Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Правовые аспекты трудоустройства лиц с инвалидностью
Виктор Костюк, Заместитель заведующего отделом Аппарата Верховной Рады Украины, профессор НаУКМА, д. ю. н., доцент

Становление рынка труда, особенно в условиях развития Украины как демократического, социального и правового государства, предусматривает формирование четких, безбарьерных механизмов доступа к нему, а также внедрение дополнительных гарантий трудоустройства для отдельных лиц, которые в полной мере не являются конкурентоспособными. К таким лицам относятся инвалиды. Как известно, лицом с инвалидностью является лицо со стойким расстройством функций организма, что при взаимодействии с внешней средой может привести к ограничению его жизнедеятельности, вследствие чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Несмотря на то, что в обществе и государстве, среди работодателей нет однозначных подходов к привлечению лиц с инвалидностью к рынку труда, их трудоустройству, все же эти вопросы в последнее время становятся все более актуальными, учитывая следующее. Во-первых, трудоустройство таких лиц является вызовом сегодняшнего дня и усилением профессионализации рынка труда. Во-вторых, в условиях профессиональной конкуренции такие лица, как правило, являются более мотивированными и ответственными с точки зрения исполнения служебных обязанностей, менее требовательными к условиям труда. В-третьих, такие лица более мотивированные к профессиональному обучению. В-четвертых, привлечение таких лиц к труду является элементом социальной ответственности работодателей. В-пятых, трудоустройство лиц с инвалидностью включает элемент исполнения работодателями соответствующих обязанностей относительно соблюдения гарантий прав лиц с инвалидностью по вопросам труда. К тому же работодатели должны реагировать на современные тенденции к увеличению численности лиц с инвалидностью, влиянию их на рынок труда. По официальным данным, в Украине общая численность людей с инвалидностью (без учета временно оккупированных территорий Крыма и г. Севастополя) составила 2614,1 человек (или 5,98 % в общей структуре постоянного населения страны)*.

____________________

* Информация о численности инвалидов: по данным Фонда социальной защиты инвалидов (2011 – 2016) // Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.ispf.gov.ua/ShowPage.aspx?PageID=263.

Пользуясь случаем отметим, что по содержанию Конституции Украины, Конвенции о правах инвалидов (далее – Конвенция), Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее – Закон № 875-XII), других актов законодательства лица с инвалидностью в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Конвенция (ст. 27)  предусматривает, что государства-участники признают право лиц с инвалидностью на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который лицо с инвалидностью свободно выбрало или на который оно свободно согласилось, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для лиц с инвалидностью.

С учетом положений Конституции Украины, Конвенции о правах инвалидов правовые аспекты трудоустройства лиц с инвалидностью определяются на основании положений раздела IV "Трудоустройство, образование и профессиональная подготовка инвалидов" Закона № 875-XII и принятых в его исполнение других актов законодательства. Они предусматривают следующие особенности.

Во-первых, в целях реализации творческих и производственных способностей лиц с инвалидностью и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, которая не запрещена законом. При этом работодатели за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов или по решению местного совета за счет собственных средств, в случае необходимости, создают специальные рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью, осуществляя для этого адаптацию основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и приспособления и т. п. с учетом их ограниченных возможностей (ч. 1, 2 ст. 17 Закона № 875-XII). С правовой точки зрения это означает, что лица с инвалидностью имеют право на труд в соответствии с программами их реабилитации (в том числе требованиями заключения МСЭК об установлении группы инвалидности) на приспособленных к ним рабочих местах.

Во-вторых, важная гарантия трудоустройства лиц с инвалидностью заключается в том, что отказ в заключении трудового договора или в продвижении по службе, увольнение или перевод такого лица на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, если по заключению медико-социальной экспертизы состояние здоровья препятствует исполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья (ч. 3 ст. 17 Закона № 875-XII). В правовом понимании указанная гарантия призвана содействовать устойчивости и стабильности отношений между работодателем и работником с инвалидностью путем запрета немотивированного (по мотивам инвалидности) отказа такому лицу в заключении трудового договора, продвижении по службе, перевода или увольнения. Следует подчеркнуть, что законодатель предусматривает исчерпывающий перечень исключений в соответствии с заключением МСЭК, если:

1) состояние здоровья препятствует исполнению профессиональных обязанностей;

2) состояние здоровья угрожает здоровью и безопасности труда других лиц;

3) продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья.

В-третьих, определенные требования законодатель устанавливает касательно организации рабочего места (ст. 18 Закона № 875-XII):

1) подбор рабочего места осуществляется преимущественно на предприятии, где наступила инвалидность, с учетом пожеланий лица с инвалидностью, имеющихся у него профессиональных навыков и знаний, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы;

2) работодатели, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов об их занятости и трудоустройстве в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

3) лицам с инвалидностью, которые не имеют возможности работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, государственная служба занятости содействует в трудоустройстве с условием о выполнении работы на дому.

Дальнейший процесс развития в Украине рынка труда будет устанавливать тенденции к усилению мотивации работодателей относительно трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечения надлежащих, здоровых и безопасных условий труда, в соответствии с потребностями и интересами таких работников.

В-четвертых, для работодателей установлена квота (норматив) для трудоустройства лиц с инвалидностью (ст. 19 Закона № 875-XII) в соответствии со следующими требованиями:

1) для работодателей, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек – в количестве одного рабочего места (расчет количества рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью производится работодателями самостоятельно);

2) выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным, то есть там, где хранится трудовая книжка такого работника (не считается основной работа на условиях совместительства (совмещения) профессий (должностей));

3) к выполнению работодателями норматива рабочих мест может быть зачислено обеспечение работой лиц с инвалидностью на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов путем создания хозяйственных объединений предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд, и предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов в целях координации производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач;

4) работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, регистрируются в соответствующих отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению и ежегодно представляют этим отделениям отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью (руководители работодателей в случае необеспечения выполнения нормативов рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, непредставления Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве таких лиц несут ответственность в установленном законом порядке).

В-пятых, для работодателей, нарушающих установленные нормативы для трудоустройства лиц с инвалидностью, вводятся административно-хозяйственные санкции (ст. 20 Закона № 875-XII):

1) работодатели, использующие наемный труд, где среднеучетная численность работающих лиц с инвалидностью меньше, чем установлено нормативом, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, у физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства такого лица и не занятое им;

2) для работодателей, на которых работает от 8 до 15 человек, размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое им, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, у физического лица, использующего наемный труд (норма не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов);

3) уплату административно-хозяйственных санкций и пени работодатели осуществляют в соответствии с законом за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей);

4) административно-хозяйственные санкции исчисляются и уплачиваются работодателями самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива (нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени, которая исчисляется исходя из 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок);

5) споры, возникающие из правоотношений по статьям 19, 20 этого Закона, решаются Фондом социальной защиты инвалидов или в судебном порядке.

Уместно подчеркнуть, что во исполнение положений ст. ст. 19, 20 Закона № 875-XII принято постановление Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 "О реализации статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", которым утверждены:

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд;

Порядок представления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства;

Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов к нормативу таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов;

Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

Порядок использования суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступивших в государственный бюджет;

Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд.

Также постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2006 г. № 1836 "О реализации статьи 181 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" утверждены Порядок предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости; Порядок проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости, за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов.

Дальнейший процесс развития в Украине рынка труда будет устанавливать тенденции к усилению мотивации работодателей относительно трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечения надлежащих, здоровых и безопасных условий труда, в соответствии с потребностями и интересами таких работников.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua