Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Об отдельных аспектах государственной политики дерегуляции хозяйственной деятельности – 2017
Юлия Божко, кандидат юридических наук, адвокат, партнер, ЮК "ПРАВОВОЙ ФРОНТ"

Политика дерегуляции в сфере хозяйственной деятельности, о достижениях и отдельных ошибках которой активно говорят политики и бизнес-среда в последние несколько лет, и далее остается неотъемлемой составляющей европейской интеграции Украины. Одна из основных задач – улучшить бизнес-климат в стране, прежде всего для малого и среднего бизнеса, создать новые рабочие места и в целом повысить общий уровень жизни населения за счет уменьшения административного давления, усовершенствования налогового администрирования, модернизации регистрационной системы, упрощения разрешительной и лицензионной систем, облегчения контрольно-проверочной деятельности и т. п.

Об основных моментах государственной политики дерегуляции хозяйственной деятельности

Бесспорно, можно говорить о достижениях в данной сфере: упрощение регистрации бизнеса, в том числе внедрение электронной регистрации через портал электронных серверов; существенное сокращение видов хозяйственной деятельности, требующих лицензирования, и упрощение порядка получения лицензий, сокращение перечня разрешительных документов и отмена еще советских ГОСТов, изменения в тендерных процедурах и т. п.

Однако системные реформы нужны и далее, равно как и нужна продуманная на много шагов вперед государственная политика дерегуляции в хозяйственной деятельности, которая не должна сводиться к имитации улучшения условий ведения бизнеса, а иметь реальные достижения – устранить лишние административные барьеры и максимально упростить условия ведения предпринимательской деятельности в Украине. Прежде всего реализация мероприятий по дерегуляции должна стимулировать развитие и повышать конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в Украине, именно малому бизнесу необходимо отдавать предпочтение как наиболее уязвимой составной части национальной бизнес-среды.

Приоритетными должны оставаться мероприятия по борьбе с коррупцией на уровне всех государственных, правоохранительных органов и судебной системы, поскольку за счет сохранения на данный момент высокой коррупционной "составной" многим предпринимателям не удается уменьшить реальные расходы на ведение предпринимательской деятельности.

О Плане мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности

Указанный План утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 23.08.2016 № 615-р. Впрочем, стоит отметить, что он не является ноу-хау в сфере дерегуляции хозяйственной деятельности. Подобный нормативный документ существовал и ранее – План мер по дерегуляции хозяйственной деятельности, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 18.03.2015 № 357-р, который предусматривал упрощение лицензионных и разрешительных процедур регулирования, процедур таможенного и налогового регулирования и многие другие необходимые мероприятия, однако за первое полугодие его действия состояние выполнения было довольно неутешительным.

С 23 августа 2016 года мы получили "обновленный" План мер по дерегуляции хозяйственной деятельности, который, как утверждают его разработчики, максимально учитывает потребности (и проблемы) бизнес-сообществ, профессиональных и общественных организаций, разработан по результатам общественных обсуждений.

Проблемы в подходах к планированию регуляторной деятельности

Бессистемный, формальный характер подхода к планированию регуляторной деятельности и далее сохраняется на всех уровнях, что не позволяет, в частности, эффективно и своевременно реализовывать мероприятия государственной политики дерегуляции в сфере хозяйственной деятельности.

Из информации об осуществлении органами исполнительной власти государственной регуляторной политики в 2016 году, размещенной на официальном сайте Государственной регуляторной службы Украины, усматривается стремительный рост количества проектов регуляторных актов (почти вдвое на конец года) на фоне нарушения принципа предсказуемости регуляторной деятельности отдельными регуляторными органами как на центральном, так и на региональных уровнях.

Для примера, в течение года в Минэнергоугля количество запланированных к разработке проектов регуляторных актов возросло более чем в 8 раз, в Минагрополитики – с 46 до 125, в Минздраве – с 10 до 48, в Минэкономразвития – с 15 до 53, в Фонде госимущества – с 17 до 57, в НКРЭКУ – с 48 до 102, в Гоструда – с 3 до 11, Госспецсвязи – с 4 до 16 проектов регуляторных актов. На уровне местных органов исполнительной власти ситуация не лучше, в отдельных областях Украины количество запланированных к разработке проектов регуляторных актов возросла более чем в 3 раза.

И это официальная неутешительная статистика (!), свидетельствующая о непродуманности регуляторной деятельности, что в результате может нивелировать существующие достижения в сфере дерегуляции хозяйственной деятельности.

Еще одной существенной проблемой является то, что уровень соответствия регуляторной деятельности органов исполнительной власти утвержденным планам существенно снизился; по статистической информации Государственной регуляторной службы Украины, очень много проектов регуляторных актов, которые подавались на согласование, вообще не были включены в соответствующие планы центральных и местных органов исполнительной власти на 2016 год.

Кроме того, в 2016 году наблюдалось нарушение сроков разработки, предусмотренных планами по подготовке проектов регуляторных актов, а также нарушение предусмотренных законодательством сроков планирования деятельности по подготовке проектов регуляторных актов на 2017 год.

То есть имеем ситуацию, когда отдельные органы власти без учета согласованных планов самостоятельно определяют необходимость подготовки того или иного законопроекта и готовят их в "собственные" сроки. Следовательно, о какой системности в этом случае может идти речь?!

Проекты в сфере дерегуляции по обновленной Методике

Речь идет о постановлении Кабинета Министров Украины от 16.12.2015 № 1151, которым были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении методик проведения анализа влияния на отслеживание результативности регуляторного акта" от 11.03.2004 № 308. Основная цель этих изменений – ввести обязательное проведение количественных расчетов выгод и расходов от внедрения регулирования, дабы минимизировать расходы бизнеса и государства от действия неэффективных регуляторных актов.

Итак, надеемся, что уровень проектов регуляторных актов постепенно будет улучшаться за счет четкого определения проблем, требующих регуляторного регулирования, и правильного определения целей регулирования, результативности регуляторного акта с учетом требований Методики, понимания реальных расходов предпринимателей и государства от внедрения очередного регуляторного акта якобы для решения проблемы и необходимости доказывания предложенного государственного регулирования.

В качестве показательного примера влияния новой Методики на качество предлагаемых законопроектов в сфере дерегуляции хозяйственной деятельности можно привести проект постановления КМУ "Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения", которой (по предложениям Госгеокадастра) предполагалось внедрение современных методологических принципов проведения нормативной денежной оценки земель с учетом баллов бонитета земель. Как выяснилось в ходе анализа данного проекта по новой Методике, его принятие приведет к существенным разовым расходам со стороны собственников сельскохозяйственных земель на проведение оценки (2,5 млрд грн), но при этом получится сэкономить более 9 млрд грн, оптимизировав соответствующие налоги с учетом проведенной переоценки земель.

16 ноября 2016 года Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 831, и с 1 марта 2017 года она вступила в силу.

Шаг вперед и два назад

К сожалению, отдельные предлагаемые законопроекты в сфере дерегуляции хозяйственной деятельности не только не предусматривают ее упрощения, а наоборот – создают новые преграды и возможности для злоупотреблений, что опять-таки свидетельствует об отсутствии понимания со стороны отдельных органов государственной власти необходимости системного и последовательного подхода к осуществлению государственной политики дерегуляции.

Стоит отметить, что Государственная регуляторная служба Украины в большинстве случаев отказывает в их согласовании. Например, в случае внесенного проекта Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду". Законопроект предусматривал внесение изменения в процедуру экологической экспертизы, видов деятельности и объектов, подлежащих оценке влияния на окружающую среду. Как следствие, дополнительные документы разрешительного характера фактически "скрыты" под новыми названиями ("решение..."), на фоне отсутствия каких-либо критериев и процедур принятия таких решений. Итак, цель законопроекта – не дерегуляция в сфере получения документов разрешительного характера, а новая сложная система многоуровневого оформления документов заявителем, существенное увеличение временных и материальных расходов субъектов хозяйствования, новые возможности для создания коррупционных схем.

Учитывая проведенную Государственной регуляторной службой Украины экспертизу, данный законопроект ветирован Президентом в октябре 2016 года. Впоследствии, 23 мая 2017 года, Верховной Радой Украины он принят повторно с предложениями Президента.

"Горячие" новости дерегуляции – 2017

24 мая 2017 года в Кабинете Министров представлены на рассмотрение ряд законопроектов по дерегуляции хозяйственной деятельности. По информации, размещенной на официальном сайте Правительства, было ослаблено давление контролирующих органов на бизнес в результате одобрения внедрения публичной интегрированной базы проверок для обеспечения свободного доступа всех заинтересованных лиц к сведениям о мероприятиях государственного надзора (контроля) через сеть Интернет.

Кроме того, была одобрена методика, которая поможет органам контроля определять допустимую частоту проверок бизнеса, а также порядок осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля), устанавливающий процедуру проведения комплексных плановых мероприятий контроля одновременно всеми контролирующими органами.

За счет данных новаций Правительство анонсирует сокращение количества контактов предпринимателей с контролирующими органами и, соответственно, уменьшение доли возможной коррупционной составляющей при проверках.

Кроме того, были одобрены и другие важные нормативные акты: предоставлена субъектам хозяйствования возможность привлечения Минэкономразвития и Государственной регуляторной службы Украины к проверкам по инициативе предприятия в целях контроля за соблюдением законодательства контролирующими органами, упрощены процедуры представления документов в орган лицензирования (по унифицированной процедуре – в электронной форме через Единый государственный портал административных услуг, без дублирования в бумажном виде), открыт всеобщий доступ к информации о градостроительной документации через новый веб-сервис на сайте Минрегионстроя.

Так что будем ждать эффективной реализации вышеприведенных новаций в сфере дерегуляции хозяйственной деятельности на практике.

ВЫВОД:

Рассмотрев основные проблемные моменты государственной политики дерегуляции в сфере хозяйственной деятельности, приходим к выводу, что в 2017 году, дабы иметь возможность исправить ситуацию, необходимо прежде всего стремиться к сохранению системности при осуществлении регуляторной деятельности и вести постоянный профессиональный диалог с бизнес-средой, чтобы объединить усилия для качественного и стабильного улучшения бизнес-климата в Украине. Органы исполнительной власти должны неуклонно соблюдать требования Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" и Методик проведения анализа воздействия и отслеживания результативности регуляторного акта.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua