Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Структурирование: между прошлым и будущим
Олег Котляр, юрист, ICF Legal Service

Компетентное мнение

"Ну и цены у вас...", или "Обычно-ценовые" претензии при налоговых проверках  

Налоговая проверка в рамках уголовного производства: законно или нет? Практические советы  

Правила защиты, или Как обжаловать налоговое решение  

Блокировка регистрации налоговых накладных. Спорные аспекты обжалования  

Обжалование решений налоговых органов: административный и судебный порядки. Каким путем лучше пойти? 

Имплементация Плана BEPS: как идут дела?  

Обжалование налоговых уведомлений-решений: практические советы  

Отказ в регистрации налоговых накладных: основания, правовые последствия, перспективы обжалования  

Функционирование системы электронного возмещения НДС: правовые проблемы  

О некоторых проблемах налогообложения в агросекторе: выдержат ли налогоплательщики?  

Административное обжалование решений налоговых органов: эффективная стадия или лишняя трата времени?  

Судебный взгляд

Актуально

К 2017 году в некогда привычном "международном налоговом планировании" изменилось практически все, начиная с самого названия. Сегодня общаясь с иностранными коллегами и партнерами, все сходятся в одном, что время "налогового планирования" навсегда ушло и на его место пришло "бизнес-структурирование". Разница в том, что планирование носит "бумажный" характер, не отображающий ни сути деятельности, ни действующей ситуации в правилах ведения международного бизнеса, который больше не может работать исключительно на бумаге. Соответственно, и задачи перед ним стоят другие.

Глобальные изменения происходят под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в соответствии с разработанным организацией Планом BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Шаги, предусмотренные Планом, – это внутренние и международные инструменты для устранения уклонений от уплаты налогов, которые гарантируют налогообложение прибыли по месту ведения хозяйственной деятельности и получения доходов. Стоит отметить, что с 1 января 2017 года Украина также присоединилась к выполнению Плана. По информации Минфина, Украина берет на себя обязательства имплементировать четыре инициативы Плана BEPS, а именно:

– борьба с налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием специальных режимов налогообложения;

– избежание злоупотреблений при применении налоговых конвенций;

– раскрытие информации об использовании схем агрессивного налогового планирования;

– увеличение эффективности механизмов разрешения споров по применению договоров об избежании двойного налогообложения между странами.

В целом План BEPS состоит из 15 шагов. Среди прочего, План BEPS предполагает введение правил трансфертного ценообразования, правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Кроме того, шаги Плана направлены на борьбу с оптимизацией налогообложения за счет вычета процентов по займам, борьбу с так называемым treaty shopping – использование компаний исключительно с целью получения преференций по соглашениям об избежании двойного налогообложения (DTT); борьбу с использованием гибридных схем – схем, при которых используются различия в налогообложении различных инструментов, лиц или сделок между двумя или более странами. План BEPS также устанавливает требования к прозрачности структуры собственности и многое другое.

Изменения, которые уже стали результатом имплементации Плана, носят системообразующий характер. Тем не менее, до 2017 года бизнесу в Украине еще удавалось закрывать на это глаза, а в общении с клиентами все еще прослеживался скепсис и расчет, что новые правила могут обойти их стороной.

На данный момент Украина ужесточила правила трансфертного ценообразования. В частности, совсем недавно своим постановлением от 04.07.2017 г. № 480 Кабмин утвердил Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, операции с которыми считаются контролируемыми для целей подачи отчетности по ТЦО. Среди прочего, в Перечень попали партнерства из 26 государств и некоторые другие организационно-правовые формы компаний, широко используемые при структурировании международного бизнеса. Кроме того, на рассмотрение в Верховную Раду подан законопроект о КИК (контролируемые иностранные компании) и с точки зрения российского опыта не приходится рассчитывать на то, что он будет принят в некой лояльной форме.

Параллельно с имплементацией BEPS ОЭСР был разработан Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS). Страны, присоединившиеся к CRS, получают информацию от своих финансовых учреждений и автоматически обмениваются этой информацией с другими юрисдикциями, также присоединившимися к стандарту, на ежегодной основе. С точки зрения географии данная инициатива не менее масштабна, так как на данный момент уже более 100 государств присоединились к обмену. Первый обмен, который должен состояться в конце 2017 года, и покажет на практике достоинства и недостатки системы. При этом первыми обменяются налоговой информацией 50 государств, среди которых Кипр, Латвия, Лихтенштейн и Люксембург – страны, банковские учреждения которых широко используются для открытия счетов нерезидентным компаниям.

Стоит отметить, что Украина пока не присоединилась к CRS, что оставляет некоторые лазейки для резидентов Украины, однако это не может быть предметом квалифицированного совета на долгосрочную перспективу, так как последствия такого решения с натяжкой можно просчитать на год.

Еще одно системообразующее новшество, которое будет диктовать условия игры, – это учреждение централизованных реестров бенефициарных собственников в ЕС. Согласно 4 AMLD (Anti-money laundering directive) до 26 июня 2017 года государства – члены ЕС обязались имплементировать во внутреннее законодательство положения 4 AMLD, в частности об учреждении централизованных реестров бенефициаров. Напомним, что подобный реестр уже активен в Великобритании – The Register of People with Significant Control (PSC register). Тем не менее, ранее в PSC register подавалась информация исключительно об английских компаниях и партнерствах, однако недавно SLP (Scottish Limited Partnership) также обязали до 7 августа 2017 года подать информацию о бенефициарных собственниках в PSC register. При этом несоблюдение данного требования считается уголовным преступлением и за него предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 500 фунтов за каждый день просрочки.

Стоит отметить, что удар по конфиденциальности, который нанесен 4 AMLD, не ограничивается компаниями ЕС. Положения 4 AMLD также распространяются на такие структуры с некогда высокой степенью конфиденциальности, как трасты (trust) и фонды (foundation). И в то время как во Франции суд оспорил правомерность публичного раскрытия информации о бенефициарах трастов, в Великобритании реестр трастов уже работает. Реестр не является публичным, однако предполагается, что до 5 октября отчетного года, в том числе 2017 – для новых трастов и до 31 января 2018 года – для уже существующих трастов, трасти попросят сообщить следующие подробности о трасте:

– личность доверительного собственника;

– личность учредителя;

– личности бенефициаров, в том числе потенциальных, или же класс бенефициаров (если применимо);

– личность других лиц, имеющих влияние или права в трасте;

– состав активов, переданных в доверительную собственность;

– указание периодов, в которые у траста были обязательства перед HMRC по налогам на прибыль и прирост капитала.

Важно, что если у нерезидентных по отношению к Великобритании трастов возникают налоговые обязательства в Великобритании, у трасти таких трастов также появляется обязательство по раскрытию информации в реестр трастов Великобритании.

В контексте открытых реестров бенефициаров актуально напомнить, что валютное законодательство Украины еще недавно позволяло инвестирование заграницу лишь посредством получения индивидуальной лицензии, а штраф за нарушение данного требования предусмотрен в размере самой инвестиции.

Немного ностальгии. Ранее при осуществлении налогового планирования можно было, условно, проверить наличие соглашений об избежании двойного налогообложения (DTT), ставки подоходного налога, а также налогообложения пассивных доходов (дивидендов, процентов и роялти) в той или иной юрисдикции, затем приобрести компанию (папку с документами) и пользоваться преференциями DTT. Более такой подход не работает. Законодательства большинства государств ЕС содержат положения о GAAR (General anti-abuse rules). Суть GAAR сводится к необходимости обоснования использования той или иной компании бизнес-потребностью; если же такую подтвердить не удастся, компания не может пользоваться привилегиями налоговых соглашений.

В ту же точку, во исполнение 15-го шага Плана BEPS 7 июня 2017 года была подписана MLI convention (Multilateral instrument convention) –  Многосторонняя конвенция о мерах по предотвращению злоупотребления межгосударственными соглашениями о налогообложении. Положения MLI convention в действии мы сможем увидеть не ранее 2018 года. Тем не менее, принятие Конвенции направлено на устранение пробелов или несоответствий в законодательствах договорных государств с целью недопущения использования гибридных инструментов для оптимизации налогообложения, недопущения злоупотребления положениями двусторонних соглашений, урегулирования положений о статусе постоянных представительств и некоторые другие вопросы.

Несмотря на то, что пока не ясно, какую модель выберет для себя то или иное договорное государство, понятно, что так или иначе для того, чтоб бизнес мог пользоваться преимуществами двухсторонних соглашений о налогообложении, ему придется организовывать реальное присутствие, в частности, офис (аренда), трудоустройство сотрудников и т. д. Иными словами, в стране регистрации необходимо будет показать достаточное присутствие, т. е. substance.

Вишенкой на торте наступивших изменений является ситуация в банковском секторе. Открытие счета в иностранном банке для нерезидентной компании является наиболее интригующей частью процесса построения бизнес-структуры. Банковский комплаенс ужесточает свои требования регулярно. Кроме того, в отличие от законодательных требований, банковские – не сформулированы в унифицированном документе, а их понимание во многом зависит от личного знакомства с банкиром.

Несмотря на это, можно рассчитывать, что банк запросит наиболее полную информацию о конечных бенефициарных собственниках компании и о происхождении первого заработанного доллара. Кроме того, банк с большой неохотой станет работать с офшором, если станет вовсе. Банки также не очень заинтересованы в обслуживании партнерств и любых потенциально содержащих в себе признаки агрессивного налогового планирования схем, что согласуется со всеми ранее изложенными факторами, определяющими характер современного структурирования.

Таким образом, с запасом хода в перспективе на 5 лет, "здоровая", эффективная с точки зрения налогообложения международная бизнес-структура имеет следующие характерные черты:

– юрисдикция каждой компании структуры должна быть продиктована бизнес-задачей (наличие контрагентов, товара или других факторов, обуславливающих выбор юрисдикции регистрации);

– наличие офиса, сотрудников, счета в банке в той же стране;

– открытое владение компаниями;

– подача консолидированной отчетности;

– наличие постоянных представительств компании, если необходимо;

– наличие счетов в крупных банковских учреждениях.

ВЫВОД:

Таким образом, понятие "налоговая оптимизация" скрывается с горизонта. Сегодня практика агрессивного налогового планирования практически невозможна, и если где-то и остались пробелы в локальном законодательстве, совет использовать данный механизм больше смахивает на авантюру, нежели на планирование.

С учетом глобальных изменений, которые уже произошли, и того как стремительно происходят дальнейшие изменения в правилах международного налогообложения, мы рекомендуем провести аудит действующей корпоративной структуры и оценить ее на стрессоустойчивость в свете последних тенденций и законодательных изменений.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua