Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Приостановление регистрации налоговых накладных: механизм и последствия
Галина Катамай, юрист, АО "Вдовичен и партнеры"

С 1 июля 2017 года, после трехмесячного люфта, окончательно вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми внедрен механизм приостановления регистрации налоговой накладной и расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН). Основанием для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки признано их соответствие совокупности критериев оценки степени рисков, установленных п. 74.2 ст. 74 Налогового кодекса Украины (дальше – НКУ).

Для чего?

С 01.01.2017 действует запрет для контролирующих органов расторгать в одностороннем порядке договоры о признании электронных документов (п. 49.4 ст. 49 НКУ). Однако начинает действовать новая норма, которая позволит фискальному органу блокировать регистрацию налоговых накладных. Как всегда, налоговики ищут новые способы недопущения потерь бюджета и находят новые способы давления на бизнес. Ведь стабильно "совершенные" нововведения снова и снова создают много вопросов.

Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН (далее – Критерии), и Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН (далее – Перечень), утверждены приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 № 567.

В соответствии с п. 3 Критериев плательщик налога при приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН имеет право подать в Комиссию ГФС в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, информацию относительно:

– видов экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД ДК 009:2010);

– кодов товаров согласно УКТ ВЭД, на постоянной основе поставляемых (изготавливаемых) и/или приобретаемых (получаемых) налогоплательщиком;

– кодов услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг (ДК 016-2010), на постоянной основе поставляемых (изготавливаемых) и/или приобретаемых налогоплательщиком.

Так, не подлежат контролю НН/РК:

1) налоговая накладная, не подлежащая предоставлению получателю (покупателю) и/или составленная по операции, которая освобождена от налогообложения;

2) объем поставки с учетом текущей НН/РК меньше 500 тыс. грн и руководитель является директором не более чем у 3-х действующих налогоплательщиков;

3) общая сумма уплаченных в 2016 году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) составляет больше 5 млн грн (признак используется с 01 апреля 2017 года до 01 января 2018 года);

4) налоговая нагрузка больше 5 % и отсутствует активность за предыдущие 12 месяцев.

Критерии оценки степени риска ГФС Украины на своем сайте показала следующим образом:

1) наценка на товар не превышает 50 %;

2) рискованного товара на складе меньше 75 %;

3) наличие разрешительных документов на осуществление соответствующей хозяйственной деятельности;

4) суммарное значение НДС приостановленных НН/РК меньше среднего значения уплаты НДС за последние 12 месяцев в периодах, в которых была осуществлена хозяйственная деятельность;

5) проверка кодов товаров НН/РК, имеющихся в "Таблице данных налогоплательщика".

При соответствии налоговой накладной / расчета корректировки указанным критериям ГФС Украины регистрирует НН/РК в ЕРНН.

В случае несоответствия указанным критериям оценки степени риска НН/РК установлена необходимость предоставления налогоплательщиком следующих документов (пункт 1 Перечня):

– договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями, переписка с контрагентами;

– договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления хозяйственной операции;

– первичные документы относительно поставки/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, нагрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описания), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

– расчетные документы, банковские выписки с личных счетов;

– документы относительно подтверждения соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.

Письменные пояснения и копии указанных документов налогоплательщик может подать в ГФС в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины "Об электронной цифровой подписи", "Об электронных документах и электронном документообороте" и нормативно-правовых актов относительно порядка обмена электронными документами с контролирующими органами.

Однако нам всем известна позиция органов ГФС о том, что "первичные документы не могут свидетельствовать о реальности осуществления хозяйственной операции в случае установления контролирующим органом негативной информации относительно контрагента субъекта хозяйствования".

Так что представителям бизнеса следует быть внимательными, чтобы непредоставление документов или их предоставление не в полном объеме не вошло впоследствии в выводы контролирующего органа, изложенные в акте проверки.

Рассматривать предоставленные документы будет Комиссия Государственной фискальной службы Украины, которая и будет принимать решение о регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации (далее – Комиссия).

Порядок работы комиссии Государственной фискальной службы Украины, принимающей решение о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 № 566.

Установлен следующий состав Комиссии:

– председатель;

– заместитель председателя;

– 8 секретарей;

– члены Комиссии.

Кто будет выбирать состав такой Комиссии – неизвестно.

Относительно обжалования

Согласно требованиям пункта 56.18 статьи 56 НКУ в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган принял решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы его полномочий, установленных Налоговым кодексом Украины или другими законами Украины, с учетом сроков давности, определенных статьей 102 Налогового кодекса Украины, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде такое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения (в соответствии с приложением 1 к Порядку работы Комиссии Государственной фискальной службы Украины о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации).

ВЫВОД:

Наше государство старается бороться с нарушителями, в том числе налогового законодательства. "Ямы", "транзитеры", "скручивание" всегда находят возможности обойти закон. А вот добросовестные плательщики продолжают страдать от этой непродуманной борьбы. Станут ли действенными такие изменения, время покажет. Очевидно одно – с такими изменениями всегда будет работа как для юристов, так и для судей административных судов нашей страны.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua