Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Доступ к публичной информации: Закон, который действительно работает!
Анна Куц, юрист, ЮК "ВЕК ЛЕГАЛ ГРУПП"

Одним из действенных способов получения необходимых сведений от публичных органов и учреждений является обращение к ним с запросами на публичную информацию. Такая возможность предусмотрена Законом Украины от 13 января 2011 года № 2939-VI "О доступе к публичной информации" (дальше – Закон). В этой статье, опираясь на опыт воплощения в жизнь норм Закона, мы осветим особенности использования указанного инструмента и дадим практические советы.

Прежде всего, следует отметить, что использование запросов на публичную информацию – инструмент, который может пригодиться не только журналистам, но и общественным активистам и рядовым гражданам. Ведь Закон не содержит расхождений между правом на информацию журналистов и правом на информацию других лиц. Поэтому запросы на информацию могут быть эффективно использованы почти в любой ситуации и любым лицом – независимо от должности, возраста, имущественного состояния и т. п.

Принимая решение направить запрос на публичную информацию, следует избегать нескольких распространенных ошибок.

Первой ошибкой лиц, обращающихся в публичные органы, является смешивание понятий "запрос на информацию" и "обращение гражданина".

Запрос на информацию – это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении (статья 19 Закона). Тогда как обращение гражданина – это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы (статья 3 Закона Украины "Об обращениях граждан").

Итак, если Ваше будущее письмо содержит просьбу только предоставить информацию – это запрос. Если же просительная часть письма предусматривает необходимость совершить определенные действия, признать определенный правовой статус, рассмотреть определенную ситуацию и т. п., то это – обращение. Получив письмо такого содержания, распорядитель информации будет рассматривать такой запрос по правилам Закона Украины "Об обращениях граждан" как заявление, ходатайство или жалобу.

Эти два правовых инструмента существенно отличаются сроками рассмотрения – пять рабочих дней для запроса, один месяц для обращения – а также ответственностью адресата за непредоставление ответа. Итак, советуем формулировать запрос только в контексте предоставления информации.

 

Какую информацию можно запрашивать?

 

Публичная информация – это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, прочих распорядителей публичной информации, определенных настоящим Законом (статья 1 Закона).

Итак, ключевыми признаками публичной информации является то, что распорядители информации получили или создали ее в ходе выполнения своих обязанностей – или просто владеют ею; также она должна быть отражена та задокументирована.

Следует обратить внимание на то, что Закон запрещает ограничивать доступ к информации относительно распоряжения бюджетными средствами, владения, пользования или распоряжения государственным, коммунальным имуществом, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчество физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество (часть 5 статьи 6 Закона).

Кроме того, обращаем внимание, что можно просить не только информацию как таковую, но и надлежащим образом заверенные копии документов, ее подтверждающие.

Приведем приблизительный и далеко не полный перечень информации, которую можно получить с помощью запросов на публичную информацию:

– относительно собственников, пользователей, приобретателей государственного или коммунального имущества, условий его использования – как на сегодня, так и в прошлом;

– относительно заключенных распорядителем договоров, их условий, контрагентов и условий их выбора;

– относительно принятых распорядителем решений, оснований их принятия, выполнения обязанности по обнародованию этих решений;

– статистические данные в соответствии с компетенцией распорядителя, в определенной мере – "отчетная" информация в подтверждение выполнения распорядителем своих обязанностей;

– направлений использования бюджетных средств;

– нормативно-правовая база по определенному вопросу, а также порядок действий лица с целью получения определенного юридически значимого результата.

Предостерегаем относительно подачи запросов, предоставление информации по которым заведомо невыполнимо: например, физически невозможно предоставить перечень всех объектов коммунальной собственности города, которых существуют миллионы. Следует конкретизировать запрос до физически реальных границ.

Содержит ли Закон ограничения? Какую информацию нельзя получать?

Может ограничиваться доступ к конфиденциальной, служебной и тайной информации. Но прежде чем ограничить доступ к информации, распорядитель должен применить к ней так называемый трехсложный тест:

1. Ограничивает ли он доступ к информации в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия?

2. Может ли разглашение информации нанести существенный ущерб этим интересам?

3. Преобладает ли ущерб от обнародования такой информации над общественным интересом в ее получении?

Подобнее об особенностях трехсложного теста следует ознакомиться в постановлении Пленума Высшего административного суда "О практике применения административными судами законодательства о доступе к публичной информации" от 29.09.2016 г. № 10 (дальше – Постановление № 10).

Имеет ли правовое значение статус журналиста для получения публичной информации?

Как уже отмечалось, на уровне Закона особенности доступа журналистов к публичной информации не установлены.

Вместе с тем статус журналиста может иметь значение в случае возникновения спорных вопросов. В частности, в соответствии с Постановлением № 10, если информацию запрашивает журналист или лицо, которое, пользуясь современными средствами коммуникации, создает площадку для общественного обсуждения важных вопросов, систематически информирует общество об общественных событиях, представитель общественной организации, это является дополнительным аргументом в пользу наличия общественного интереса запрашиваемой информации.

Итак, Вы решили обратиться с запросом на публичную информацию.

Шаг 1. Определяем надлежащего распорядителя информации

Круг распорядителей публичной информации определен статьей 13 Закона. Проанализировав ее, можно сделать вывод, что распорядители информации делятся на несколько групп.

Первая группа – распорядители всей публичной информации, находящейся в их владении. К ним относятся все государственные органы; все органы местного самоуправления; все другие субъекты, выполняющие властные управленческие функции согласно закону и принимающие решения, обязательные для выполнения.

Относительно органов местного самоуправления целесообразно обратить внимание на разъяснение норм Закона, содержащихся в пункте 2.3 – 2.4 Постановления № 10. В частности, не являются распорядителями публичной информации в понимании Закона народные депутаты Украины, депутаты местных советов и Верховной Рады АРК, председатели районных, областных советов, сельский, поселковый, городской голова, судьи, прокуроры, государственные исполнители и т. п. То есть, выбирая распорядителя, следует отдавать преимущество органам, а не должностным лицам.

Вторая группа – распорядители информации относительно использования бюджетных средств. Такими распорядителями являются юридические лица, финансируемые из государственного или местного бюджетов. Например, коммунальное предприятие "Жилкомсервис" обязано предоставить информацию, какая сумма средств была им израсходована на озеленение улицы Квитневой, а какая – на ремонт детской площадки возле дома № 10.

Третья группа – распорядители информации, которая связана с выполнением ими делегированных властных полномочий. Это могут быть полномочия по предоставлению образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг; предоставляются такие полномочия согласно закону или договору. Например, учебные заведения, учреждения здравоохранения, заведения предоставления социальных услуг инвалидам и другим незащищенным слоям населения.

Четвертая группа – естественные монополисты, а также те субъекты хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или имеют специальные, исключительные права. Они являются распорядителями информации относительно условий поставки товаров, услуг и цен на них.

С полным реестром естественных монополистов можно ознакомиться на сайте Антимонопольного комитета: "Сводный перечень субъектов естественных монополий". К этой категории субъектов относятся субъекты хозяйствования, занимающиеся деятельностью в сфере централизованного снабжения и водоотвода, транспортировки тепловой энергии, распределения природного газа, передачи электрической энергии и т. п. Например, АК "Харьковоблэнерго" должна предоставлять информацию относительно условий передачи электроэнергии.

Дополнительно Закон приравнивает к распорядителям информации тех субъектов хозяйствования, которые владеют информацией: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан, другой информацией, представляющей общественный интерес (общественно необходимой информацией).

Интересным нюансом законодательства о доступе к публичной информации является то, что оно не ограничивается одним Законом: на самом деле обязанности действовать в порядке, предусмотренном этим Законом, рассредоточены в разных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность многих субъектов.

Например, Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" обязует финансовые учреждения предоставлять информацию потребителям финансовых услуг в порядке Закона Украины "О доступе к публичной информации".

Выбирая определенного распорядителя информации, Вам необходимо четко осознавать, почему Вы запрашиваете нужную Вам информацию именно у него. Чтобы Ваш запрос принес ожидаемый результат, следует заранее ознакомиться с полномочиями адресата, удостовериться, что он компетентен в вопросе, который Вы перед ним ставите.

Если же Вы допустили ошибку и подали запрос лицу, не владеющему запрашиваемой информацией, то никаких непоправимых последствий это иметь не будет.

Ведь в случае если Вами был подан запрос к ненадлежащему распорядителю, то согласно части 3 статьи 22 Закона у него возникает обязанность переслать Ваш запрос надлежащему распорядителю и одновременно уведомить об этом Вас.

Если распорядитель не предоставляет информацию, а в ответе указывает, что ею владеет другой субъект – нормы части 3 статьи 22 Закона он не придерживался.

Шаг 2. Подача запроса

Закон предоставляет возможность подавать запрос как в письменной, так и в устной форме, по телефону, факсу, по электронной почте и т. п. Право выбора формы запроса принадлежит запрашивающему, однако мы рекомендуем подавать запрос в письменной форме или по электронной почте, если она у распорядителя есть.

Как показывает практика, много распорядителей разрабатывают форму запроса, пользуясь нормой части 6 статьи 19 Закона. Вместе с тем мы обращаем внимание, что использование форм является правом запрашивающего, а не обязанностью. Формы разрабатываются "с целью упрощения процедуры оформления письменных запросов", а не как дополнительное основание для отказа в предоставления информации.

Единые требования к запросу – это перечень сведений, который должен быть в нем указан. Руководствуясь статьей 19 Закона, в запросе Вам необходимо указать:

– Ваше имя или наименование юридического лица, от которого Вы подаете запрос;

– почтовый адрес или адрес электронной почты;

– номер средства связи, если такой есть;

– общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос, если Вам это известно;

– подпись и дату (если Вы подаете запрос в письменной форме).

Следует помнить, что выполнение этих требований не должно влиять на выполнение распорядителем своей обязанности. Целью данных требований является не установление лица запрашивающего, а возможность контакта с ним (пункт 9.6 Постановления № 10). Не нужно прилагать копии паспорта, идентификационного кода, подтверждать подпись и т. п.

Как справедливо толкует нормы Закона ВАС в Постановлении № 10: "При решении вопроса относительно того, предоставлять ли информацию в ответ на запрос, любой распорядитель информации должен акцентировать внимание не на личности запрашивающего или обстоятельствах его жизни, а исходить из того, что такая информация раскрывается неограниченному кругу лиц".

Кроме того, мы рекомендуем отдельно указать в запросе ту форму, в которой Вы хотите получить ответ. Ведь некоторые распорядители могут предоставить информацию в телефонном режиме и считать, что исполнили свой долг.

Поэтому с целью избежания недоразумений, выбирая форму предоставления ответа, мы советуем просить информацию в двух формах:

– в письменной форме на почтовый адрес – такой вариант особенно целесообразен, если предоставленную информацию Вы планируете использовать в дальнейших юридических делах;

– в электронной форме на электронную почту – такая просьба является дополнительным средством контроля за тем, чтобы распорядитель информации придерживался сроков ее предоставления. Дело в том, что недобросовестный распорядитель может не предоставлять Вам информацию на протяжении длительного времени, указав в соответствующем журнале исходящей корреспонденции, будто он предоставил Вам ответ на запрос. Требование относительно использования электронной почты блокирует такую возможность, поскольку средства электронной почты содержат четкую и недвусмысленную информацию о дате и времени отправления письма.

Как указывает ВАС в пункте 10.1, 10.3 Постановления № 10, в случае если запрашивающий просит предоставить ответ на электронный адрес, распорядитель информации должен с соблюдением требований делопроизводства оформить письмо-ответ (поставить подпись, указать должность, дату и номер регистрации письма) и прислать его в сканированном виде на электронный адрес запрашивающего.

Кроме четкого понимания требований к форме запроса, у нас есть несколько советов относительно его содержания. Никакой нормой действующего законодательства такие обязанности не предусмотрены. Однако есть определенные секреты практики подачи запросов, наработанные на протяжении лет работы с ними.

Во-первых, существует информация, которую целесообразно запросить независимо от содержания Вашего основного запроса. Это – перечень категорий информации, отнесенных распорядителем к служебной – с предоставлением надлежащим образом заверенной копии; эта фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за обеспечение доступа запрашивающих к информации и обнародованию информации; и в конце концов, это нормативно-правовой акт, которым распорядитель утвердил нормы расходов на копирование и печать документов, которые нужны для предоставления ответа на запрос.

Такая информация будет полезной в будущем по нескольким причинам: у Вас будут контакты лица, которое непосредственно отвечает за рассмотрение запроса; будет возможность противодействовать попыткам распорядителя безосновательно отнести информацию к служебной; и в конце концов, Вы будете иметь четкое представление о порядке оплаты расходов на копирование и печать документов, если запрашиваете большие объемы информации.

Во-вторых, следует продемонстрировать свою осведомленность в области законодательства о доступе к информации, сослаться на нормы относительно сроков предоставления ответа, обязанности распорядителя предоставить ее и т. п.

В-третьих, для избежания спорных вопросов следует заранее обосновать, почему Вы обращаетесь именно к этому распорядителю, почему он должен в соответствии с Законом владеть этой информацией и предоставить ее Вам. В этом Вам помогут нормы профильных законов, которые предусматривают компетенцию и полномочия каждого конкретного распорядителя.

Например, подпункт 7 пункта "б" части 1 статьи 33 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" относит к ведению исполнительных комитетов местных советов определение территории для размещения отходов в соответствии с законодательством. Следовательно, этот распорядитель обязан владеть информацией относительно выполнения им этой обязанности и территорий, которые он определил.

В-четвертых, в случае если у Вас есть несколько вопросов к распорядителю, не следует перечислять их одной строкой. Это даст возможность недобросовестному распорядителю предоставить лишь часть информации. Эффективнее распределить вопрос по нескольким запросам – ведь Закон не устанавливает ограничений относительно количества запросов, которые может подавать лицо. Если Вы все-таки подаете один запрос, то следует по крайней мере разделить вопрос на несколько пронумерованных пунктов.

В-пятых, если характер информации имеет неоднозначный характер относительно режима доступа к ней, то не лишним будет коротко обосновать, почему запрашиваемые сведения не относятся к информации с ограниченным доступом.

Например, запрашивая перечень фамилий, имен, отчеств лиц, получивших материальную помощь / земельные участки / квартиры за счет государственного или местного бюджета, следует сослаться на статью 6 Закона, запрещающую ограничивать доступ к этой информации.

Следует также помнить, что право на информацию не связывается с тем, касается ли эта информация запрашивающего лично; Вы не обязаны пояснять причину подачи запроса в силу части 2 статьи 19 Закона.

Одна из возможностей, которая у Вас есть на стадии составления запроса, – прописать в нем ходатайство о срочной обработке на основании части 3 статьи 20 Закона. Такое право предусмотрено, если запрашиваемая информация необходима для защиты жизни или свободы личности, касается состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан. Если такие обстоятельства действительно имеют место и Вы обоснуете их существование надлежащим образом, то запрашивающий должен будет предоставить Вам информацию в течение 48 часов со дня получения запроса.

И в конце концов, несколько технических аспектов подачи запросов. Выбирая способ подачи, необходимо преследовать цель: оставление у Вас доказательств подачи запроса. Если Вы имеете возможность посетить учреждение распорядителя лично, то следует подать запрос через канцелярию и получить экземпляр запроса со штампом и подписью лица, принявшего корреспонденцию. Если Вы подаете запрос по почте, то следует подавать его заказным письмом, которому почтовое учреждение предоставит индивидуальный номер почтового отправления. По номеру почтового отправления Вы будете иметь возможность отследить на сайте "Укрпочты", получил ли распорядитель Ваш запрос, начался ли срок предоставления ответа.

Шаг 3. Ждем ответ: типовые ситуации

Первая ситуация – стандартная – предоставление ответа по сути запроса в установленный срок. Пять рабочих дней – именно такой срок есть у распорядителя информации на предоставление Вам ответа на запрос в соответствии с законом.

Вместе с тем Закон предусматривает возможность второй ситуации – продление этого срока распорядителем до 20 рабочих дней. Такое право предоставляется распорядителю, если запрос требует "поиска информации среди значительного количества данных" или касается предоставления "большого объема информации". Как видим, эта норма насыщена оценочными понятиями, что может вызвать недоразумение, ведь ни одним актом не определяется, какое количество данных является значительным и какой объем информации – большим.

В любом случае, не следует забывать, что распорядитель должен обосновать такое продление и письменно уведомить об этом Вас в течение 5 рабочих дней со дня, когда он получил запрос (часть 4 статьи 20 Закона).

Третья ситуация – направление запроса надлежащему распорядителю на основании части 3 статьи 22 Закона, о чем уже указывалось ранее. Например, имущество, о котором Вы запрашиваете, находится на балансе другого органа.

И наконец, четвертая и наиболее досадная ситуация – отказ в удовлетворении запроса. В каких случаях отказ будет законным?

– В случае невладения и отсутствия обязанности у распорядителя владеть информацией, относительно которой был сделан запрос. Здесь следует упомянуть о нашем совете – заранее обосновать в запросе, со ссылками на нормы закона, почему запрашиваемая информация – в компетенции распорядителя. Как указывает ВАС в пункте 12.3 Постановления № 10, отказ в этом случае законный исключительно в том случае, если одновременно присутствуют два условия: отсутствие информации во владении распорядителя и отсутствие у него обязанности владеть ею.

– В случае если запрашиваемые сведения относятся к информации с ограниченным доступом. Снова-таки, не следует верить на слово распорядителю. В соответствии с пунктом 12.2 Постановления № 10 отказ в доступе к информации в связи с ограниченным к ней доступом возможен только после прохождения так называемого трехсложного теста.

– Если Вы не оплатили фактические расходы, связанные с копированием или печатью. Ссылаться на это основание распорядитель может только в том случае, если удовлетворение запроса предусматривает изготовление копий больше 10 страниц и – обязательно! – если распорядитель установил размер платы за копирование или печать (например, существует решение местного совета об установлении размеров платы). К тому же необходимым обстоятельством является уведомление распорядителем Вас о размере и способах оплаты указанных расходов (пункт 12.4 Постановления № 10). При отсутствии этих обстоятельств распорядитель не имеет права Вам отказать. Также он не имеет права отказать, если запрошена информация о лице или если информация представляет общественный интерес.

– В случае несоблюдения требований к запросу (имя, телефон, адрес, описание информации, дата, подпись).

Получив отказ в удовлетворении запроса, мы советуем ознакомиться не только с его содержанием, но и с его формальными реквизитами. В частности, в соответствии с Законом отказ должен содержать ФИО и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса, дату и мотивированное основание отказа, порядок обжалования отказа, подпись. Предоставляется отказ исключительно в письменной форме. В случае если Вы получили отказ, который не имеет указанных реквизитов, то он не отвечает требованиям части 4 статьи 22 Закона.

Возможен также и пятый вариант ответа распорядителя – ответ, что информация может быть получена из общедоступных источников. Например, Вы спросили государственный орган о днях и часах приема граждан его должностными лицами, а Вам предоставили ответ, что такая информация есть на сайте / висит на дверях / и т. п. Следует помнить, что такая отписка автоматически считается неправомерным отказом в предоставления информации! Так же, как и ответ не по сути запроса.

Шаг 4. Защищаем свои права в случае нарушения

Представим ситуацию, когда запрашивающий так и не дождался ответа на свой запрос или же получил безосновательный отказ в удовлетворении своего запроса. Как защитить свои права в таком случае?

Опираясь на практике работы с запросами, можно выделить два пути защиты права на информацию: обращение к представителю Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и обращение в суд с иском против распорядителя информации.

Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

1. Обращение к представителю Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Конечной целью такого обращения является привлечение распорядителя информации к ответственности за административное правонарушение. В частности, в Кодексе Украины об админправонарушениях есть чудесная статья 2123, предусматривающая ответственность в виде штрафа от 425 до 850 гривень за следующие нарушения:

непредоставление ответа на запрос на информацию,

непредоставление информации,

неправомерный отказ в предоставлении информации,

необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом,

несвоевременное или неполное предоставление информации,

предоставление недостоверной информации.

Как видим, нормой этой статьи охвачены практически все возможные варианты незаконного поведения недобросовестного распорядителя информации.

Дело о таком правонарушении рассматривают судьи местных судов, а протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные лица Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или представители Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (статьи 221, 255 Кодекса).

Итак, чтобы защитить свое право путем инициирования процедуры привлечения нарушителя по статье 2123 Кодекса, необходимо подать заявление представителю Уполномоченного, указав: распорядителя информации, дату и способ обращения к нему, приложить копию описания вложения почтового отправления или экземпляр запроса с отметкой о принятии запроса распорядителем, а также описать совершенное нарушение.

Представитель Уполномоченного ВРУ начинает сбор доказательств для составления протокола, обращается к распорядителю, получает от него информацию о работе с Вашим запросом и составляет протокол в случае наличия для этого оснований.

Обращаем внимание, что возможность привлечения нарушителя к этому виду ответственности ограничена сроком – три месяца со дня совершения нарушения. Поэтому действовать следует оперативно. Преимуществом этого варианта является бесплатность, недостатком – то, что проведение направлено по большей мере на наказание нарушителя, чем на предоставление Вам ответа.

В какой мере распространено такое средство защиты? Если обратиться к данным Единого реестра судебных решений, то можно увидеть, что по состоянию на день написания этой статьи в нем содержится 210 постановлений по делам об административных правонарушениях по категории "Нарушение права на информацию", принятых за период с 01.01.2017 г. по 13.04.2017 г.

2. Обращение в суд с административным иском с требованием признать противоправной бездеятельность и обязать предоставить информацию.

Этот вариант понравится тем запрашивающим, для которых более приоритетным будет получение информации, чем наказание нарушителя. Пункт 7 части 2 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства относит споры с распорядителем относительно доступа к публичной информации к юрисдикции административных судов. Поэтому для защиты своего права таким образом необходимо подать административный иск против распорядителя информации.

Руководствуясь частью 2 статьи 23 Закона, Вы можете обжаловать бездеятельность, нарушение сроков, безосновательный отказ, отсрочку и другие незаконные действия распорядителя.

Довольно существенной особенностью является возможный круг ответчиков: как указал ВАС в пункте 11 Постановления № 10, поскольку по Закону в круг распорядителей информации входят не только субъекты властных полномочий, но и другие субъекты права, то наличие субъекта властных полномочий как стороны не является обязательным признаком этой категории споров. То есть иск можно подавать любому распорядителю публичной информации, даже если он не является субъектом властных полномочий.

Впрочем, за подачу административного иска с неимущественным требованием придется уплатить судебный сбор в размере 640 гривен (для физических лиц) или 1600 гривен (для юридических лиц).

В результате, при условии надлежащего обоснования иска, запрашивающий имеет возможность получить решение суда, которым распорядителя будет обязан предоставить информацию по запросу.

Также обращаем внимание, что Законом не запрещено использовать два средства защиты одновременно, даже наоборот – факт наложения административного взыскания по статье 2123 Кодекса будет иметь огромную доказательную силу для административного суда во время рассмотрения Вашего иска.

Относительно распространенности такого средства защиты – согласно данным Единого государственного реестра судебных решений, за период с 01.01.2017 по 13.04.2017 в Украине было вынесено около 250 постановлений по административным делам по искам относительно доступа к публичной информации.

ВЫВОД:

Опираясь на опыт работы с запросами на публичную информацию – как со стороны запрашивающих, так и со стороны распорядителей – должны признать, что механизм доступа к публичной информации действительно работает в большинстве случаев. На практике распространены ситуации, когда именно благодаря запросам на публичную информацию распорядители уделяют большее внимание тем направлениям работы, к которым существует повышенный общественный интерес. Другими словами, запросы становятся рычагом влияния на публичные органы и учреждения. Направление запросов позволяет сформировать у должностных лиц публичных учреждений более ответственное отношение к работе, ощущение контроля общественности за их действиями. Мы видим в этом признак развития гражданского общества в Украине и, безусловно, положительное явление.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua