Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Покупка авто на еврономерах: чем грозит и как не попасться?
Николай Хахула, адвокат, старший партнер, АО "Letrado"

Практика приобретения нерастаможенных заграничных автомобилей с, как правило, европейскими номерами в последнее время стала очень популярной. Низкая цена, образовавшаяся в основном за счет неуплаты таможенных платежей, и сравнительно высокое качество таких иномарок способствуют увеличению числа авто на еврономерах на украинских дорогах (чему многие автовладельцы на украинских номерах не очень рады).

Уход от уплаты таможенных платежей за авто на еврономерах, как правило, осуществляется либо за счет их ввоза в таможенном режиме транзита, либо путем ввоза автомобилей в режиме временного ввоза (иностранным гражданином или иностранной компанией). Первый вариант дает возможность использовать автомобиль без уплаты налогов в течение 5 – 10 дней, а второй – до одного года в случае ввоза иностранным гражданином и до трех лет в случае ввоза иностранной компанией. Но в случае нарушения этих сроков и/или установления факта использования автомобиля для других целей, нежели те, что были заявлены, нарушителям грозят серьезные штрафные санкции.

О том, что это за штрафы, за что и на кого их налагают, как выявляют нарушителей и, главное, как избежать их уплаты – пойдет речь в этой статье. Приведенные данные базируются на результатах анализа действующего законодательства и судебной практики его применения.

Какие штрафы, кому и за что грозят?

Наиболее опасной для всех автолюбителей на еврономерах является ст. 485 Таможенного кодекса Украины (далее – ТК), устанавливающая ответственность за любые противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди таких действий в диспозиции указанной статьи значится, в том числе, использование товаров, относительно которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в иных целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены льготы.

В данном случае – использование автомобиля не для целей его транзита с одного таможенного пункта пропуска к другому (при заявлении авто в режиме "транзит"), не для целей личного пользования (при ввозе авто иностранного гражданина) или не для тех целей коммерческого использования, которые разрешены законодательством и/или были заявлены (при ввозе авто иностранной компании).

За эти и другие действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, ст. 485 ТК предусмотрен штраф в размере 300 % неуплаченной суммы таможенных платежей. В денежном эквиваленте эта сумма зависит от стоимости автомобиля и, как правило, исчисляется несколькими сотнями тысяч гривен.

Так, к примеру, в дошедших до Высшего административного суда (далее – ВАСУ) делах № 725/6187/16-а и № 337/5025/15-а сумма штрафа за ввоз автомобилей марок "Mercedes Benz C180CG1" и "BMW Х5" составила 618175,98 грн и 501548,79 грн соответственно. А в деле № 751/5277/16-а, рассмотренном 08.11.2016 Киевским апелляционным административным судом, сумма штрафа за ввоз авто марки "AUDI A6" составила 1467947,91 грн. Во всех этих случаях законность наложенных штрафов была подтверждена судом.

К ответственности, предусмотренной ст. 485 ТК, могут быть привлечены как лица, которые ввезли автомобили в Украину с освобождением от уплаты налогов и затем нарушили условия такого освобождения (например, не вывезли авто вовремя, передали его в пользование другим лицам и прочее), так и лица, использующие такие автомобили.

Так, в упомянутом выше деле № 751/5277/16-а к ответственности был привлечен гражданин Беларуси, который ввез авто марки "AUDI A6", принадлежащий литовской фирме, заявил его в режиме "для личного пользования", а затем продал его другому лицу за 100000 белорусских рублей. А в деле № 633/383/16-а, также рассмотренном ВАСУ, к ответственности был привлечен гражданин Украины, использовавший автомобиль, ввезенный для личного пользования гражданином Азербайджана.

Дополнительно таможенные органы могут наложить штраф за нарушение установленных сроков транзита или временного ввоза. Так, за нарушение сроков транзита менее чем на одни сутки ст. 470 ТК предусмотрен штраф в размере 170 грн, от 1 до 10 дней – 3400 грн, более 10 дней – 8500 грн. За нарушение сроков временного ввоза менее чем на 3 дня ст. 481 ТК предусмотрен штраф в размере 850 грн, от 3 до 10 дней – 5100 грн, более 10 дней – 17000 грн.

При этом если нарушитель вышеуказанных таможенных правил не имеет постоянного места проживания или адреса (например, является нерезидентом), то транспортное средство может быть изъято для обеспечения уплаты штрафа.

Кроме того, теоретически, владельцы авто на еврономерах, ввезенных в режиме временного ввоза, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 126 КоАП. Согласно п. 7 Порядка государственной регистрации автомобилей, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 № 1388, временно ввезенный в Украину автомобиль должен быть зарегистрирован в органах МВД в течение 10 дней после его ввоза, если нет уважительных оснований для продления этого срока.

За управление незарегистрированным автомобилем ч. 6 ст. 121 КоАП предусмотрен штраф в размере 170 грн, а за повторное в течение года нарушение такого рода – штраф в размере 255 грн с возмездным изъятием автомобиля. Впрочем, из-за отсутствия у органов МВД доступа к базам таможенников на практике такие штрафы пока встречаются очень редко и без последствий для нарушителей (см. постановление Приморского районного суда г. Одессы от 28.01.2014).

Как выявляют нарушителей и доказывают их вину?

Нарушение вышеуказанных норм может быть выявлено разными способами. Если автомобиль, заявленный в режиме транзита или временного ввоза, не покинул территорию Украины, то соответствующее нарушение выявляется таможенниками на основании анализа соответствующей информации в ЕАИС. Это становится основанием для возбуждения дела о нарушении таможенных правил, в ходе которого может быть установлено и наличие нарушений, предусмотренных ст. 485 ТК.

Также основанием для проверки часто служит информация МВД, сотрудники которого (ранее – подразделения ГАИ, сейчас –  патрульной полиции) остановили автомобиль на еврономерах (например, за нарушение ПДД). В порядке обмена информацией для проверки правильности уплаты налогов при ввозе такого авто они направляют письма в таможенные органы, а те – проводят проверку. Таким образом были выявлены нарушители, к примеру, в делах № 633/383/16-а и № 640/18708/15-а, рассмотренных ВАСУ (определения от 17.05.2017 и от 24.11.2016).

Также довольно часто подобные нарушения выявляются в случае, если гражданин Украины  пытается ввезти автомобиль по паспорту гражданина другой страны или ввозит автомобиль по такому паспорту, а вывозит – по паспорту гражданина Украины.

В последних случаях умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей устанавливается следующим образом. Раз лицо имеет паспорта двух государств, то предъявляя при ввозе авто паспорт иностранного государства и декларируя авто в режиме "временного ввоза" для личного пользования, гражданин Украины (резидент) сознательно идет на нарушения, зная о том, что такой режим освобождает иностранцев от уплаты платежей. При этом к ответственности такое лицо привлекают как гражданина Украины, поскольку согласно п. 1 ст. 2 Закона Украины "О гражданстве Украины" если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины. Подтверждением тому – определения ВАСУ от 27.06.2017 и от 23.10.2014.

В иных же случаях умысел, чаще всего, выявляют на основании показаний самого нарушителя. При даче пояснений таможенным органам касательно причин, почему он не вывез автомобиль в установленные законодательством сроки или передал право на его управление другим лицам, нарушители, как правило, сами себя подставляют. В частности, признаются, что продали или передали в пользование автомобиль другому лицу или наоборот, получили авто от другого лица, ввезшего его в режиме транзита или временного ввоза, на основании доверенности.

При этом изменение их показаний в суде уже ничего не дает: суды склонны больше верить тому, что истцы заявляли таможенным органам сразу, нежели тому, что позже рассказали суду.

Такие показания, несмотря на попытки истцов изменить их, в итоге легли в основу многих судебных решений, в частности, постановления Харьковского апелляционного административного суда от 28.04.2017 по делу № 640/13937/16-а, Киевского апелляционного административного суда от 21.03.2017 по делу № 751/10571/16-а, Львовского апелляционного административного суда от 19.09.2016 по делу № 448/194/16-а.

Не всегда надежным прикрытием является и легенда об использовании автомобиля, принадлежащего иностранной компании, на основании доверенности. Дело в том, что согласно ст. 105 ТК в таможенный режим временного ввоза могут быть помещены только те авто, которые указаны в приложениях к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990). Приложение С к данной Конвенции предусматривает возможность временного ввоза транспортных средств для двух целей:

– частного использования, то есть перевозок лица исключительно для личных потребностей;

– коммерческого использования, то есть платной перевозки лиц или промышленной или коммерческой платной или бесплатной перевозки грузов.

Многие дельцы, предлагающие авто по доверенности от иностранной фирмы, на самом деле не желают морочиться с правильным оформлением временного ввоза для коммерческого использования и, в итоге, ввозят авто от имени иностранного гражданина для "личного пользования". Доверчивые же граждане, заплатившие за такой автомобиль, считают, что пользуются автомобилем иностранной фирмы на основании доверенности в интересах этой самой фирмы и даже в суде ссылаются на это. Суды, в свою очередь, указывают на несоответствие целей использования авто (коммерческое использование) тем целям, которые были заявлены в декларациях, и поэтому отказывают в удовлетворении исков об отмене постановлений таможни о наложении штрафа.

Именно из-за этого несоответствия пострадали истцы в делах № 438/316/15-а и № 33/383/16-а, рассмотренных ВАСУ 25.05.2017 и 17.05.2017 соответственно.

Как избежать штрафов?

Лучший способ избежать вышеуказанных штрафов – не покупать автомобиль на еврономерах и тем самым не уклоняться от уплаты таможенных платежей.

Особенно ненадежным в этом отношении является ввоз авто на еврономерах, оформленный в таможенном режиме транзита. Согласно ст. 95 ТК срок транзитных перевозок не должен превышать 10 дней, а при перемещении в зоне действия одной таможни – 5 дней. Исключение составляют случаи попадания авто в аварию, но в этом случае необходимо незамедлительно уведомить таможенные органы об обстоятельствах аварии и местонахождении автомобиля, приложив соответствующие документы (чего большинство не делает или не может сделать).

Если же таких исключительных случаев нет, то, как только срок транзита заканчивается, таможенные органы получают возможность "выписывать" штрафы за нарушение сроков транзита и вызывать декларантов для пояснений. На основании же этих пояснений декларанта таможенные органы могут установить наличие еще и нарушения, предусмотренного ст. 485 ТК.

Чуть дольше, до 1 года, "невидимыми" для таможенных органов могут быть лица, которые ввезли автомобиль как нерезиденты и задекларировали их в таможенном режиме временного ввоза как авто "для личного пользования".

Впрочем, истечение указанных сроков с последующими санкциями грозит лицу, которое ввезло соответствующий автомобиль в Украину. Лицам, использующим автомобиль на еврономерах, но не ввозившим его в Украину, штраф грозит только в том случае, если информация об этом станет известна таможенникам. Например, на основании информации, полученной от органов МВД. Так что безнаказанно на авто с еврономерами можно ездить "до первого жезла", то есть до того, как авто будет остановлено сотрудниками полиции и последние не отправят запрос в таможню.

Наиболее незаметными для таможенников являются лица, использующие автомобили, ввезенные в режиме временного ввоза коммерческого использования, который может длиться до трех лет с возможностью продления.

Согласно приложению С к Стамбульской Конвенции о временном ввозе под коммерческим использованием понимается платная перевозка лиц или промышленная или коммерческая платная или бесплатная перевозка грузов. Автомобили коммерческого использования должны быть зарегистрированы на территории, не являющейся территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, осуществляющими свою деятельность с такой территории. При этом такие авто могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющими свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза.

То есть в принципе автомобили, зарегистрированные на иностранную фирму, могут ввозиться без уплаты таможенных платежей в режиме временного ввоза для коммерческого использования в Украине в интересах этой фирмы. При этом ввозить и использовать их могут, в том числе, граждане Украины, оформленные как сотрудники или подрядчики этой фирмы, осуществляющие свою деятельность в ее интересах и имеющие соответствующую доверенность и/или другие подтверждающие документы.

Но для того, чтобы можно было пользоваться этой льготой без проблем, необходимо, чтобы эта процедура была правильно оформлена. В частности, чтобы право на использование режима временного ввоза перешло от лица, которое ввезло автомобиль в Украину в таком режиме, к другому лицу, необходимо согласно ст. 109 ТК получить соответствующее разрешение таможенного органа. Неправильное же оформление ввоза авто даже при наличии доверенности иностранной фирмы грозит вышеуказанными штрафами.

Напоследок стоит отметить, что если нарушение уже было выявлено и таможенники вызвали для дачи пояснений, то нарушитель не обязан сразу рассказывать всю правду. На основании положений ст. 63 Конституции он имеет право отказаться от дачи пояснений касательно себя и членов своей семьи. Все, что он скажет, может быть использовано против него. Кроме того, при даче таких пояснений или отказе от них владелец авто на еврономерах имеет право пользоваться правовой помощью адвоката.

При этом отсутствие показаний предполагаемого нарушителя в некоторых случаях может существенно усложнить установление таможенным органом состава правонарушения, предусмотренного ст. 485 ТК. Отсутствие же приглашения для дачи пояснений и вовсе может быть основанием для отмены постановления о привлечении к ответственности. В то же время для того чтобы дать правильные показания, необходимо иметь максимально законные основания для использования автомобиля. А для этого – знать, как именно был оформлен ввезенный автомобиль, и иметь копии таможенных документов, подтверждающих это.

ВЫВОД:

Штрафы за уклонение от уплаты таможенных платежей при ввозе и использовании авто на еврономерах очень высокие и вероятность их наложения вполне реальна. Избежать таких штрафов законным способом достаточно сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно. Но если ввоз авто на еврономерах был оформлен правильно и владелец такого авто не выдал себя, то его нарушение может оставаться незаметным для таможенных органов сравнительно долго.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua