Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Особенности проведения процедуры закупки "Открытые торги"
Наталия Шимко, Заместитель директора департамента регулирования публичных закупок – начальник отдела публичных закупок, Министерства экономического развития и торговли Украины

В соответствии с Законом Украины "О публичных закупках" (далее – Закон) открытые торги являются основной процедурой закупки. Для выбора этой процедуры заказчику не требуется наличие дополнительных оснований и обоснований. Достаточно понимать, что для поставки необходимого товара или предоставления услуги на рынке существует несколько потенциальных поставщиков.

Однако, планируя проведение этой процедуры, следует учитывать, что порядок и сроки ее проведения зависят от ожидаемой стоимости предмета закупки.

Почему, казалось бы, одна и та же процедура имеет определенные отличия и откуда вообще в Законе взялась привязка к ожидаемой стоимости?

Дело в том, что в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС Украина, в частности, взяла на себя обязательство привести свое законодательство в сфере публичных закупок в соответствие с правилами Европейского Союза, регулируемыми соответствующими Директивами ЕС. Это означает, что, начиная с пороговых границ, указанных в Соглашении, процедуры публичных закупок в Украине должны происходить по тем же правилам, что и закупки в ЕС. Минимальные пороговые границы установлены Соглашением – это 133 тыс. евро при закупке товаров и услуг и 5150 тыс. евро при закупке работ (далее – пороги ЕС).

В то же время в мире сфера публичных закупок развивается достаточно динамично. Разные страны ищут новые подходы к проведению конкурентных процедур, которые позволят уменьшить субъективность принятия решений, минимизировать коррупционные риски и повысить эффективность закупок. Одним из таких инновационных подходов является применение так называемого механизма постквалификации и использование аукциона для проведения оценки поданных тендерных предложений.

Именно поэтому в Законе описаны по сути две разные процедуры открытых торгов: для закупок ниже порогов ЕС – более короткая процедура с применением постквалификации, а выше указанных порогов – традиционный открытый тендер, имеющий стандартные сроки проведения и предусматривающий сначала проведение проверки квалификации участников и технических характеристик и только после этого оценки поданных предложений путем проведения аукциона.

Во время осуществления конкретных процедур у субъектов сферы возникает немало вопросов практического характера: какие сроки применять, какие документы создавать, как проводить оценку и каковы действия заказчиков и участников в той или иной ситуации.

Для методологической поддержки заказчиков и участников командой ProZorro создан специальный сайт infobox.prozorro.org, на котором в разделе "Доступно о публичных закупках" можно получить исчерпывающую информацию о том, как правильно проводить конкретный вид процедур закупки.

О деталях процедур закупок можно говорить и писать очень много, поэтому предлагаю остановиться на основных особенностях проведения каждой из разновидностей открытых торгов.

Открытые торги, ожидаемая стоимость которых ниже порогов ЕС

Указанный вид открытых торгов заказчики и участники между собой называют "украинские" открытые торги.

Этапы проведения этой процедуры можно условно определить следующим образом:

– объявление;

– подача предложений;

– аукцион (оценка);

– рассмотрение (квалификация);

– определение победителя;

– заключение договора о закупке.

Начиная эту процедуру, заказчик в электронной системе закупок ProZorro (далее – система ProZorro) размещает объявление о проведении открытых торгов и тендерную документацию, в которой, в частности, определяет технические требования, которым должен отвечать предмет закупки, требования к квалификации, опыту и добросовестности участников, а также устанавливает конечный срок подачи тендерных предложений. В "украинских" открытых торгах этот срок не может быть меньше чем 15 календарных дней со дня обнародования в системе ProZorro объявления о проведении открытых торгов.

Начиная с момента обнародования объявления до окончания срока подачи предложений, любой пользователь системы, зарегистрированный в качестве участника, может подать свое тендерное предложение для участия в этих торгах. Такое предложение попадает через площадку в центральную базу данных, где хранится в закрытом виде до окончания срока подачи предложений, определенного заказчиком. Никто не имеет доступа к нему в этот период.

На этом этапе, но не позже чем за 10 дней до окончания срока подачи предложений, любой пользователь в анонимном режиме через систему ProZorro может задать уточняющие вопросы об условиях тендера, предложить заказчику внести конкретные изменения в тендерную документацию или устранить выявленные нарушения норм законодательства, например, изъять условия тендерной документации, которые могут быть квалифицированы как дискриминационные.

В таком случае заказчик обязан в течение 3-х дней через систему обязательно предоставить ответ, потому что иначе система автоматически заблокирует дальнейший ход процедуры до момента, пока заказчик не ответит и не продлит конечный срок подачи предложений минимум на 7 дней. Поэтому если заказчик не заинтересован в том, чтобы процедура закупки затянулась, ему следует быть внимательным и придерживаться сроков ответов.

Если потенциальный участник хочет обжаловать условия тендерной документации, он может это сделать не позже чем за 4 дня до окончания срока подачи предложений. Жалоба подается в электронном виде через систему ProZorro в орган обжалования (Антимонопольный комитет Украины). В таком случае система автоматически приостанавливает начало электронного аукциона до момента вынесения решения органом обжалования.

Заказчик до окончания приема предложений по собственной инициативе, по обращению участников или по решению органа обжалования имеет право внести изменения в условия тендера, продлив при этом конечный срок подачи предложений таким образом, чтобы до его окончания оставалось не меньше 7 дней.

После завершения срока подачи предложений автоматически система назначит дату и время проведения аукциона и уведомит об этом участников, подавших свои тендерные предложения.

В начале аукциона система ProZorro раскроет ценовые позиции каждого из участников и расположит их от наибольшей до наименьшей. Названия участников аукциона и другие документы, поданные в составе тендерных предложений, будут оставаться закрытыми до окончания аукциона. Аукцион происходит в 3 этапа, в течение которых участники будут иметь возможность поочередно уменьшать предложенные цены не менее чем на шаг аукциона, определенный заказчиком в объявлении.

После завершения аукциона система ProZorro автоматически раскроет всю информацию об участниках и их предложениях для того, чтобы заказчик имел возможность провести рассмотрение поданных документов и определить их соответствие требованиям тендерной документации.

В "украинских" открытых торгах рассмотрение предложений начинается с предложения участника, предложившего в аукционе наименьшую цену. На рассмотрение каждого предложения отводится не более 5 рабочих дней. В простых случаях заказчик может рассмотреть предложение и за 1 день, а в сложных – Закон дает возможность обоснованно продлить этот срок до 20 рабочих дней.

Если поданное участником предложение полностью отвечает тем требованиям, которые выдвигались заказчиком в тендерной документации, такой участник определяется победителем, а предложения других участников даже не рассматриваются. В случае если заказчик видит несоответствие предложения отдельным требованиям, он отвергает такое предложение и переходит к рассмотрению следующего. Этот процесс повторяется до того момента, пока заказчик не определит победителя или не отклонит все поданные тендерные предложения.

Даже если по результатам рассмотрения осталось одно предложение, отвечающее всем требованиям, участник, его подавший, определяется победителем. В случае же отклонения всех предложений участников такой тендер будет отменен.

Особенностью проведения "украинских" открытых торгов является то, что предложения рассматриваются поочередно и по результатам рассмотрения каждого предложения заказчик не обязан составлять такой документ, как протокол рассмотрения предложений. Решение относительно признания участника победителем или относительно отклонения тендерного предложения участника принимается отдельно и оформляется протоколом тендерного комитета или уполномоченного лица. Кроме того, поскольку в этой процедуре оценка (аукцион) предшествует рассмотрению тендерных предложений, тут не может быть случая отмены торгов в связи с допущением к оценке менее двух предложений.

После размещения заказчиком решения об определении участника победителем система ProZorro автоматически сформирует и обнародует уведомление о намерении заключить договор, а также разошлет информацию всем участникам тендера относительно выбора победителя.

После этого участники, которые не согласны с решением заказчика, имеют право в течение 10 дней подать жалобу в орган обжалования. Такие действия участника приостановят дальнейший ход процедуры закупки, и заказчик не сможет заключить договор до принятия решения по результатам рассмотрения этой жалобы.

Если же обжалования не было, тогда участник-победитель должен в течение 5 дней с момента обнародования уведомления о намерении заключить договор предоставить документы, подтверждающие соответствие оснований, определенных статьей 17 Закона. Непредоставление участником документов в указанный срок будет основанием для отклонения его предложения и выбора другого участника победителем тендера.

Согласно Закону договор о закупке между заказчиком и участником-победителем может быть заключен не раньше чем через 10 дней и  не позже чем через 20 дней с момента обнародования уведомления о намерении заключить договор.

Следует отметить, что процедура "украинских" открытых торгов пока непривычна для заказчиков и участников.

Однако такой алгоритм проведения тендера позволяет, с одной стороны, снизить субъективность принятия заказчиком решения о победителе, поскольку предложения рассматриваются поочередно и заказчик должен выбрать первого из участников, отвечающего требованиям тендера, не сравнивая его предложения с предложениями других участников. С другой стороны, участие в аукционе всех участников, изъявивших желание принять участие в тендере, способствует снижению конечного ценового предложения победителя.

Открытые торги, ожидаемая стоимость которых выше порогов ЕС

Для обозначения этого вида открытых торгов субъекты сферы применяют такие названия, как "европейские" открытые торги, или открытые торги с публикацией на английском языке.

Условно проведение этой процедуры можно поделить на следующие этапы:

– объявление;

– подача предложений;

– рассмотрение (квалификация);

– аукцион (оценка);

– определение победителя;

– заключение договора о закупке.

Порядок действий в начале "европейских" открытых торгов практически совпадает с "украинскими", поскольку заказчик так же должен обнародовать в системе ProZorro объявление о проведении открытых торгов и тендерную документацию. Однако дополнительно к объявлению на украинском языке заказчик заполняет основные пункты объявления на английском языке. При этом заказчик не обязан переводить на английский язык тендерную документацию.

Кроме того, определяя конечный срок подачи предложений, заказчик не может установить его меньше 30 календарных дней. Именно такой минимальный срок на подачу тендерных предложений требуется Директивами ЕС и международными стандартами в сфере публичных закупок.

В период, определенный для подачи тендерных предложений, потенциальные участники могут, как и в "украинских" открытых торгах, обращаться за разъяснением условий тендерной документации, предлагать внести изменения в нее и обжаловать требования тендерной документации.

Со своей стороны, заказчик так же должен своевременно ответить на поставленные вопросы и, в случае внесения изменений в тендерную документацию, продолжить конечный срок подачи предложений таким образом, чтобы до его окончания оставалось не менее 7 дней.

Следующий этап "европейских" открытых торгов проходит иначе, чем в "украинских" открытых торгах. После завершения конечного срока подачи предложений система автоматически раскроет информацию об участниках и документах, поданных в составе тендерного предложения, за исключением информации о цене. На рассмотрение всех предложений, которое в этой процедуре происходит одновременно, Законом отведено заказчику до 20 рабочих дней.

Рассматривая тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации, заказчик должен принять решение: признать предложение отвечающим всем требованиям и допустить его к оценке или отклонить предложение и не допускать его к оценке. По результатам рассмотрения заказчик составляет протокол рассмотрения предложений, который обнародуется в системе ProZorro.

Если, рассмотрев все тендерные предложения, заказчик допустил к оценке предложения хотя бы двух участников, в таком случае система автоматически назначит дату и время проведения аукциона. При этом аукцион состоится не раньше чем через 5 дней, поскольку это время дается несогласным участникам для того, чтобы они могли обжаловать решение заказчика. Подача участниками жалобы в орган обжалования приостановит ход процедуры и не даст аукциону состояться до вынесения органом обжалования соответствующего решения по этой жалобе.

В случае же допущения к оценке (аукциону) меньше двух предложений такой тендер будет автоматически отменен.

Аукцион происходит так же, как и в "украинских" открытых торгах: проходит в три этапа, цены уменьшаются не менее чем на шаг аукциона поочередно, начиная с участника, предложившего самую большую цену и заканчивая участником, чья цена оказалась на предыдущем этапе наименьшей.

После окончания аукциона заказчик получает победителя торгов: это участник, предложивший наиболее экономически выгодное предложение.

Разместив решение об определении участника победителем, заказчик позволит системе ProZorro автоматически сгенерировать и обнародовать уведомление о намерении заключить договор, а также разослать эту информацию всем участникам торгов.

Участник-победитель в течение 5 дней с момента обнародования уведомления о намерении заключить договор должен предоставить заказчику документы, подтверждающие соответствие оснований, определенных статьей 17 Закона. В противном случае заказчик будет вынужден отклонить его предложение и выбрать победителем другого участника, который был допущен к оценке.

Договор о закупке между заказчиком и участником-победителем в этой процедуре так же может быть заключен не раньше чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента обнародования уведомления о намерении заключить договор.

"Европейские" открытые торги для тех, кто давно работает в сфере закупок, выглядят более традиционно, более привычно. Заказчик имеет возможность сравнивать поданные предложения друг с другом, что, к сожалению, часто прибавляет субъективизма к принятым решениям. Однако проведение закупок в электронном формате и полная прозрачность этого процесса в системе ProZorro, надеюсь, помешает откровенным злоупотреблениям.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua