Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Ответственность за нарушение валютного законодательства
Анна Калиниченко, к. ю. н., юрист практики банковского и финансового права, АО Arzinger

Неединичны случаи, когда резиденты Украины в прошлом совершили валютную операцию с нарушением законодательства, не уделяя по разным причинам надлежащего внимания правовому регулированию. Сейчас на волне либерализации валютного законодательства возникает необходимость внесения изменений в структуру бизнеса, включающая осуществление валютных операций. В противном случае, став публичным деятелем, лицо начинает уделять больше внимания соблюдению норм законодательства: его начинает беспокоить вопрос, не были ли нарушены какие-либо нормы в прошлом, а если нарушены, то какая ответственность предусмотрена за такое нарушение. Учитывая вышеупомянутое, целесообразно рассмотреть, как сейчас регулируется вопрос ответственности за нарушение валютного законодательства.

Кто является субъектом ответственности?

Следует указать, что субъектами ответственности за нарушение валютного законодательства могут быть как финансовые учреждения, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке финансовых услуг, так и юридические лица, не имеющие такого статуса, а также физические лица. В данном материале мы оставим без внимания ответственность профессиональных игроков на рынке финансовых услуг и сосредоточимся на ответственности юридических и физических лиц. Необходимо отметить, что описанные выше ситуации с неумышленным нарушением норм валютного законодательства большей частью касаются физических лиц. Это связано с тем, что валютные операции юридических лиц осуществляются по безналичному расчету через обслуживающий банк. Учитывая же то, что нарушение валютного законодательства клиентом банка в большинстве случаев влечет за собой нарушение законодательства и обслуживающим банком, обслуживающий банк не проведет операцию без соблюдения клиентом требований валютного законодательства.

Кто уполномочен применять санкции?

Неоднозначным является вопрос, какой государственный орган уполномочен налагать санкции на субъектов за нарушение валютного законодательства. Так, в соответствии с п. 2 ст. 16 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года № 15-93 (дальше – Декрет) санкции, предусмотренные п. 2 ст. 16 Декрета, применяются Национальным банком Украины и по его определению – подведомственными ему учреждениями. Вместе с тем согласно ст. 3 Указа Президента "Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства" от 27 июня 1999 года № 734/99 (дальше – Указ) санкции, предусмотренные ст. 2 данного Указа и п. 2 ст. 16 Декрета, применяются Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям, органами государственной налоговой службы – к другим резидентам и нерезидентам Украины. Это же положение дублируется и в приказе Государственной налоговой администрации Украины "Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства" от 04.10.99 г. № 542 (дальше – Приказ № 542) и постановлении Правления Национального банка Украины "Об утверждении Положения о валютном контроле" от 8 февраля 2000 года № 49 (дальше – Постановление № 49). В данном контексте следует обратить внимание на письмо Государственной фискальной службы от 10.11.2014 г. № 9929/7/99-99-10-02-02-17 "Относительно полномочий ГФС применять отдельные санкции". В частности, в этом письме ГФС, ссылаясь на позицию Верховного Суда Украины, указывает, что к полномочиям органов ГФС не отнесено применение финансовых санкций, предусмотренных п. 2 ст. 16 Декрета, и положения Указа не подлежат применению, поскольку противоречат ограничениям, установленным п. 4 Переходных положений Конституции Украины, и необоснованно создают противоречия в правовом регулировании отношений. Поэтому сейчас вопрос, кто применяет финансовые санкции к юридическим и физическим лицам, все еще остается не в полной мере решенным. Однозначно можно сказать только то, что НБУ налагает финансовые санкции за нарушение валютного законодательства на банки и другие финансово-кредитные учреждения.

Срок давности

Еще один вопрос, требующий внимания, – срок давности, то есть срок, в течение которого может быть применена ответственность от момента совершения правонарушения. Этот вопрос надлежащим образом не урегулирован ни в Декрете, ни в другом законодательном акте. Вместо того еще 10.02.98 НБУ выдал письмо № 13-211/385-1042, в соответствии с которым санкции за нарушение валютного законодательства взыскиваются в Государственный бюджет Украины независимо от сроков давности. Вместе с тем, учитывая то, что финансовые санкции к физическим и юридическим лицам должны были бы налагаться налоговыми органами, сомневаемся, что такие органы в своей деятельности руководствуются инструкциями, содержащимися в письме НБУ. Предполагаем, что налоговые органы могут применять аналогию, то есть такой же срок давности, как и к налоговым правонарушениям.

Какая ответственность применяется

Кроме финансовых санкций, налагаемых на физических и юридических лиц, законодательство предусматривает также другие виды ответственности. Так, до принятия изменений в Уголовный кодекс в 2011 году относительно декриминализации существовала даже уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства. Сейчас ст. ст. 162, 1621, 1622 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, которая может налагаться на физических лиц и служебных лиц предприятий, учреждений, организаций.

На наш взгляд, существование двух видов ответственности (финансовой и административной) за одно и то же правонарушение не оправдано. К тому же учитывая то, что открытие счетов за границей не является лицензионной операцией, вызывает вопрос формулировка ст. 1622 в части открытия счетов.

Нарушение сроков расчетов в иностранной валюте

Следует отдельно остановиться на ответственности за нарушение сроков расчетов по внешнеэкономическим договорам. Сроки расчетов по экспортным и импортным договорам установлены в Законе Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте". Так, в Законе определено, что расчеты по вышеупомянутым операциям должны быть осуществлены в течение 180 календарных дней с момента экспорта товаров или товары, работы, услуги должны быть поставлены на протяжении этого же срока с момента осуществления предварительной оплаты. При этом НБУ может сократить сроки расчетов на период до 6 месяцев, что он неоднократно делал. Субъектом, применяющим штрафные санкции в данном случае, являются налоговые органы. В вышеупомянутом Законе также определены размеры и порядок применения штрафных санкций.

ВЫВОД:

Как видим, законодательное регулирование вопроса ответственности за нарушение валютного законодательства довольно запутано – содержит много отсылочных норм, положения дублируются в разных документах, некоторые вопросы надлежащим образом не урегулированы. К тому же возникает вопрос целесообразности и законности установления ответственности подзаконными нормативно-правовыми актами. На наш взгляд, такая ситуация должна быть исправлена, что предусматривает принятие закона, в котором будут решены все не урегулированные на сегодня вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua