Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Регулирование государственной помощи. Риски и возможности
Лана Синичкина, партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права, АО Arzinger

Со 2 августа 2017 года в Украине в полной мере заработало новое законодательство, регулирующее предоставление государственной помощи (Закон "О государственной помощи субъектам хозяйствования"). Некоторые граждане ошибочно думают, что это законодательство предоставляет новые возможности по доступу к некоторым государственным ресурсам. На самом же деле оно не дает указаний, как и где можно получить субсидии или льготы. Оно устанавливает контроль над таким получением, если их предоставляют по другому законодательству: налоговые льготы – по налоговому; субсидии и бюджетные программы – по бюджетному; какие-либо преференции, которые могут устанавливаться как на государственном, так и местном уровне – как на уровне нормативно-правовых актов, так и индивидуальных решений органов и государственных или коммунальных предприятий.

Важно отметить, что новое регулирование прежде всего направлено на предоставителей государственной помощи, то есть на государственные и местные органы и государственные предприятия, если последним определенным образом делегированы функции указанных органов по предоставлению государственной помощи. В то же время если государственная помощь предоставлена вопреки требованиям законодательства, негативные последствия наступают не только для предоставителя государственной помощи, допустившего такое нарушение, но и для субъекта хозяйственной деятельности, который получил или должен получить незаконную помощь. С другой стороны, если незаконная государственная помощь на самом деле имела место, она вероятно причинила ущерб тем субъектам хозяйствования, которые работают на одном рынке с компанией, получившей такую помощь, ведь с ее привлечением компания получила неправомерные преимущества перед другими субъектами хозяйствования. 

Такие последствия могут быть очень существенны для бизнеса, поскольку государственная помощь, предоставленная вопреки требованиям законодательства, подлежит возврату государству в полном объеме или может быть прекращена АМКУ.

Кроме того, установление факта получения незаконной государственной помощи через указанное новое регулирование может очень упростить квалификацию другого нарушения украинского законодательства, что относится к компетенции других контролирующих органов, в том числе налоговых, правоохранительных, государственной аудиторской службы.

В то же время незаконно предоставленная государственная помощь одной или нескольким компаниям, особенно в сложных бизнес-условиях, которые сегодня существуют на многих товарных рынках Украины, может существенно ослабить положение других компаний, которые такую помощь не получили, а иногда и привести к их вытеснению с рынка. Более того, послабление конкуренции на рынке почти всегда вредит интересам конечных потребителей, ведь именно в эффективной конкуренции рождается лучшее соотношение цены и качества товаров и услуг.

Для того чтобы какая-либо преференция, льгота, полученные бюджетные средства, субсидии были признаны государственной помощью и подпали под ограничения, предусмотренные данным законодательством, необходимо, чтобы они отвечали всем следующим критериям:

– реципиентом такой поддержки должен быть именно субъект хозяйствования (не физическое лицо);

– ее финансирование может осуществляться за счет ресурсов государства или местных ресурсов;

– она должна создавать преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности;

– такая поддержка должна искажать или угрожать искажением экономической конкуренции.

Если этот тест пройден, то дальше следует определить, подпадает ли такая государственная помощь под требования законодательства о получении согласия Антимонопольного комитета на ее предоставление. По общему правилу, какая-либо новая государственная помощь может быть предоставлена только после получения соответствующего решения АМКУ. В то же время для некоторых случаев сделано исключение, а именно не подаются уведомления относительно:

– некоторых категорий государственной помощи, предоставители которой освобождены от обязанности уведомления, например, относительно обеспечения развития регионов, поддержки среднего и малого предпринимательства, помощи на профессиональную подготовку работников и т. п.;

– незначительной государственной помощи, если она не касается непосредственно поддержки экспортных операций или преимущественного использования продукции отечественного производства по сравнению с импортированной продукцией;

– расширения финансирования действующих программ государственной помощи меньше чем на 20 процентов.

Но важно иметь в виду, что даже такая помощь, которая может предоставляться без предварительного согласия АМКУ, подлежит сообщению в Комитет путем предоставления регулярной отчетности от предоставителя такой помощи. То есть у Комитета остается возможность мониторинга предоставленной государственной помощи относительно законности ее отнесения к не требующей согласия АМКУ. 

Поскольку требование относительно согласования государственной помощи возлагается на государственный/местный орган власти / предприятие, но пострадать от неисполнения такой обязанности может и получающее ее предприятие, то возникает вопрос: как такому предприятию защитить себя от возможных рисков?

В данной ситуации полезны могут быть механизмы, которые обычно применяются в других подобных случаях, когда требуется государственное разрешение. Например, если государственная помощь является частью договорных обязательств, то уместно применение в соглашении отлагательного условия о необходимости получения разрешения АМКУ для вступления в силу договора или определенных договорных положений. Когда речь идет о предоставлении государственной помощи путем одностороннего акта или действия органа государственной власти или предприятия, рекомендую предприятию помнить, что такая помощь незаконна до момента получения разрешения, а следовательно любое ее применение чревато серьезными последствиями. В такой ситуации необходимо вести профессиональную коммуникацию с предоставителем данной помощи относительно необходимости соблюдения законодательства.

Также необходимо помнить, что Закон применяется и к государственной помощи, которая была предоставлена до 2 августа 2017 года, то есть до вступления его в силу, но которая длится на эту дату. Относительно такой государственной помощи Закон устанавливает обязанность предоставителя сообщить АМКУ в течение одного года со дня вступления в силу Закона о программах поддержки, существовавших на день его вступления в силу. В случае если предоставленная и длящаяся государственная помощь будет признана Комитетом несовместимой с условиями эффективной конкуренции, АМКУ направляет предоставителю такой государственной помощи рекомендации о:

– внесении изменений в программу государственной помощи;

– введении дополнительной процедуры выполнения программы государственной помощи;

– прекращении выполнения программы государственной помощи.

Предоставитель государственной помощи должен обязательно рассмотреть указанные рекомендации и сообщить АМКУ о результатах рассмотрения.

Невыполнение требований законодательства относительно получения разрешения или относительно уведомления Комитета о государственной помощи, в том числе ретроспективно, как указано выше, влечет последствия в виде временного прекращения незаконной государственной помощи до принятия решения о ее допустимости для конкуренции. Если по результатам рассмотрения дела Комитет придет к выводу о недопустимости такой помощи, то принимается решение о прекращении и возврате незаконной государственной помощи, признанной недопустимой для конкуренции.

Для компаний, которые пострадали или могут пострадать от незаконно предоставленной государственной помощи другому субъекту хозяйствования, важно знать, что они могут сообщить АМКУ о существовании незаконной государственной помощи. АМКУ, в свою очередь, проводит проверку такой информации и может открыть соответствующее дело.

Таким образом, новое регулирование относительно предоставления государственной помощи очень важное и несет для компаний как риски, так и возможности. В первую очередь оно направлено на поддержание равных условий в конкуренции на товарных рынках в Украине.

В начале октября АМКУ выдал Разъяснение по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи. В нем Комитет предоставил детальные ответы на вопросы, которые уже возникли у предоставителей и приобретателей государственной помощи, в частности, относительно его применения к налоговым льготам, государственным бюджетным программам, естественным монополиям и прочее. Например, Комитет разъяснил, что государственной помощью могут признаваться, в частности, следующие случаи:

– предоставление коммунального имущества субъектам хозяйствования в безоплатное пользование;

– списание безнадежной задолженности по арендной плате, неустойки, пени и невозмещенных расходов на совершение исполнительных надписей нотариуса за аренду объектов коммунальной собственности;

– увеличение уставного капитала коммунальных/государственных предприятий;

– предоставление соответствующей субвенции между местными бюджетами коммунальному предприятию;

– освобождение от уплаты арендной платы субъектов хозяйствования, в том числе на период летних каникул тех субъектов хозяйствования, которые арендуют коммунальное имущество в учебных заведениях города и предоставляют услуги, связанные с учебно-воспитательным процессом;

– финансовая поддержка общественным объединением лиц с инвалидностью;

– финансовая поддержка на выполнение уставной деятельности (заработная плата, оплата услуг за печать газет и прочие расходы);

– предоставление финансовой поддержки общественным организациям в пределах утвержденных программ социальной защиты отдельных категорий населения.

Больше того, опираясь на нормы Соглашения об ассоциации Украина – ЕС, Комитет во многих ответах руководствовался нормами европейского законодательства, в том числе судебной практики Европейского суда. Это означает, что украинским юристам, практикующим в указанной сфере, необходимо хорошо разбираться не только в нормах национального права, но и хорошо ориентироваться в европейском законодательстве. Приведенное, в свою очередь, не исключает и применение в судебных спорах в данной сфере европейского права – вокруг этого уже давно продолжаются дебаты в адвокатской среде.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua