющей". Так что без внесения изменений в GPA Украина не может использовать такой механизм в государственных закупках.

Относительно нарушения Соглашения с Канадой

Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой, вступившее в силу 01.08.2017 г., содержит Главу 10 "Государственные закупки", которая устанавливает обязанности и права сторон в отношениях, связанных с государственными закупками. Статьей 10.3 установлено, что к Соглашению с Канадой применяется GPA (за некоторыми исключениями), пока стороны Соглашения с Канадой являются сторонами GPA, поэтому Соглашение с Канадой содержит те же принципы и оговорки относительно недискриминации и открытости, что и GPA.

Статьи 17.12 и 17.13 Соглашения с Канадой предусматривают следующие последствия для стороны, нарушившей условия Соглашения:

– денежная компенсация;

– приостановление применения выгоды эквивалентного действия, в сфере государственных закупок;

– приостановление применения выгоды эквивалентного действия, в другом секторе, охваченном Соглашением с Канадой.

ВЫВОД:

Следовательно, принятие законопроекта № 7206 приведет к нарушению условий указанных соглашений со стороны Украины, ведь участники-нерезиденты украинских тендеров будут дискриминированы. Также принятие может повлечь негативные последствия, предусмотренные соглашениями, например запрет украинскому бизнесу принимать участие в государственных закупках стран-участниц, что, в свою очередь, приведет к ухудшению экономического и дипломатического состояния Украины.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua