Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Курс на цифру: регулирование "электронного суда"
Анатолий Грабовый, адвокат, старший юрист, GOLAW

Компетентное мнение

Автоматизированная система ареста средств: основания, процедура, влияние на ситуацию  

Новеллы использования экспертиз в гражданском процессе в разрезе семейного права  

"Электронный суд" – упрощение доступа к правосудию  

Больше – не значит лучше, или Как изменится хозяйственное судопроизводство в случае принятия нового процессуального кодекса  

Процессуальная новелла механизма рассмотрения типовых дел в административном судопроизводстве

Приказное и упрощенное исковое производство в хозяйственном процессе должно ускорить рассмотрение дел и разгрузить суды  

Экспертиза на заказ  

Исполнительное производство: реформа за реформой  

Урегулирование споров при участии судьи: как впишется в процесс "неформальная" процедура  

Автоматизированный арест средств как часть института обеспечения иска  

Новации административного процесса: дифференциация судебных дел в зависимости от их сложности  

Новации административного процесса. Процедура рассмотрения типовых и образцовых дел 

В начале марта текущего года в рамках заседания Комитета Американской торговой палаты по вопросам правовой политики была проведена встреча с Алексеем Филатовым, заместителем Главы Администрации Президента Украины, Председателем Совета по вопросам судебной реформы, посвященная ключевым вопросам создания Верховного Суда, монополии адвокатуры и судебной реформы в части изменений в процессуальное законодательство. На встрече г-н Алексей отметил, что главными задачами процессуальной реформы являются усовершенствование доступа к правосудию и системы судебного разбирательства. Планируется, в частности,  внедрить  "электронный суд"; упростить и ускорить рассмотрение несложных и малозначащих дел; изменить размежевание юрисдикции в зависимости от предмета иска, а не сторон; ввести обязанность раскрытия всех доказательств и предотвращения их утаивания; ввести меры действенной ответственности за злоупотребление процессуальными правами, презумпцию полной компенсации всех расходов и возможность их возмещения после решения дела по сути; создать действенные механизмы обеспечения иска, например системы автоматизированного ареста средств, и т. п.

Уже после того как 23 марта 2017 года на официальном веб-портале Верховной Рады Украины  был опубликован проект Закона "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты" № 6232, актуально  сравнить действующие и окончательные на сегодня версии проектов Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Гражданского процессуального кодекса Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины.

В связи с тем, что изменений в действующее процессуальное законодательство предлагается довольно много, с дополнительным изменением многих других законодательных актов, сосредоточимся на основных инициативах Совета по вопросам судебной реформы.

Ключевым нововведением в гражданском, хозяйственном и административном судопроизводстве, которое направлено на упрощение доступа к правосудию, призвано уменьшить процессуальные сроки рассмотрения дел во всех инстанциях и ликвидировать "бумажную волокиту" при передаче дел между инстанциями, является внедрение "электронного суда".

Внедрение "цифрового суда"

Основным нововведением в процессуальном законодательстве является комплексное внедрение идеи "электронного суда", которая регламентирована путем создания Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (далее – ЕСИТС).

В соответствии с пунктом 13 статьи 14 проекта ГПК работа ЕСИТС будет регламентирована Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе, которое будет утверждено Высшим советом правосудия по представлению Государственной судебной администрации Украины после консультаций с Советом судей Украины. Идентичная норма соответственно закреплена в пункте 13 статьи 6 проекта ХПК и пункте 13 статьи 18 проекта КАС.

Рассмотрим внедрение "электронного суда" на примере проекта ГПК, поскольку статья 14 проекта ГПК, статья 6 проекта ХПК и статья 18 проекта КАС – идентичные, а сами нововведения по большей части тождественны.

Пункт 9 статьи 14 проекта ГПК устанавливает, что рассмотрение дела осуществляется судом первой, апелляционной и кассационной инстанции по материалам судебного дела в электронной форме.

Процессуальные и другие документы и доказательства в бумажной форме переводятся в электронную форму и приобщаются к материалам электронного судебного дела не позднее следующего дня со дня их поступления в суд.

Само судебное дело в электронном виде в случае его обжалования в апелляционном или кассационном порядке будет передаваться между судами мгновенно. По замыслу реформаторов, это существенно уменьшит общий срок рассмотрения дел. ЕСИТС обеспечит обмен документами в электронной форме не только между судами, но и между судом и участниками судебного процесса, а также между самими участниками судебного процесса.

Стимул к переходу

Законодатель планирует стимулировать стороны подавать документы в суд в электронном виде путем внесения изменений в статью 4 Закона Украины "О судебном сборе", а именно часть 3 будет устанавливать, что при подаче в суд процессуальных документов в электронной форме применяется коэффициент 0,8 для понижения соответствующего размера ставки судебного сбора.

Другими словами, хочешь платить меньше судебный сбор – цифруй процессуальные документы самостоятельно. И если для минимальной ставки – одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц, которая установлена на сегодня в размере 1600 грн, такая экономия будет составлять всего 320 грн, то для максимальной – 350 размеров прожиточного минимума, что сегодня составляет 560000 грн, это существенно – аж на 112000 грн.

Чтобы указанная информационно-телекоммуникационная система заработала в полной мере, большую часть постоянных участников судебных процессов, таких как адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления и субъекты хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики, обяжут зарегистрировать официальные электронные адреса в ЕСИТС. Другим лицам предлагают зарегистрироваться добровольно.  Всем, кто осуществил регистрацию в ЕСИТС, суд будет направлять все процессуальные документы исключительно в электронной форме, но не лишит права получить копию судебного решения в бумажной форме по отдельному заявлению.

Все вышеупомянутые лица будут подавать процессуальные документы в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронной цифровой подписи", особенности использования которого также будут определены в ожидаемом Положении о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе.

Единая система

Уже существующий Единый государственный реестр судебных решений будет включен в ЕСИТС на основании внесения изменения в статью 3 Закона Украины "О доступе к судебным решениям".

Существующая автоматизированная система документооборота суда, деятельность которой регламентирована решением Совета судей Украины от 26.11.2010 г. № 30, в том числе в части автоматического объективного и непредубежденного распределения судебных дел между судьями, будет поглощена ЕСИТС, что установлено статьей 14 проекта ГПК, в которой указано, что определение судьи или коллегии судей (судьи-докладчика) для рассмотрения конкретного дела осуществляется ЕСИТС.

Дополнительно ЕСИТС будет  обеспечивать участие в судебном процессе на судебном заседании в режиме видеоконференции, что, по моему мнению, является очень смелым нововведением. Интересно, как это будет реализовано технически. Будет ли, например, программное обеспечение, которое возможно установить на персональный компьютер или на портативные коммуникаторы?  

Техническая сторона

Реализуя на практике такое технически сложное нововведение, которое должно глобально охватить все регионы Украины, в том числе самые отдаленные районные суды с плохой коммуникацией, судебные реформаторы предусмотрели такие трудности. В проектах процессуальных кодексов установили, что если по техническим причинам суд не сможет рассмотреть  дело в электронной форме больше четырнадцати дней и это будет препятствовать рассмотрению дела в установленные сроки, оно будет рассматриваться по материалам в бумажной форме.

Также устанавливается, что процессуальные и другие документы и доказательства в бумажной форме хранятся в приложении к делу в суде первой инстанции и в случае необходимости могут быть осмотрены участниками дела или судом первой инстанции или истребованы судом апелляционной или кассационной инстанции после поступления к ним соответствующей апелляционной или кассационной жалобы.

Дополнительная электронизация

Нововведением, которое также смело можем отнести к "электронному суду", является Система автоматизированного ареста средств, что регламентируется статьей 15 проекта ГПК и статьей 7 проекта ХПК и по понятным причинам отсутствует в проекте КАС. Кроме того, Единый государственный реестр исполнительных документов, деятельность которого будет  отражаться в изменениях в Закон Украины "Об исполнительном производстве", также будет включен в систему "электронного суда".

Система автоматизированного ареста средств, как составная часть ЕСИТС, по замыслу реформаторов, обеспечит оперативное наложение ареста на денежные средства, содержащиеся на банковских счетах, в случае вынесения соответствующего определения судом.

Более того, проектом двух процессуальных кодексов определен судья как пользователь системы автоматизированного ареста средств на банковских счетах. Судья вносит информацию относительно ареста средств на основании определения, которое скрепляется его электронной цифровой подписью и кодируется.

Собственно Положение о системе автоматизированного ареста средств будет утверждаться Государственной судебной администрацией Украины по согласованию с Министерством юстиции Украины и Национальным банком Украины.

Исполнение определения об обеспечении иска (на примере статьи 158 проекта ГПК) будет осуществляться немедленно путем внесения соответствующей записи в систему. Более того, лица, виновные в неисполнении определения об обеспечении иска, несут ответственность, установленную законом. Автоматизирована также отмена мер обеспечения иска, которую можно увидеть на примере статьи 159 проекта ГПК.

Такая автоматизация также будет касаться  рассмотрения жалоб на постановления государственного исполнителя об аресте средств должника. В случае отмены таких постановлений, соответствующее определение подлежит немедленному исполнению путем внесения судьей в систему автоматизированного ареста средств информации о снятии ареста, что будет регламентировано статьей 425 проекта ГПК.

Само обращение судебных решений к исполнению, например по статье 432 проекта ГПК, осуществляется на основании исполнительного листа или другого исполнительного документа, который излагается в электронной форме с использованием ЕСИТС и вносится в Единый государственный реестр исполнительных документов в течение пяти дней после вступления судебного решения в законную силу, а его копия направляется взыскателю на его официальный электронный адрес, или, в случае его отсутствия, заказным или ценным письмом.

Интересным нововведением является и то, что по заявлению лица, в пользу которого принято решение,  для обеспечения его выполнения, суд может принять меры по автоматизированному аресту средств должника уже после вынесения решения по аналогии обеспечения иска, что предусмотрено статьей 151 проекта ГПК.

Также суд вносит в Единый государственный реестр исполнительных документов имеющиеся в суде документы, подтверждающие исполнение определения суда о принятии мер обеспечения иска.

Положение о Едином государственном реестре исполнительных документов утверждается совместным нормативно-правовым актом Государственной судебной администрации Украины и Министерства юстиции Украины по согласованию с Высшим советом правосудия.

Изменения в Закон Украины "Об исполнительном производстве", а именно в статью 3, установят, что все исполнительные документы подлежат исполнению только после их внесения в Единый государственный реестр исполнительных документов.

Через указанную выше систему будут направлять автоматические запросы в банки для выявления счетов должников, средства которых подлежат аресту. Также банки будут уведомлять относительно необходимости осуществления ареста средств. Указанное взаимодействие между системой автоматизированного ареста средств и системами автоматизации банков будет осуществляться автоматически без вмешательства работников банков. Аналогичный доступ к указанной системе будет иметь государственный исполнитель.

Сроки внедрения

В соответствии с Заключительными и переходными положениями, законопроект относительно процессуальной реформы № 6232, внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины Президентом, вступит в силу со дня начала работы Верховного Суда, определенного решением его Пленума, кроме некоторых положений.

Нормы проекта закона о Едином государственном реестре исполнительных документов вступают в силу через 30 дней со дня опубликования Государственной судебной администрацией Украины уведомления о начале ее функционирования.

Это же касается системы автоматического ареста средств, функционирование которой начнется через 30 дней со дня опубликования соответствующего уведомления.

Функционирование Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы начнется также через 90 дней со дня опубликования уведомления о таком начале в газете "Голос Украины" и на веб-портале судебной власти.

В свою очередь, Совет судебной реформы, будучи реалистами, указанным проектом закона только рекомендовал Высшему совету правосудия утвердить Положение о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе до 1 марта 2018 года.

А что касается Положения о системе автоматизированного ареста средств и Положения о Едином государственном реестре исполнительных документов, то их рекомендовано утвердить Государственной судебной администрации Украины до 31 декабря 2017 года.

Что на выходе?

Надеемся, что Положение о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе будет введено после того, как все суды страны будут иметь техническую готовность к таким смелым нововведениям. Более того, вводить "электронный суд" необходимо после того, как все суды доукомплектуют штатом судей.

Ведь мы наблюдаем картину, когда массово по всей стране много судей уже в течение значительного времени не осуществляют правосудие в связи с окончанием полномочий  и непереизбранием или увольнением. На практике у нас есть много районных судов, где из всех судей, которые есть в штате, осуществляет правосудие один – два.

Именно поэтому перед тем как менять правила игры, нужно иметь не только техническую возможность, но и ресурсную базу – кому эти процессы вводить на практике.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua