Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Какой будет налоговая реформа в этом году?
Анна Демченко, юрист, CMS Cameron McKenna LLC

Главная статья

Компетентное мнение

Судебный взгляд

Ближе к Новому году украинское бизнес-общество, как правило, ждет новостей с налогового фронта. Так исторически сложилось, что важное решение о том, каким будет следующий налоговый год в стране, принимается государственными органами ближе к концу календарного года. Иногда и в последние дни года. Несмотря на все нарекания по поводу постоянного нарушения принципа стабильности, заложенного в основном налоговом законе, этот год тоже не станет исключением, и к концу года Налоговый кодекс будет в очередной раз изменен.

Новое Министерство финансов Украины почти весь год вело активную промоционную кампанию своего законопроекта о внесении изменений в налоговое законодательство, нашедший свое оформление в проекте закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)" № 5368, который 21 декабря 2016 года Верховная Рада Украины приняла в целом (далее – Закон).

Уже на этапе многочисленных презентаций, обнародованных Минфином, можно было сделать вывод, что масштабной реформы в этом году ожидать не стоит: не будет ни снижения или хотя бы унификации налоговых ставок, ни налога на распределенную прибыль и т. п. Вместо этого, скорее, речь идет об усовершенствовании действующего налогового законодательства.

По нашему мнению, отсутствие радикализма со стороны правительства является позитивом, поскольку о какой стабильности может идти речь, если обычно еще в конце декабря бизнес-сообщество не знает, какие правила оно должно будет соблюдать уже в январе.

Итак, чего нового нам потенциально следует ожидать?

Администрирование налогов – ключ ко всему

Администрирование налогов является лакмусовой бумажкой не только для инвесторов, но и для всех налогоплательщиков. Понимая, что налоговые органы прибегают к жестким правилам игры, компании также не выявляют большого желания быть полностью прозрачными и откровенными.

Предложенные Минфином изменения во многом касались именно полномочий Государственной фискальной службы по администрированию налогов. Несмотря на все уверения со стороны налоговиков, что они уже смогли стать сервисной, а не силовой службой, общество так и не видит реальных изменений и считает фискалов одним из наиболее коррумпированных государственных органов.

Министерство финансов презентовало предложенные им изменения в Налоговый кодекс как антикоррупционные изменения в налоговое законодательство, которые призваны упростить жизнь для бизнеса и устранить препятствия, мешающие предпринимателям нормально работать и развиваться.

Министерство финансов своей задачей в реформировании налоговой системы считало фокусирование на решении главной проблемы бизнеса – упрощении налогового администрирования, и декларировало уменьшение нагрузки на бизнес не путем пересмотра ставок, а путем улучшения администрирования.

С самого начала обсуждения проекта изменений в Налоговый кодекс Украины самым важным шагом, который должен был повысить эффективность администрирования налогов в Украине, был предложенный Министерством финансов вывод налоговых баз из-под управления ГФС.

Скандалы с вмешательством фискалов в электронные налоговые базы однозначно показали, что контролирующий орган не смог стать беспристрастным и нейтральным пользователем этих баз. Перевод электронных баз под управление министерства должен был по крайней мере лишить налоговиков такого соблазна. Но, к сожалению, фактически в последний момент передача была отменена. Вместо этого Закон предусматривает проведение независимого аудита баз данных и информационных ресурсов, используемых контролирующими органами до 1 июля 2017 года. Такое изменение позиции объяснили физической невозможностью забрать сервер у ГФС. Итак, надежда на нового честного пользователя электронных налоговых баз оказалась напрасной.

Чуть ли не единственным механизмом, который должен обеспечить борьбу с коррупцией, станет создание и функционирование полноценного электронного кабинета плательщика налога, обеспечение работы которого также возлагается на министерство.

Через такой кабинет предусматривается ведение переписки налогоплательщиков с контролирующим органом по желанию плательщика, заполнение и представление декларации. С помощью электронного кабинета налогоплательщики смогут просматривать информацию о налогоплательщике в режиме реального времени, проводить сверку расчетов налогоплательщиков с бюджетами, управлять суммами ошибочно или излишне уплаченных налогов, иметь доступ к электронному администрированию НДС, получать информацию о назначении, ходе и результатах проверок налогоплательщиков, в том числе получать приказы о назначении проверки и административно обжаловать решения контролирующего органа, а также получать любой документ в отношении такого налогоплательщика.

При условии полноценной работы электронного кабинета будет достигаться значительное упрощение ежедневных налоговых дел налогоплательщиков, что должно значительно снизить их административную нагрузку.

Интересными, но неоднозначными, являются также изменения касательно предоставления контролирующим органом индивидуальных налоговых консультаций. Так, Закон предусматривает введение обязательных элементов, которые должен содержать запрос плательщика налога на предоставление индивидуальной налоговой консультации, а именно указание, в чем заключается практическая необходимость налоговой консультации.

Как и раньше, применение индивидуальной налоговой консультации освобождает налогоплательщиков от ответственности. Однако отныне такое освобождение возможно при условии регистрации консультации в единой базе индивидуальных налоговых консультаций. Закон также содержит ряд переходных положений касательно старых индивидуальных консультаций. Так, индивидуальная налоговая консультация, полученная до 31 марта 2017 года (включительно), освобождает налогоплательщика от ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеню), за действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31 декабря 2017 года (включительно). А с 1 января 2018 года индивидуальная налоговая консультация, предоставленная до 31 марта 2017 года (включительно), вообще не будет подлежать применению. Следовательно, плательщикам стоит провести "аудит" имеющихся у них индивидуальных консультаций.

Кроме того, отныне на законодательном уровне установлен приоритет обобщающей налоговой консультации над индивидуальными без какой-либо привязки к времени их издания, что фактически может вообще нивелировать институт индивидуальных разъяснений.

Отдельно необходимо обратить внимание, что налоговые консультации предлагается включить в перечень материалов, являющихся основанием для заключений при проведении проверок.

В то же время вызывают определенное беспокойство некоторые новеллы, расширяющие полномочия налоговых органов. Так, контролирующим органам предоставляется доступ не только к информации об имеющихся банковских счетах, но и к информации о заключенных плательщиком договорах о хранении ценностей или предоставлении плательщику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа.

Что же касается проверок, существенных изменений, направленных на улучшение ситуации в этом важном вопросе, не стоит ожидать. Закон предусматривает лишь обнародование плана-графика документальных проверок на сайте ГФС и публикацию в официальном издании ГФС. К сожалению, речь не идет об усилении ответственности работников контролирующего органа за заведомо ложные и незаконные заключения в ходе проверок, которые привели к налоговым доначислениям и продолжительным судебным спорам.

Кроме того, расширяется предмет камеральной проверки, поскольку отныне он включает также проверку своевременности представления налоговых деклараций, своевременности регистрации налоговых накладных, исправления ошибок в налоговых накладных, а также уплаты согласованной суммы налогового обязательства.

Также определено такое дополнительное основание проведения внеплановой проверки, как непредоставление плательщиком в течение 10 рабочих дней ответа на запрос контролирующего органа в рамках проведения встречной сверки. Кроме того, увеличены сроки проведения выездных проверок и сроки их продления.

Налог на прибыль предприятий

В отличие от законопроекта № 3357, который содержал ряд действительно революционных налоговых изменений, как, например, налог на распределенную прибыль, проект изменений от Министерства финансов был значительно более обдуманным.

Одним из самых существенных изменений, конечно, является урегулирование налоговых последствий корпоративных реорганизаций. После сближения налогового и бухгалтерского учета в 2015 году этот вопрос никоим образом не был урегулирован Налоговым кодексом, а, следовательно, вызывал множество вопросов.

Закон определяет правила налогового учета объектов основных средств и нематериальных активов, полученных правопреемником от компании, которая ликвидируется в результате реорганизации.

Также отныне правопреемникам предоставлено право учитывать налоговые убытки, накопленные реорганизуемыми плательщиками путем уменьшения финансового результата до налогообложения.

Однако эта положительная новелла, к сожалению, касается исключительно налоговых убытков, которые возникнут с 1 января 2017 года. А вот что делать с убытками предыдущих периодов при реорганизации компаний, которые их накопили, – так и не понятно.

Кроме того, законодатели, с подачи министерства, решили необходимым предоставить налоговые преференции для малого бизнеса путем введения временно, на 5 лет, полного освобождения от налогообложения прибыли предприятий для компаний, годовой доход которых за последний отчетный год не превышает трех миллионов гривен и размер начисленной заработной платы которых является не менее двух минимальных заработных плат.

Кроме того, компании, желающие освобождения, должны соответствовать ряду других требований, в частности касательно видов деятельности, годовых доходов и количества работников.

По нашему мнению, предоставление определенных преимуществ или налоговых послаблений отдельным группам налогоплательщиков не является однозначным механизмом содействия экономическому развитию.

Налог на добавленную стоимость

Исторически краеугольным камнем в вопросе налога на добавленную стоимость является его возмещение, а именно непрозрачность этого процесса, массовые злоупотребления со стороны ГФС, а также слишком фискальный подход контролирующих органов, направленный на уменьшение сумм НДС к возмещению правдами и неправдами.

Как и было предложено Министерством финансов, Закон предусматривает вместо существующих двух реестров создание единого публичного реестра заявлений о возмещении НДС, который будет находиться в ведении министерства, а не ГФС. Более того, предусмотренная автоматизация возмещения должна исключить трудности с получением заключений налоговых органов, которые на практике и являются препятствием для получения своих денег после прохождения всех проверочных "кругов ада".

Внесенные изменения также должны защитить добросовестных плательщиков. В частности, налоговая накладная наконец-то может стать тем самым единственным подтверждением права плательщика налога на налоговый кредит. Соответствующее правило предлагается прямо закрепить в Налоговом кодексе. При правильной реализации эта норма поставит крест на стараниях налоговой ввести на практике солидарную ответственность плательщиков.

Однако, опять же, Минфин вместе с законодателями добавили ложку дегтя, указав, что такое правило касается только тех налоговых накладных, которые составлены после 1 июля 2017 года.

Очень прогрессивным нововведением является норма, которая позволяет перенесение сумм отрицательного значения, подлежащего зачислению в состав налогового кредита реорганизуемого плательщика налога, к его правопреемнику. При этом, в отличие от нововведений в налоге на прибыль предприятий, нормы касательно налогового кредита не содержат временных ограничений. Более того, будет разрешено передать правопреемнику и регистрационный лимит электронного НДС-счета. Однако Закон содержит требование подтверждения такого отрицательного значения налоговой проверкой.

При правильном и прозрачном внедрении описанных выше новелл, налог на добавленную стоимость перестанет быть тем чертом, которым пугают всех плательщиков.

Несмотря на все положительные изменения, Законом вводится право контролирующего органа блокировать регистрацию налоговых накладных и расчетов корректировки к ним. Основанием для такого приостановления будет соответствие налогоплательщика совокупности определенных критериев оценки степени риска. Такие критерии все еще должен утвердить Минфин.

Трансфертное ценообразование

Важным изменением является повышение показателей для признания операций контролируемыми. Так, Закон увеличивает порог годового дохода плательщика налога с 50 млн. до 150 млн. грн, а объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом увеличивается с 5 млн. до 10 млн. грн.

Это должно позволить контролирующим органам сфокусироваться на крупных плательщиках и, соответственно, значительно снизить налоговое и административное давление на большое количество меньших налогоплательщиков.

В то же время Закон расширяет перечень лиц, операции с которыми могут быть контролируемыми, включив также нерезидентов, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог) и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы в качестве юридических лиц. Перечень таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) будет утверждать Кабинет Министров Украины.

Налог на доходы физических лиц

Важным для бизнеса изменением является определенное упрощение налогообложения командировочных расходов. Отныне доказательством пребывания в командировке будет считаться не только приказ о командировке и отметки пограничной службы, но и другие документальные доказательства пребывания лица в командировке: проездные документы, счета на проживание и прочие документы, подтверждающие фактическое пребывание лица в командировке.

Что на самом деле актуально?

Ключевым вопросом правильной реформы, а, более того, налоговой, прежде всего является восстановление доверия как бизнеса, так и граждан к налоговым органам и к государству.

Поддержка со стороны государства должна в первую очередь заключаться не в льготах, а в понятных четких правилах игры для обеих сторон.

Есть надежда, что в этом году налоговые изменения станут ожидаемым шагом в правильном направлении.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua