Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Реформа или осовременивание: изменения относительно повышения или уменьшения?
Ирина Хан, адвокат, партнер, Юридической компании "ПРАВОВОЙ ФРОНТ"

Реформы начинаются там, где заканчиваются деньги.

Борис Немцов

После поднятого политической волной принятия давно назревшей, как провозглашено, пенсионной "реформы" мы погрузились в нее в поисках действительно прогрессивных коренных изменений системы пенсионного обеспечения, однако их там не нашли. В свою очередь, более адекватным определением принятых изменений является осовременивание или обновление первого уровня пенсионной системы – солидарной, в которой, так сказать, навели порядок. Внедрение второго (накопительного) уровня пенсионной системы, которое уже должно было бы произойти и именоваться действительно реформой, только анонсировано и в который раз отсрочено, на этот раз до 2019 года.

Не вдаваясь в детали, напомним, что в Украине функционирует понятная всем солидарная пенсионная система – первый уровень в системе пенсионного обеспечения, когда все взносы поступают в одну общую корзину, а во время выхода на пенсию по определенной формуле начисляются и выплачиваются каждому. Третий уровень – добровольный негосударственный накопительный, который не получил распространение из-за того, что гражданам накапливать не с чего, с крахом банковских учреждений было окончательно утрачено доверие к негосударственным финансовым учреждениям, у населения низкий уровень заботы о будущей старости, отсутствие гарантий защиты от финансовых спекулянтов и мошенников и т. п. Между ними второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования на основе индивидуальных пенсионных счетов граждан с участием в формировании пенсионных взносов работника и работодателя.

Кроме того, что второй уровень стимулирует к прозрачному накоплению собственной пенсии, он формирует мощный внутренний инвестиционный ресурс, ведь эти средства инвестируются в наиболее надежные активы, являются мощным импульсом для развития фондового и других финансовых рынков, что способствовало бы оздоровлению экономики страны.

Отличие от третьего уровня – общеобязательный характер. В качестве примера, можно сравнить с автогражданкой: как бы нам не хотелось ее уплачивать – мы обязаны и понимаем, что она нам действительно нужна, ведь на случай аварии мы в определенной мере защищены и получаем возмещение. А в случае с накопительной системой, когда нас заставят накапливать на собственную старость, мы будем на собственном счете наблюдать, сколько именно накопили и сколько составляет наша инвестиционная прибыль на сэкономленные средства. При этом государство обязано обеспечить надежные гарантии сохранения этих средств, предупреждение их обесценивания и делает невозможной мошенничество, в чем население и работодатели уже утратили веру.

Почему же тогда до сих пор не внедрен второй уровень пенсионной системы? Есть ряд причин, в частности и та, что парламентарии "заигрывают" с будущими избирателями, ведь отдать часть ЕСВ на накопление не могут, а ввести дополнительные взносы не спешат, чтобы не возмутить плательщика, которому только не так давно снизили налоговое давление на заработную плату.

Так что же мы в итоге имеем... Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий", несмотря на его название, направлен прежде всего на урезание общих расходов пенсионного фонда солидарной пенсионной системы, что достигается заложенными в нем механизмами, особенно на "будущих" пенсионерах, хотя "нынешние" действительно ощутили повышение пенсии.

По крайней мере отмена "специальных пенсий" судьям, прокурорам и госслужащим однозначно не является "повышением". Хотя такое нововведение в целом положительно воспринимается большинством. Снова-таки, это нововведение ощутят на себе только "будущие" пенсионеры.

Лозунг "правительству удалось избежать повышения пенсионного возраста" представляется неуместным на фоне значительного увеличения необходимого для выхода на пенсию страхового стажа. Так, при необходимых ранее 15 годах страхового стажа в 2028 году понадобится уже целых 35 лет указанного стажа (будет увеличиваться на один год на протяжении 10 лет), что является очевидным завуалированным увеличением пенсионного возраста для значительного количества граждан. Такая кардинальная мера должна стимулировать официальное трудоустройство по крайней мере на минимальную заработную плату, ведь при значительных "пробелах" в трудовой книжке или работе на 0,25 ставки можно будет рассчитывать только на минимальную социальную помощь по достижении 65 лет.

При этом отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других, кроме военнослужащих. То есть для этих особых категорий таки увеличен пенсионный возраст.

Кроме того, величина оценки одного года страхового стажа уменьшена с 1,35 % до 1 %.

То есть работать всем придется больше, точнее – платить взносы беспрерывно как можно более длительный период времени, чтобы в будущем удовлетворить установленные требования для назначения пенсии.

Право "докупить" страховой стаж кажется призрачным с учетом финансовых возможностей будущих пенсионеров и его дороговизны. Актуальной данная возможность может быть для тех, кто совсем немножко "недобрал" страхового стажа.

Даже заложенный изменениями с 2019 года расчет базового показателя для расчета размера пенсии средней зарплаты за три года (а не за два как в этом году, или вообще за прошлый год логично было бы), что автоматически уменьшает данный показатель, демонстрирует намерения именно на сокращение, а не на рост пенсии.

Особое беспокойство высказывается о нынешнем поколении "30+", которое вероятно столкнется со всеми противоречиями прошлого и нововведениями. Зарплата в конвертах и неофициальное трудоустройство даст о себе знать.

Эффект повышения пенсий достигнут за счет приведения к единому для всех показателю средней заработной платы, принимающему участие в расчете суммы пенсии, независимо от года выхода на нее, до 3764,40 грн на данный момент (для сравнения в 2008 году этот показатель составлял 1573,99 грн). Таким образом, уравняли "старых" и "новых" пенсионеров, что, безусловно, целесообразно. Также отменено несправедливое урезание пенсий на 15 % работающим пенсионерам, введен механизм их индексации. То есть с ростом средней зарплаты и инфляционными доначислениями размер пенсии таки будет расти у большинства пенсионеров. Конечно, эти меры необходимы, однако не могут считаться достаточными.

ВЫВОД:

Подводя итоги, следует указать, что не все изменения являются реформой. Те, которые внедрены, насущные, однако только косметические: одним "срезали" – добавили всем остальным, отсрочили максимально выход на пенсию. Вполне понятно, что нельзя рассчитывать на тот размер пенсии, который объективно невозможен: имеем то, что имеем...

Общество в ожидании изменения пенсионной модели. Несмотря на трудности и вероятное негодование на начальном этапе внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, она крайне необходима для общества и экономики страны в целом. Наверное, каждый хотел бы откладывать в собственный, а не в общий кошелек, из которого потом получит только крохи.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua