Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Альтернативная энергетика: международный опыт, проблемы и перспективы в Украине
Сергей Оберкович, старший партнер, GOLAW

Эксперты отмечают, что 2015 год был показательным годом в развитии электроэнергетики с использованием возобновляемых источников. Чрезвычайно стремительный рост сектора возобновляемой энергетики в 2015 году объясняется улучшением условий экономической конкуренции, политическими инициативами стран "большой двадцатки", направленными на сохранение окружающей природной среды, возрастающим спросом на электроэнергию в развивающихся странах и необходимостью обеспечения доступа к современным источникам энергии. Кроме этого, произошло резкое снижение мировых цен на ископаемые виды топлива, значительно возросло внимание мирового сообщества к сохранению энергии и было заключено исторически важное соглашение по климату в Париже. Соглашением в который раз задекларировано, что именно возобновляемые источники энергии являются приоритетными для мира.

В 2015 году также заметно увеличилась заинтересованность крупных банков в кредитовании проектов по генерации "зеленой" энергии. Появились новые инвестиционные механизмы в этом секторе, в частности, "зеленые" облигации, краудфандинг и т. п. Разные источники подтверждают, что сектор возобновляемой энергетики переживал наибольший прирост мощности за всю историю, со значительным ростом во всех регионах. Инвестиции в возобновляемую энергетику составили сотни миллиардов долларов США. Мировыми лидерами по внедрению "зеленых" технологий остаются США, Китай, Германия, Япония и Индия.

Ввиду растущей важности возобновляемых источников энергии в глобальном масштабе возникает все большая необходимость поддержки этой отрасли со стороны государств. В международной практике уже сформировались определенные инструменты для поддержки и стимулирования возобновляемой электроэнергетики.

Специальные тарифы на электроэнергию из возобновляемых источников, или "зеленые" тарифы

Эта мера стимулирования предусматривает установление государством специальных тарифов, по которым закупается электроэнергия из возобновляемых источников. Такие тарифы обычно выше, чем тарифы на обычную электроэнергию, и, соответственно, выгодны для производителя "зеленой" энергии. Гарантиями, предоставляемыми для внедрения эффективных "зеленых" тарифов, являются:

– гарантированный и преференциальный доступ к электросетям производителей "зеленой" электроэнергии;

– установление минимальных гарантированных размеров "зеленых" тарифов;

– установление гарантированного срока действия "зеленых" тарифов;

– установление индивидуальных размеров "зеленого" тарифа для каждой категории возобновляемых источников энергии;

– прозрачность процесса получения соответствующего тарифа.

Как показывает практика, основным минусом внедрения "зеленых" тарифов является повышение цен на электроэнергию для конечных потребителей или необходимость значительного финансирования этого сектора из государственного бюджета. Кроме того, значительным недостатком является сложность прогнозирования, контроля и своевременного регулирования количества производителей электроэнергии по такому тарифу. Медленная корректировка слишком высоких "зеленых" тарифов может повлечь значительные расходы государства, что в свою очередь может повлиять на стабильность энергосистемы в целом. Однако "зеленые" тарифы действуют в большинстве стран ЕС, Китае, Индии, Таиланде.

Стандарты портфеля возобновляемых источников энергии, или механизм квотирования

Сущность такого инструмента заключается в том, что регулятор устанавливает определенную минимальную долю "зеленой" электроэнергии, которая должна быть в общей структуре электроэнергии. При этом регулятор налагает обязательство по использованию "зеленой" электроэнергии на производителей, розничных продавцов и потребителей путем установления соответствующих квот. Система таких квот часто объединяется с использованием Торговых сертификатов на электроэнергию из возобновляемых источников. При таком механизме финансовая поддержка производителей со стороны государства обычно обеспечивается за счет штрафных платежей, которые стороны уплачивают в случае несоблюдения правил рынка. Наиболее удачными примерами применения систем квотирования являются Швеция и Норвегия.

Торговые сертификаты на электроэнергию из возобновляемых источников, или "зеленые" сертификаты

Как было указано выше, механизм квотирования обычно используется с Торговыми сертификатами на электроэнергию из возобновляемых источников как дополнительный способ стимулирования выполнения обязательств по квотам. Обязанная по квоте сторона выдает  соответствующий торговый сертификат на объем произведенных кВт/г. Если же производится больше "зеленой" энергии, чем предусмотрено квотой, производитель может продать эти объемы по Торговому сертификату другому субъекту, который еще не выполнил свои обязательства по квотам.

Система чистого измерения

Еще один действенный инструмент – система чистого измерения, направленная на поощрение инвестиций потребителей в технологии использования возобновляемых источников энергии. Как правило, такие инвестиции направлены на небольшие объекты, как например, частные фотоэлектрические, ветряные и сжигательные установки. Счетчики электроэнергии регистрируют потребленную и произведенную потребителями электроэнергию. Если потребленной электроэнергии окажется больше, потребитель уплачивает соответствующую разницу между произведенной и потребленной электроэнергией. Если же наоборот, произведенной электроэнергии будет больше, потребитель может получить соответствующую оплату за излишек проданной им электроэнергии. С одной стороны, такую меру стимулирования легко реализовать с технической точки зрения и с точки зрения учета электроэнергии. С другой стороны, при ее реализации риски несут именно потребители, инвестирующие в такого рода проекты, поскольку обычно они не имеют реальной возможности влиять на ценообразование, и, если регулятор занизит цену на произведенную электроэнергию, инвесторы фактически теряют значительные инвестиционные средства. Такие системы стимулирования удачно реализованы в Калифорнии (США), Марокко и Бразилии.

Существуют и другие инструменты стимулирования внедрения "зеленых" технологий, используемые в международной практике:

– финансирование, внедрение и дальнейшая эксплуатация проектов по производству альтернативной энергетики государством. Практикуется в Бразилии, Китае;

– публичные конкурсные торги, или тендеры, при которых проект финансируется государством, но внедряется и в дальнейшем эксплуатируется победителями соответствующих тендеров. Практикуется в Египте, Марокко;

– налоговые, таможенные льготы, льготы по присоединению объектов к электрическим сетям.

Следует заметить, что в течение последних лет мы наблюдаем внедрение международных практик и в украинском энергетическом законодательстве. Сейчас действующие гарантии для производителей "зеленой" энергии следующие:

– закрепленный на законодательном уровне "зеленый" тариф, который будет действовать до 2030 года;

– весь объем произведенной электрической энергии из альтернативных источников энергии гарантированно выкупается Оптовым рынком электроэнергии по "зеленому" тарифу;

– "зеленый" тариф привязан к курсу евро с целью защиты инвесторов от инфляционных рисков;

– в случае использования на объекте электроэнергетики оборудования украинского происхождения, предусмотрена надбавка к "зеленому" тарифу в размере от 5 до 10 %, которая также уплачивается гарантированным покупателем.

Следует отметить, что на сегодня "зеленый" тариф в Украине является одним из самых высоких в мире, а законодательно закрепленные условия инвестирования и производства "зеленой" энергии довольно конкурентны по сравнению с другими странами Европы.

В рамках выполнения обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического Сообщества и Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом в первом чтении был принят проект Закона Украины "О рынке электрической энергии Украины", который направлен на имплементацию актов законодательства Энергетического Сообщества в сфере энергетики, а именно: Директивы 2009/72/ЕС об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии; Регламента (ЕС) 714/2009 относительно условий доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии; Директивы 2005/89/ЕС относительно мер для обеспечения безопасности инвестирования к системе электроснабжения и инфраструктуры. Этот закон призван ввести понятные, прозрачные и честные механизмы рыночных отношений в электроэнергетической отрасли. Как утверждают авторы, его принятие также позволит повысить инвестиционную привлекательность украинской электроэнергетики.

Законопроект предусматривает организацию рынка электрической энергии из таких составляющих, как двусторонние договоры; рынок "на сутки вперед"; внутрисуточный рынок; балансирующий рынок; рынок вспомогательных услуг; розничный рынок.

При этом законопроектом предусмотрено, что основные условия деятельности участников рынка электрической энергии и взаимоотношений между ними будут регулироваться нормативно-правовыми актами, в частности:

– правилами рынка, которые, в том числе, определяют правила функционирования балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг;

– правилами рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка;

– кодексом системы передачи, кодексом систем распределения;

– кодексом коммерческого учета;

– правилами поставки электрической энергии потребителям.

Следует обратить внимание, что законопроектом предлагается внедрить новый организованный сегмент – внутрисуточный рынок, при котором возникают отношения между участниками такого рынка и оператором рынка по купле-продаже электрической энергии непосредственно в пределах суток физической поставки электрической энергии, для уменьшения отклонений фактического производства/потребления от заявленного на рынке "на сутки вперед".

Очевидно, что указанные нововведения существенно повлияют на энергорынок Украины. Не исключено, что такие изменения окажутся положительными в плане создания большей конкуренции среди производителей электроэнергии, что, в свою очередь, приведет к снижению стоимости электроэнергии для конечного потребителя. В то же время утверждать, что все эти изменения будут иметь положительное влияние, довольно тяжело. Уже сейчас мы усматриваем определенные недостатки предложенных изменений.

Несмотря на то что наше государство активно приводит энергетическое законодательство в соответствие с европейским, нужно учитывать все особенности отрасли альтернативной энергетики  в Украине. Примером поспешного, по нашему мнению, перенимания ведущих европейских тенденций являются планы по внедрению такой новой составляющей энергорынка, как "балансирующий рынок", который появится после внедрения новой модели рынка. "Балансирующий рынок" предусматривает финансовую ответственность производителей электрической энергии из возобновляемых источников за отклонение их фактических объемов отпуска от плановых суточных графиков. Действительно, такая составляющая рынка применяется в отдельных странах Европы, но важно понимать, что она была внедрена уже на определенном этапе развития отрасли. В отличие от Европы, в Украине доля электроэнергии из возобновляемых источников незначительна, а потому представляется довольно сомнительной возможность негативного влияния на энергосистему Украины в целом в случае отклонения фактических от запланированных объемов "зеленой" генерации. Целесообразность введения соответствующих санкций следовало бы пересмотреть.

Важной гарантией инвестирования в "зеленую" электроэнергетику является PowerPurchaseAgreement (с англ. "договор покупки электроэнергии"). PPA в понимании стран Евросоюза, США, некоторых стран Азии – это особый долгосрочный договор купли-продажи электроэнергии, в котором предусмотрены условия поставки электрической энергии на будущее (объемы, цена, ответственность и т. п.). Преимущество этого инструмента заключается в том, что уже на начальных стадиях инвестиционного проекта, то есть до фактического завершения строительства объекта электроэнергетики, проект может быть обеспечен договорными отношениями с будущим покупателем. В свою очередь, это гарантия для инвестора, что его продукция будет выкуплена.

В Украине заключение PPA не практикуется по нескольким причинам. Единственным гарантированным покупателем "зеленой" электроэнергии является Государственное предприятие "Энергорынок". Для того чтобы вступить в договорные отношения с ГП "Энергорынок", производителю необходимо получить лицензию на производство и продажу электроэнергии; получить утвержденный (НКРЭКУ) "зеленый" тариф и стать членом Оптового рынка электроэнергии. Фактически, на сегодня это означает, что если инвестор только планирует строительство объекта альтернативной электроэнергетики, то подписать договор о купле-продаже электроэнергии на будущее с ГП "Энергорынок" ему не удастся. Наш опыт работы показывает, что иностранные инвесторы крайне встревожены отсутствием такой возможности, даже несмотря на то, что законодательство устанавливает обязанность оптового рынка электрической энергии покупать "зеленую" энергию у субъектов хозяйствования, которым установлен "зеленый" тариф.

Надеемся, что в рамках разработки типовой формы договора купли-продажи электроэнергии по "зеленому" тарифу и порядка заключения таких договоров НКРЭКУ все же обратит внимание на возможность внедрения механизма PPA относительно гарантированного покупателя "зеленой" электроэнергии и тем самым привлечет новых инвесторов в Украину.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua