Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
За столом переговоров: на что обратить внимание при заключении договора франчайзинга?
Елена Сулима, юрист, GOLAW

Недостаточное правовое регулирование заключения договоров франчайзинга (коммерческой концессии) приводит к большому количеству споров относительно нарушений той или иной стороной условий договора. В свою очередь, такие споры преимущественно выигрывают те компании, которые четко прописали все финансовые обязательства, права и обязанности сторон.

Исходя из практики главным основанием для возникновения проблем и споров между франчайзером (правообладателем) и франчайзи (пользователем) после заключения договора франчайзинга является то, что договор просто не содержит всех условий сотрудничества между сторонами или содержит такие условия, которые можно трактовать двусмысленно, а иногда вообще отсутствует механизм выполнения данного договора.

С учетом этого необходимо указать, что по своей природе договор коммерческой концессии очень сложный, ведь в нем должны быть очень четко и полно прописаны все нюансы сотрудничества между франчайзером и франчайзи и учтены все особенности, касающиеся прав на объекты интеллектуальной собственности.

На что необходимо обратить внимание правообладателю при заключении договора франчайзинга?

Во-первых, все права, передаваемые по договору франчайзинга, должны быть надлежащим образом защищены.

В Украине правовая охрана не распространяется на любые идеи, теории, принципы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, пояснены, проиллюстрированы в произведении. Однако это не означает, что свою бизнес-идею невозможно надлежащим образом защитить, а именно:

• названия, которые использует франчайзер при создании и ведении бизнеса, могут быть зарегистрированы как торговые марки. Это может быть как название заведения, фирмы, так и название определенного блюда. Например, в Украине выдано свидетельство на знак для товаров и услуг № 146703 (кл. 30 МКТУ) – Мак Флури и свидетельство на знак для товаров и услуг № 146706 (кл. 30 МКТУ) – Мак Санди;

• процессы производства, приготовления какого-либо блюда могут быть зарегистрированы как изобретения, полезные модели;

• внешний вид определенного изделия, дизайн интерьера могут быть зарегистрированы как промышленные образцы;

• все прочие внутренние процессы ведения бизнеса могут быть защищены как конфиденциальная информация или коммерческая тайна.

Однозначным преимуществом защиты своих бизнес-идей как торговых марок, изобретений, промышленных образцов и т. п. является то, что исключительно правообладатель имеет право разрешать или запрещать использование своих объектов интеллектуальной собственности третьим лицам. При этом в случае нарушения прав владельцев этих объектов они могут быть защищены в суде.

Что касается защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны, необходимо отметить, что для того чтобы определенная информация была защищена таким образом, следует четко определить ее статус с помощью соответствующей документации: оформить внутреннее положение/приказ по предприятию правообладателя, которым будет четко определен перечень такой информации, круг лиц, имеющих к ней доступ, и ответственность за ее разглашение; определить такие же положения в договоре франчайзинга, взять с лиц, которые будут иметь доступ к коммерческой тайне, письменные обязательства относительно неразглашения такой информации и т. п. Права владельца коммерческой тайны также могут быть защищены в суде, при этом действующим законодательством установлена также материальная, административная и уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. Однако необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний в суде довольно сложно доказать факт разглашения конфиденциальной информации или коммерческой тайны, из-за чего в большинстве случаев суды отказывают во взыскании соответствующих штрафных санкций и/или привлечении к ответственности.

Во-вторых, в договоре франчайзинга необходимо четко прописать структуру, размер и порядок оплаты платежей по договору.

Наиболее распространенной формой оплаты является внесение франчайзи первого взноса за получение франшизы и дальнейшая уплата за ее использование (роялти). В данном случае в договоре необходимо четко прописать, каким образом будет рассчитываться сумма роялти, и, если это определенный процент, то от чего именно он будет начисляться. Ведь в судебной практике встречаются случаи, когда суд из-за невозможности определения суммы роялти отказывал франчайзеру в иске о взыскании этих сумм.

Так, например, Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 28 марта 2017 года по делу № 909/636/15 указал, что: "что касается взыскания 2,5 % роялти и 0,5 % рекламных отчислений, то суд апелляционной инстанции указывает, что таковые высчитать невозможно, исходя из отсутствия отчета ежемесячного валового оборота ответчика. Одновременно, судом учитывается, что истец отказался от взыскания роялти и рекламных отчислений в связи с невозможностью расчета таковых".

Также необходимо обратить внимание, что согласно положениям Налогового кодекса Украины роялти можно получать только за предоставление в пользование объектов прав интеллектуальной собственности, которые зарегистрированы, если они подлежат такой регистрации. Ввиду этого снова необходимо обратить внимание на важность надлежащей защиты своих прав интеллектуальной собственности.

В-третьих, в договоре франчайзинга необходимо четко прописывать все особые обязанности франчайзи и право франчайзера на проведение проверки его деятельности.

Исходя из положений действующего законодательства в договоре коммерческой концессии могут быть предусмотрены особые условия, в частности:

• обязанность пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора, относительно предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием предоставленных правообладателем прав. При этом действие договора франчайзинга вообще может быть ограничено определенной территорией;

• обязанность пользователя не получать аналогичные права от конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя. Например, не использовать и не рекламировать в своей деятельности торговые марки конкурентов франчайзера;

• обязанность пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений для продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг), предусмотренных договором, а также их внутреннее и внешнее оформление и прочее.

Отдельно следует обратить внимание, что для правообладателя очень важно вести надлежащий контроль деятельности франчайзи как с целью защиты своих прав, так и с целью избежания возможных рисков.

Такой контроль можно проводить путем установления в договоре права франчайзера проводить проверки выполнения франчайзи всех условий договора концессии. В случае выявления нарушений, что должно быть удостоверено соответствующими документами и доказательствами, правообладатель будет иметь возможность привлечь пользователя к ответственности и прекратить нарушение его прав.

Примером такой защиты прав франчайзера может служить постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 14 октября 2014 года по делу № 910/12804/13, в котором суд указал, что: "... поскольку указанными условиями Договора франчайзинга с 23.07.2011 года установлена ответственность в виде взыскания штрафа за каждый установленный факт нарушения его требований, кроме того, ответчиком были дважды нарушены подпункты ... Договора франчайзинга от 23.07.2011 года, то требование ООО "Солонь" о взыскании с ФЛП ЛИЦО_2 штрафа в сумме 24000 грн. подлежит удовлетворению в полном объеме".

Кроме того, правообладатель обязан, если иное не установлено договором коммерческой концессии, контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, предоставляемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. При этом правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю в связи с несоответствием качества товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) пользователем. По требованиям, предъявляемым к пользователю как производителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

На что необходимо обратить внимание пользователю при заключении договора франчайзинга?

Во-первых, франчайзи при заключении договора необходимо проверить действительность зарегистрированных прав франчайзера на объекты интеллектуальной собственности, передаваемых по договору.

При этом правообладатель должен предоставить пользователю письменные гарантии того, что при заключении данного договора не нарушаются права третьих лиц и что он самостоятельно будет нести ответственность перед третьими лицами в случае нарушения их прав интеллектуальной собственности.

Во-вторых, в договоре франчайзинга необходимо четко прописывать все особые обязанности франчайзера.

Так, например, в договоре коммерческой концессии может быть предусмотрена обязанность правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы прав для их использования на закрепленной за пользователем территории или воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на данной территории.

Также, если иное не предусмотрено условиями договора, пользователь имеет право требовать от правообладателя предоставлять ему постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.

Кроме того, с целью избежания злоупотреблений со стороны франчайзера франчайзи следует иметь в виду, что условие договора, в соответствии с которым правообладатель имеет право определять цену товара (работ, услуг), предусмотренного договором, или устанавливать верхнюю или нижнюю границу этой цены, является ничтожным.

Кроме вышеупомянутого, можно также обратить внимание, что деятельность франчайзинга также регулируют Европейский кодекс этики франчайзинга и Кодекс этики франчайзинга Украины, утвержденный Федерацией развития франчайзинга Украины. Конечно, данные документы не несут обязательной законной силы для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере франчайзинга, однако с целью поддержания деловых отношений с контрагентами эти документы также можно принимать во внимание.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua