Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Аутсорсинг в Украине и в мире: особенности, тенденции и перспективы
Елена Стахурская, партнер, Taylor Wessing Ukraine

Исторически аутсорсинг впервые был признан как бизнес-стратегия в 1989 году, хотя инструментарий аутсорсинга был использован намного ранее в течение 70-х годов в автомобилестроительной отрасли. Регулярно применяемый на протяжении 90-х, инструмент аутсорсинга прочно интегрировался в международный бизнес.

Изначально аутсорсинг, в основном, использовался в таких сферах услуг, как, например, профессиональные услуги охраны, логистики, производство деталей, клининговые услуги, кейтеринг, управление инфраструктурой, техническое и административное обслуживание сооружений, услуги в досуговом и гостиничном секторе. Новый виток развития начался с 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса все большую важность аутсорсинг приобрел в сфере привлечения человеческих ресурсов (HR), высокотехнологической индустрии (IT), операционного функционала "белых воротничков", широкого спектра финансовых услуг.

Аутсорсинг по-прежнему набирает обороты, внося изменения в способ ведения бизнеса на мировом рынке, как на локальном уровне, так и глобально, сохраняя за собой позиции роста на протяжении последних десятилетий. Использование компаниями услуг внешних подрядчиков – специалистов в той или иной отрасли, помогает одновременно повысить конкурентоспособность своей компании в динамически развивающихся отраслях, а также получить доступ к необходимым профессиональным ресурсам при определенном снижении собственных затрат для решения поставленных задач.

Понятие и виды аутсорсинга

Аутсорсинг (англ. outsourcing: out – внешний, находящийся за пределами, source– источник) – понятие, которое прочно вошло в наш обиход, означает комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации, которая профессионально специализируется в сфере поставленных задач. Также аутсорсинг имеет более длительный характер взаимодействия по сравнению с разовыми услугами, которые запрашиваются более ситуативно. Так, принимая стратегическое решение об аутсорсинге, заказчик получает доступ к существующему бизнес-процессу, отдельным системам и инфраструктуре внешних компаний, концентрируясь на ведении профильного вида деятельности в своей компании, увеличивая мощности с наращиванием присутствия на рынке.

Наибольшее влияние на развитие аутсорсинга в мировом масштабе оказали следующие процессы:

• Технология – комплексность, местоположение и природа услуг, которые можно использовать на аутсорсинге. Все эти критерии достигли колоссальных масштабов и продолжают свое развитие, расширяя возможности их применения, для бизнеса.

• Интернационализация – возросшая политическая и регуляторная стабильность, улучшение образования рабочей силы, снижение сопротивления (а иногда даже и стремление) к мобильности, внедрение облачных и мобильных решений.

• Экономические и политические факторы – необходимость придерживаться установленного бюджета в государственных секторах экономики, ужесточение требований для оценки рисков финансовых услуг, например, принятие Директивы 2004/39/EC Европейского Парламента и Совета, регулирующей рынки финансовых инструментов, принятие законодательства о защите информации, направленного на борьбу с коррупцией.

Руководствуясь одним из важных аспектов аутсорсинга – построением бизнес-отношений на уровне "заказчик – исполнитель", выделяют следующие модели аутсорсинга: горизонтальную (американскую), пирамидальную (японскую) и смешанную. В отличие от горизонтальной модели, при которой для решения одной поставленной задачи используется большее количество исполнителей, пирамидальная модель подразумевает более долгосрочное сотрудничество на перспективу с возможностью развития отраслевых и межотраслевых кластеров. При этом в практике аутсорсинга европейских стран, включая Украину, прослеживается смешение пирамидальной и горизонтальной моделей.

В зависимости от местонахождения заказчика и исполнителя и подчиненности между ними можно выделить следующие виды аутсорсинга:

• Офшоринг – заказчик и исполнитель находятся на территории разных стран, при этом исполнитель является подразделением заказчика.

• Аутсорсинг – заказчик и исполнитель находятся на территории одной страны, при этом исполнитель является независимым предприятием.

• Офшорный аутсорсинг – является смешанным видом. Заказчик и исполнитель находятся на территории разных стран, но при этом исполнитель является независимым предприятием.

В зависимости от задач, которые передаются на решение исполнителям, можно выделить следующие виды аутсорсинга:

• Производственный аутсорсинг – передача производственных функций исполнителю.

• Аутсорсинг бизнес-процессов – передача исполнителю процессов, которые не являются основным видом деятельности заказчика.

• IT-аутсорсинг – передача на обслуживание информационных систем заказчика (например, разработка или поддержка программного оборудования, создание сайтов, обслуживание сопутствующей техники).

Таким образом, передача непрофильных и узкоспециализированных направлений деятельности заказчика является одним из неоспоримых преимуществ аутсорсинга.

Аутсорсинг в Украине и в мире

Использование человеческого ресурса – это основа успешной работы аутсорсинга в мире. Среди стран-исполнителей лидируют Индия, Китай, в которые поступают заказы из стран Европы, США, Японии. При этом наблюдается тенденция того, что США постепенно сокращают часть заказов в эти страны, планируя по возможности переориентироваться на аутсорсинг внутри своей страны. В свою очередь Япония наоборот увеличивает количество внешних заказов на аутсорсинг, которые получает Китай. При этом в Японии сохраняется тенденция распределения относительно небольшой доли аутсорсинг-заказов на внешний рынок, ориентируясь в своем выборе на страны азиатского региона. На аутсорсинге заказчиков из европейских стран чаще работают исполнители в странах Восточной и Центральной Европы, Китае, Индии. Относительно высоких показателей динамики рынка удалось достигнуть за счет развития офшорного аутсорсинга в странах по соседству с меньшими ресурсными затратами. В свою очередь, Украина, как страна, ориентированная на экспорт своих услуг, поставляет свои услуги преимущественно в США, страны Евросоюза и Израиль.

Украина стабильно сохраняет свое 24 место в ТОП-25 глобального рейтинга Global Services Location Index, GSLI, который с 2004 года готовит американская консалтинговая компания A. T. Kearney. Аутсорсинговый потенциал каждой из 55 стран – участниц рейтинга оценивается по 38 показателям, сравнивая финансовую привлекательность, профессионализм и наличие необходимого человеческого ресурса, а также бизнес-среду. Среди инновационных экономик мира по версии Bloomberg Украина в этом году спустилась на одну позицию и заняла 42-е место.

Принимая решение о привлечении аутсорсинга, компании часто руководствуются следующими преимуществами аутсорсинга:

• Фактор, способствующий спросу. Привлечение дополнительных трудовых ресурсов.

• Снижение затрат. Сокращение выплат, а также отсутствие дополнительного социального льготного пакета, который работодатель предоставляет своим штатным сотрудникам, замена существующих работников.

• Гибкость при распределении затрат. Включает в себя составление плана-графика работ, мобильность и сокращение постоянного штата сотрудников, привлечение временной рабочей силы в зависимости от необходимости.

• Доступ к лучшим профессиональным навыкам. Может достигаться путем замещения существующих сотрудников, доступ к локальному резерву рабочей силы и методам, доступным третьим независимым компаниям.

• Предсказуемые, стандартизированные (международные) процессы. Руководство и качество контрактных работ, влияние на маржу и чистую прибыль поставщиков.

• Концентрация капитала и перебалансирование регуляторных или бизнес-рисков. Особенно применимо к сектору финансовых услуг. Концентрация профессиональных навыков, технологий и внутреннее взаимодействие для решения поставленных задач.

Тем не менее, практика применения аутсорсинга во многих странах может вызвать также негативное отношение. Противники выступают против аутсорсинга, аргументируя потерю рабочих мест при дислокации производственных процессов, что особенно ощутимо в промышленном секторе. В защиту аутсорсинга приводятся аргументы о более эффективном распределении ресурсов, что, в свою очередь, соответствует природе свободной рыночной экономики в мире.

Тенденции и перспективы

С развитием технологий одним из современных видов аутсорсинга можно назвать краудсорсинг (англ. crowdsourcing: crowd – толпа и sourcing – использование ресурсов), когда к решению поставленных задач может привлекаться широкий круг лиц посредством информационно-коммуникационных технологий во всем мире.

Сегодня человеческое облако используется с наибольшей частотой для выполнения миллионов небольших задач во всем мире. Согласно результатам последнего доклада Staffing Industry Analysts (SIA) объем затрат на краудсорсинг в мире колеблется в пределах 47 – 51 миллиардов долларов США. Удаленный доступ к выполнению поручений, местонахождение подрядчика без какой-либо привязки к месту оказания услуг, на что приходится более 80 % затрат из вышеуказанного бюджета, является одним из неоспоримых преимуществ человеческого облака. Прослеживается тенденция того, что со временем все больше корпораций будут внедрять решения с использованием человеческого облака (краудсорсинг) для поиска и рекрутинга талантов.

Среди компаний в рейтинге согласно оборотам, начиная от 25 миллионов долларов США в 2016 году, лидирует Китай с наибольшими компаниями, использующими человеческие облака в B2B-сегменте, за ним следует США с компаниями, которые замыкают ТОП-5. Помимо этого в ТОП-10 представлены компании из Японии, Израиля и Австралии.

Несмотря на наличие высококлассных специалистов, многие компании периодически сталкиваются с вопросами и проблемами, для решения которых недостаточно собственных ресурсов. Также, например, для привнесения креативных решений корпорации могут адресовать задачи для решения на специально созданных платформах либо на своих сайтах. Наиболее удачные решения поставленных задач получают право быть воплощенными в жизнь, а их авторы могут получить возможность сотрудничества с заказчиком. В основном это относится к любым видам деятельности, которые предполагают передачу данных посредством компьютера или смартфона, и чаще всего подразумевает креативные и свободные профессии (например, журналисты, дизайнеры, финансисты, услуги в IT-сфере, переводы, услуги доставки, такси).

Краудсорсинг используется не только международными корпорациями и компаниями. Так, в 2011 году правительство Исландии обратилось к своим гражданам с предложением внести дополнения в Конституцию. Каждый желающий мог предоставить свои предложения на официальной странице в социальной сети Фейсбук. Самые популярные идеи, которые прошли проверку и адаптацию текста юристами, были, действительно, внесены в проект Конституции Исландии, который все же не был принят в связи с развитием политических событий в стране.

Общественное мнение чаще всего остается равнодушным к такому явлению, как краудсорсинг. Представители профсоюзов обычно критикуют краудсорсинг за неэтичную конкуренцию между лицами, которые самостоятельно оценивают свои услуги, продвигаемые в Интернете. Большинство же компаний, особенно тех, деятельность которых связана с Интернетом, наоборот, поддерживают краудсорсинг как новую форму деятельности без ограничений, навязанных классическими формами трудоустройства (например, работа в офисе, соблюдение регуляторных требований, применимых при трудовой миграции, или законов, регулирующих коллективный аутсорсинг). Независимо от мнений о пользе или вреде краудсорсинга, неоспоримым остается тот факт, что развитие этого направления не остановить. Рост обращения к краудсорсингу повлечет за собой пересмотр устоявшихся договорных социально-трудовых отношений в мире.

Сотрудники, привлекаемые в рамках краудсорсинга, не подчиняются указаниям и распоряжениям заказчика и вольны самостоятельно выбирать место и время, выделяемое для работы. Сотрудничество происходит в простой и необязывающей форме. Зачастую на краудсорсинговых платформах прямо указывается, что краудсорсинг не влечет за собой установления постоянного трудоустройства. При этом в судебной практике Германии влияющим фактором будет оцениваться фактическое отсутствие личной зависимости исполнителя от заказчика при исполнении поручений (например, без интеграции исполнителя в рабочий процесс заказчик не выдает инструкций касательно места, времени и содержания работ). При этом на свободных исполнителей не распространяются социальные защиты, применимые к сотрудникам при трудоустройстве.

ВЫВОД:

Множество видов современной работы может быть передано на исполнение вне штата сотрудников. Таким образом, со временем это приведет к противостоянию между защищенными служащими и свободными исполнителями, трудовая деятельность которых не урегулирована на законодательном уровне.

Мир изменяется намного быстрее с наступлением четвертой промышленной революции (индустрии 4.0), рынок труда подвержен неоспоримому влиянию, когда большинство работ упрощается с помощью технологий; одним из последствий становится отступление от привычных урегулированных трудовых отношений и структур. Наше рабочее окружение и среда, к которым мы привыкли, радикально изменяются уже сегодня. Новые формы сотрудничества могут вывести правовые отношения за рамки правового регулирования в тех странах, которые не смогут своевременно адаптировать свое законодательство для стремительно развивающихся новых бизнес-стратегий, в которых зачастую отсутствует понятие территориальных границ и преимущественно востребованы таланты для эффективного решения поставленных задач.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua