Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Нововведения в порядке проведения налоговых проверок
Александра Павленко, юрист, ЮК "Алексей Пуха и Партнеры"

Среди наиболее актуальных нововведений в Налоговом кодексе Украины с 2017 г. – вопросы налоговых проверок. Всех интересует, в каком порядке и в какие сроки будут проводиться такие проверки, какими полномочиями наделены при этом налоговые органы.

С 01.01.2017 г. вступили в силу следующие нововведения относительно налоговых проверок.

Так, на органы ГФС распространяется действие положений Закона "Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее – Закон о госнадзоре). Следовательно, назначение и проведение проверок органами ГФС осуществляются с соблюдением принципов, установленных ст. 3 Закона о госнадзоре.

Изменены права и обязанности как фискалов, так и налогоплательщиков.

Конкретизированы основания для проверок и встречных сверок.

Запросы, которые составляют фискальные органы, подписываются руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа.

Срок ответа на запросы (кроме запроса о встречной сверке), составляемые в соответствии с требованиями п. 73.3, пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9 НКУ, с 01.01.2017 г. составляет 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Фактические проверки

Определены основания для проведения фактических проверок по информации от государственных органов, а именно:

– в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности об осуществлении налогоплательщиками расчетных операций, ведении кассовых операций, наличии патентов, лицензий, и прочих документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производстве и обороте подакцизных товаров (пп. 80.2.2 НКУ);

– в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего (пп. 80.2.5 НКУ).

Однако проблема заключается в том, что действие Закона о госнадзоре не распространяется на так называемые "фактические проверки", понятиями которых оперирует НК Украины.

Не могут быть назначены внеплановые проверки по основаниям, определенным пп. 78.1.1 НКУ, ни по постановлению органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, ни по постановлению следователя или прокурора. Теперь по новой редакции пп. 78.1.11 НКУ внеплановую (выездную или невыездную) проверку среди правоохранительных органов смогут назначать исключительно суд или следственный судья в соответствии с законом. То есть речь идет о назначении проверок в связи с расследованием уголовных производств. При этом запрет на повторные проверки не распространяется на проверки по решению суда (следственного судьи).

Плановые проверки

Что касается плановых проверок, прежде всего необходимо отметить, что Законом о госнадзоре внедрена Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля), в которую все органы госнадзора должны вносить сведения о плановых проверках в следующем периоде до 15 октября текущего года (ч. 1 ст. 5 Закона о госнадзоре). Однако на данный момент ИАС госнадзора еще не создана и, соответственно, эта норма не действует. Следовательно, получить информацию о проведении органами ГФС плановых мероприятий можно на ее официальном сайте (п. 77.1 НКУ).

Также существует проблема плановых проверок обособленных подразделений юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о госнадзоре при наличии у субъекта хозяйствования обособленных подразделений, плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении такого субъекта хозяйствования могут осуществляться одновременно во всех обособленных подразделениях в течение срока осуществления одного планового мероприятия.

При этом речь идет только об обособленных подразделениях, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. Отделений (структурных подразделений), расположенных по иному адресу, чем юридическое лицо, и о которых направлено уведомление по форме № 20-ОПП, это не касается.

Следует отметить, что Законом № 1728 установлен запрет на проведение проверок органами ГФС субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, и в населенных пунктах, расположенных на линии столкновения на период проведения АТО (п. 5 раздела II "Заключительные и переходные положения" Закона № 1726).

Поскольку на данный момент не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то будет действовать положение нормы ч. 3 ст. 22 Закона о госнадзоре, в соответствии с которым если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в 5 лет.

Кроме того, существует определенное разногласие между нормами НКУ и Закона о госнадзоре касательно периодичности проведения проверок субъектов хозяйствования в зависимости от отнесения их к определенной степени риска.

Документальные проверки для получения бюджетного возмещения

В 2016 году согласно п. 37 подразд. 2 разд. ХХ НКУ документальные внеплановые выездные проверки по поводу достоверности сумм бюджетного возмещения по НДС как правило не проводились. Кроме случаев, когда расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям:

– за периоды до 1 июля 2015 года, которые не подтверждены документальными проверками;

– по приобретению товаров/услуг у плательщиков налога, использовавших специальный режим налогообложения по ст. 209 НКУ, за период до 1 января 2016 года (а в 2017 году – до 1 января 2017 года).

С 2017 года такие документальные проверки будут проводиться в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации, а в случае, если такая налоговая декларация представлена после истечения предельного срока, – за днем ее фактического представления. Решение о проведении такой документальной проверки должно быть принято в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации, а в случае, если такая налоговая декларация представлена после истечения предельного срока, – за днем ее фактического представления.

Определено дополнительное основание для проведения внеплановой документальной проверки – приостановление регистрации налоговой накладной (расчета корректировки) в ЕРНН.

Внеплановая документальная проверка не может быть назначена по постановлению оперативно-разыскных, следственных органов или прокурора, а только по решению суда (следственного судьи).

Допуск к проверке

Актуальным остается вопрос допуска должностных лиц органов ГФС к проверкам. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о госнадзоре субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии удостоверения (направления) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля). При этом Закон о госнадзоре устанавливает дополнительное требование о том, что такое направление дополнительно должно содержать предмет осуществления мероприятия и информацию об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления), что даст возможность налогоплательщику определить повторность проверки и не допустить к ней (ст. 10 Закона о госнадзоре), если по этому направлению осуществляется повторное внеплановое мероприятие (проверка) по тому же факту (фактам), что был (были) основанием для проведенного внепланового мероприятия (проверки).

Хорошей новостью являются изменения касательно оформления акта отказа от допуска к проверке. Так, сейчас в НКУ прописана соответствующая процедура:

1. Если налогоплательщик отказывается допускать проверяющих к проверке, последние безотлагательно составляют в двух экземплярах акт, который удостоверяет факт отказа, с указанием заявленных причин отказа; один экземпляр акта сразу после его составления вручается под подпись налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика;

2. Налогоплательщик имеет право предоставить свои письменные пояснения к составленному контролирующим органом акту отказа;

3. Если налогоплательщик отказывается подписать акт отказа от допуска или предоставить пояснения к нему, проверяющие удостоверяют это отдельным актом.

Итак, в целом, изменения к налоговому законодательству, вступившие в силу с 01.01.2017 г., имеют положительный характер для налогоплательщиков и являются прогрессивным шагом на пути реформирования налоговой системы Украины.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua