Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Введение института частных исполнителей: новые коллекторы или эффективные помощники
Александр Луговский, старший юрист, ЮФ ETERNA LAW

Уже к лету этого года в Украине появятся первые частные исполнители. Несмотря на то что этот институт еще не начал функционировать, его введение уже стало предметом многих дискуссий. Среди специалистов реакция на появление института частных исполнителей довольно-таки неоднозначна: некоторые считают это позитивным нововведением, которое положительно повлияет на работу Государственной исполнительной службы (ГИС) и на исполнение решений в целом. Другие же заявляют, что данный институт будет использоваться как инструмент рейдерства и пополнения рядов коллекторов в стране. Узнать – кто же прав, мы сможем только тогда, когда институт частных исполнителей начнет полноценную работу, а пока, учитывая последние изменения в законодательстве, рассмотрим перспективы и основания для подобных заявлений.

Во-первых, появление частных исполнителей должно разгрузить ГИС, и тем самым увеличить количество исполняемых решений (на данный момент в Украине исполняются порядка 15 – 20 % решений). Однако не все решения смогут быть исполнены в порядке частного исполнения. Законодатель все же предусмотрел ограничения для работы частных исполнителей; существует ряд решений, исполнением которых может заниматься исключительно ГИС (например, решения о конфискации имущества, решения о выселении и вселении физических лиц, решения, в которых должником является государство, государственные органы, НБУ и т. д.).

Во-вторых, частные исполнители действительно будут работать эффективнее, нежели государственные. В первую очередь это связано с тем, что требования к частным исполнителям более жесткие, нежели к государственным. К частным исполнителям предъявляются дополнительные требования: минимальный возраст (25 лет), стаж в сфере права (2 года) и сдача квалификационного экзамена. К тому же законом устанавливается обязательное страхование ответственности частного исполнителя перед третьими лицами, а также повышение квалификации (каждые 5 лет).

Стоит отметить, что основным мотиватором в эффективной работе и исполнении решений частными исполнителями будет их финансовое вознаграждение. Так, постановлением № 643 Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2016 года установлено фиксированное вознаграждение для исполнителей: государственных – 2 % от взимаемой суммы или стоимости имущества должника, а для частных – 10 %. Законодательством также предусмотрено дополнительное авансирование и дополнительное вознаграждение услуг частного исполнителя по соглашению с кредитором.

Поскольку услуги частного исполнителя будут обходиться дороже, с одной стороны – ГИС все же не останется вообще без работы; с другой стороны – для желающих более быстрого и эффективного исполнения решений будут доступны услуги частных исполнителей. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию конкуренции между исполнителями.

Кроме того, частный исполнитель будет работать сам на себя, а следовательно, должен будет не только обеспечивать себя соответствующими условиями работы (помощники, офис, оборудование, а также соответствующее обучение), но и клиентурой. Все это, несомненно, потребует существенных капиталовложений со стороны частных исполнителей. Это будет еще одним фактором заинтересованности частного исполнителя в быстром и эффективном исполнении судебных решений для своих клиентов.

Однако тут же возникает и другой вопрос – на что будет готов частный исполнитель ради клиента?

Именно этот вопрос и наталкивает приверженцев противоположной точки зрения на выводы, что частные исполнители – это инструмент для рейдеров или так называемых узаконенных коллекторов. И этот вопрос на самом деле очень дискуссионный.

Рассмотрим подробнее, есть ли такой риск и позволяют ли положения существующего законодательства частным исполнителям "перестараться" и быть коллекторами/рейдерами.

Начнем с того, что 21 декабря 2016 года в Закон "Об исполнительном производстве" были внесены изменения, согласно которым введены ограничения на размер взыскиваемых сумм частными исполнителями в первый год своей работы, а также на переходный период – до 1 января 2018 года. Так, в течение своего первого года работы частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 20 млн. грн и более или эквивалентную сумму в иностранной валюте. В то же время до 1 января 2018 года ни один частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 6 млн. грн и более или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Как было сказано, частные исполнители будут осуществлять свою деятельность в ограниченном законодателем поле. Они не смогут заниматься исполнением решений в отношении конфискации имущества, выселения и вселения физических лиц, исполнительных производств, участником которых является государство; а также исполнением решений в отношении долгов коммунальных и государственных предприятий. Более того, учитывая ограничения на размер взыскиваемых сумм, частные исполнители не смогут быть задействованы банками в исполнительных производствах по возврату долгов в крупных размерах.

Именно эти изменения были приняты законодателем в целях исключения возможности использования частных исполнителей в качестве инструмента для рейдерства и коллекторства. Также на законодательном уровне существует достаточно механизмов и гарантий, регламентирующих деятельность частных исполнителей и исключающих возможность их использования для рейдерских и коллекторских целей.

В частности:

а) в Законе Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" четко прописаны критерии контроля за деятельностью частных исполнителей и порядок их ответственности. Данным законом предусматривается, что деятельность частных исполнителей будет контролироваться не только судом, но и Министерством юстиции Украины. Министерство юстиции Украины уже разработало порядок осуществления контроля, которым устанавливается четкий механизм контроля за деятельностью частных исполнителей;

b) публичный Единый реестр частных исполнителей служит дополнительным инструментом стимулирования правомерного поведения частных исполнителей, поскольку он, среди прочего, будет отражать информацию о дисциплинарных нарушениях частного исполнителя;

c) обязательное страхование гражданско-правовой ответственности частного исполнителя. Минимальный размер страховой суммы по договору страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя должен составлять 10 % общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся на исполнении у частного исполнителя в течение года, но не менее 1000 минимальных размеров заработной платы по состоянию на начало соответствующего календарного года;

d) полномочия частных исполнителей, впрочем, как и государственных, четко ограничены законом. Ст. 18 Закона Украины "Об исполнительном производстве" предусматривает конкретные и четкие обязанности и права исполнителей, и любой выход за рамки этих полномочий чреват ответственностью (например, дисциплинарной или уголовной);

e) дисциплинарная комиссия частных исполнителей, которая создается при Министерстве юстиции Украины, для рассмотрения вопросов привлечения частных исполнителей к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков.

Не стоит пренебрегать и зарубежным опытом стран, в которых частные исполнители не стали ни коллекторами, ни рейдерами. Например, в Албании, Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Грузии, Казахстане, Литве, Латвии, Македонии, Польше, Румынии, Словакии и Сербии, так же, как и в Украине (с введением частных исполнителей) действует смешанная система исполнения судебных решений, то есть имеются как государственные, так и частные исполнители. Примечательно, что до введения института частных исполнителей в этих странах (как и в Украине) государственная система исполнения решений была чрезмерно загружена и работала крайне неэффективно. Однако на сегодняшний день эффективность смешенной системы в этих странах показала колоссальный результат исполненных решений, например, в Грузии этот результат составил порядка 70 %, в Болгарии и Казахстане – 80 % и 50 % соответственно.

ВЫВОД:

Что касается перспектив института частных исполнителей в Украине, то прогноз довольно-таки положительный. Однако в полной мере судить о достижении данной реформы мы сможем только по прошествии нескольких лет. Как мы видим на примере таких стран, как Грузия и Болгария, создав и в Украине все условия для эффективного функционирования и, что немаловажно, контроля за деятельностью частных исполнителей, результат не заставит себя долго ждать.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua