Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Роль наблюдательного совета в хозяйственных обществах: прошлое, настоящее, будущее
Оксана Параскева, Основатель Investor Relations Agency, Глава, Экспертного Совета по корпоративному праву и управлению UCMA

Одной из наиболее распространенных форм организации бизнеса в Украине наряду с обществом с ограниченной ответственностью является акционерное общество. В большинстве случаев акционерные общества были созданы в процессе приватизации. Законодательство Украины в части корпоративного управления довольно эклектично, так как на разных этапах формировалось под влиянием различных программ с привлечением консультантов из стран, имеющих различные модели корпоративного управления.

Структура органов управления акционерного общества отводит наблюдательному совету главенствующую роль. Введение института "Наблюдательный совет" обусловлено тем, что акционерное общество представляет собой объединение капитала, а также организационную форму, направленную на максимизацию финансирования ведения бизнеса акционерным капиталом с возможностями проведения как публичных, так и частных размещений на регулируемых рынках капитала.

При значительной мобильности состава акционеров и невысоком уровне концентрации пакетов акций в публичных компаниях в сочетании с проблемой противоречивости позиций по управлению акционерным обществом потребовался институт управления, который мог бы находиться над операционной деятельностью, контролировать ее и обеспечивать коллективное принятие решений. Таким институтом стал "Наблюдательный совет".

Традиционно до недавнего времени предполагалось видеть основной ролью наблюдательного совета (НС) обеспечение роста акционерной стоимости, измеряемое, как правило, соотношением капитализации и уровня прибыльности на одну акцию.

 

Ретроспектива института "Наблюдательный совет"

В Украине, как и во всем мире, используется структура органов корпоративного управления, состоящая из нескольких звеньев. При этом позаимствована практика романо-германской (континентальной) системы права, а именно второй тип – органы управления состоят из общего собрания акционеров, исполнительного (единоличного либо коллегиального) и контрольного (наблюдательный совет).

Впервые институт "Наблюдательный совет" был введен в Украине с принятием в 1991 году Закона Украины "О хозяйственных обществах", который стал первым специальным законодательным актом, уделившим значительное внимание правовому регулированию вопроса функционирования в акционерном обществе наблюдательного совета.

В частности, в ст. 46 Закона Украины "О хозяйственных обществах" указывалось, что в акционерном обществе может создаваться наблюдательный совет, который контролирует деятельность исполнительного органа. Также предусматривалась возможность делегирования наблюдательному совету отдельных полномочий высшего органа управления – собрания акционеров и запрет на совмещение позиций с исполнительным органом. При этом не конкретизировались вопросы о том, кто мог быть членом этого органа, какова компетенция и многое другое. Таким образом, наблюдательный совет понимался как орган контроля.

С конца 1997 года в Украине изменен подход к институту наблюдательного совета: введено требование формирования НС из числа акционеров; изменена роль НС (от исключительно контроля исполнительного органа до представительства интересов акционеров в период между проведением общего собрания акционеров и в пределах компетенции, определенной уставом); право контроля исполнительного органа дополнено правом регулирования его деятельности.

Впервые появляется требование об обязательности наблюдательного совета в акционерных обществах с количеством акционеров более 50, введено понятие исключительной компетенции наблюдательного совета.

В последующие годы роль наблюдательного совета принципиально не изменялась.

Так, в 1999 году была внесена норма о возможности участия в работе наблюдательного совета с правом совещательного голоса представителей профсоюза или другого органа, представляющего права трудового коллектива. Ролью наблюдательного совета были определены контроль за деятельностью исполнительного органа и защита прав акционеров.

Значительным прорывом в развитии и усилении значимости наблюдательных советов стал принятый в 2008 году специальный законодательный акт – Закон Украины "Об акционерных обществах".

Интересно, что и в настоящее время сохраняется некоторая законодательная коллизия: нормы Закона Украины "О хозяйственных обществах", регулирующие деятельность наблюдательного совета, сохранены и после принятия отдельного закона, и в некоторой части имеют противоречия.

При этом подход к определению роли наблюдательного совета как органа управления, осуществляющего контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав акционеров, был сохранен и действует в настоящее время.

Законом Украины "Об акционерных обществах" был понижен порог обязательного наличия наблюдательных советов в акционерных обществах с 50 до 10 акционеров, впервые в Законе установлен перечень исключительной компетенции, введена возможность вхождения в состав НС представителя акционера без права передачи полномочий для представителей акционеров юридических лиц и государства, определено требование заключения контрактов с членами НС как на оплатной, так и безоплатной основе.

 

Роль наблюдательного совета в акционерном обществе чрезвычайно важна, а эффективность ее деятельности зависит в значительной мере от того, какими полномочиями наделен наблюдательный совет в соответствии с уставом акционерного общества.

Стратегическая роль наблюдательных советов

Процесс расширения полномочий наблюдательного совета, начавшийся еще в 2008 году, обусловил его вовлечение во все ключевые процессы жизнедеятельности акционерного общества: созыв и организация общих собраний, принятие решений по стратегии деятельности, контроль за финансовыми результатами, организация проведения аудита, выплата дивидендов, оценка акций, кадровая политика исполнительного органа, выпуск эмиссионных ценных бумаг, совершение значительных сделок и многое другое.

Акцент принятия стратегических решений начал свое смещение с уровня правления (исполнительного органа) к наблюдательным советам. При этом возник управленческий конфликт между правлением и наблюдательным советом.

Часто директора (члены правления) воспринимали наблюдательный совет как управленческую надстройку, замедляющую скорость принятия бизнес-решений, как, скорее, представительский, а не действительный орган управления.

В результате этих новаций роль наблюдательных советов трансформировалась до функционально смешанной модели органа управления, а именно роли контрольно-стратегического органа управления.

Данный вывод основан на компетенции наблюдательных советов, в которую вошли как вопросы утверждения стратегий и бюджетов, приоритетных направлений деятельности, так и избрание и прекращение полномочий членов исполнительного органа, контроль за их деятельностью.

С момента вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС Украина приняла на себя обязательства по имплементации норм ЕС в законодательство и в части корпоративного управления.

Разрабатываемые директивы для стран Евросоюза с унифицированными правилами ориентированы главным образом на публичные компании, акции которых котируются на фондовых биржах.

В странах Европы действуют наблюдательные советы, и данный орган выполняет функцию наблюдения за соблюдением интересов не только акционеров, но и иных стейкхолдеров (вкладчиков банков, клиентов, контрагентов, сотрудников).

В Украине в настоящее время на законодательном уровне защита интересов стейкхолдеров не заложена в функционал наблюдательных советов. Например, в Германии в корпорациях не менее одной трети состава наблюдательного совета должны составлять представители наемных работников.

В Украине имеет место только возможность участия в работе (а не вхождения в состав) наблюдательного совета с правом совещательного голоса представителей профсоюза или другого органа, представляющего права трудового коллектива.

Дополнительную путаницу в понимание роли наблюдательного совета вносят два специальных акта: специальный законодательный акт – Закон Украины "О банках и банковской деятельности" и акт рекомендательного характера, принятый НКЦБФР, – Принципы корпоративного управления.

Акционерные общества – банки обязаны создать орган (наблюдательный совет), осуществляющий контроль за деятельностью исполнительного органа, защиту прав вкладчиков и иных кредиторов и участников (акционеров) банка. Сохраняется подход к пониманию роли наблюдательного совета как роли контрольно-стратегического органа управления, однако, в отличие от других акционерных обществ, в части контроля, на уровень наблюдательного совета переходит контроль за системой внутреннего аудита и в целом контроль системы управления рисками.

В соответствии с Принципами корпоративного управления (в редакции 2014 года) наблюдательный совет обеспечивает стратегическое управление деятельностью акционерного общества, контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав всех акционеров.

Роль наблюдательного совета должна быть расширена: так, помимо функций стратегического управления и контроля деятельности исполнительных органов, наблюдательный совет должен определять основные принципы и подходы к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, защищать права как акционеров общества, так и всех групп стейкхолдеров.

На мой взгляд, целесообразно предоставить возможность для участников корпоративных отношений самостоятельно определять, какую модель наблюдательного совета выбрать для функционирования общества.

Определенные шаги в данном направлении уже сделаны. Так, например, законопроектом № 4666 "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" вводится возможность формирования наблюдательного совета, который в пределах компетенции, определенной уставом общества, контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа. Данным законопроектом впервые расширяется и закрепляется на законодательном уровне сфера применения института "Наблюдательный совет", традиционно считающийся атрибутом исключительно акционерной формы организации ведения бизнеса.

Пришло время переосмысления роли наблюдательных советов как таковых, в связи с тем, что полностью изменились условия ведения бизнеса, исчезла привычная система координат и привычные нам институты в прежнем своем понимании утратили эффективность.

Сами акционеры причиной создания наблюдательных советов, как правило, видели исключительно необходимость формального выполнения законодательных требований без создания какой-либо стоимости для акционерного общества.

Для Украины характерна очень высокая концентрация собственности. Мажоритарные акционеры напрямую взаимодействуют с менеджментом компаний (или сами являются топ-менеджментом), таким образом, в фактической управленческой модели наблюдательный совет является формальным и недееспособным звеном. Так, анализ работы наблюдательных советов в банковской системе Украины показал невыполнение основной роли: защиты прав всех групп стейкхолдеров банков, а не исключительно интересов мажоритарных акционеров.

Законодательное усиление требований к наблюдательным советам на данный момент пока не принесло ожидаемого результата – наделения наблюдательных советов реальными полномочиями. При внешнем формальном соответствии "передовым практикам корпоративного управления" роль наблюдательного совета не реализуется по существу.

Для изменения ситуации необходима реализация мер в двух направлениях:

 

С одной стороны, для решения проблемы формальности институту наблюдательных советов необходимо создать авторитет у контролирующих акционеров, доказать свою управленческую ценность. Создание авторитета, с моей точки зрения, возможно выстроить, если учесть новые тренды в мировой практике: главной задачей советов директоров является обеспечение устойчивого развития бизнеса и непрерывности ведения бизнеса. Появление наблюдательных советов в ряде обществ с ограниченной ответственностью (ООО "Новая почта") основано на смещении приоритета собственником компании в сторону обеспечения развития и устойчивости бизнеса. Управленческая ценность наблюдательного совета формируется профессиональными навыками и компетенциями членов наблюдательного совета. Стадия развития компании, окружающая бизнес-среда определяют необходимый профиль компетенций.

С другой стороны, на законодательном уровне унифицировать и включить в роль наблюдательного совета как элемента корпоративного управления по защите прав не только акционеров и стейкхолдеров в рамках агентского конфликта, но и защите интересов собственно самого акционерного общества от злоупотреблений как акционеров, так и менеджмента, наносящих ущерб его деятельности.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua