Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Купить
Попробовать Купить
Децентрализация власти "снизу вверх": достижения и перспективы
Светлана Мороз, Юрисконсульт, Grand Admiral Resort & SPA, тренер-консультант Школы успешных юристов "Exemplum"

Проведение децентрализации власти в Украине является одним из требований Международного валютного фонда.

Начиная с апреля 2014 года, когда Кабинет Министров Украине одобрил Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, фактически в Украине начался процесс децентрализации власти.

В пределах проведения реформы местного самоуправления был принят ряд законодательных актов, которые направлены именно на децентрализацию власти в Украине. В частности:

1. 17 июня 2014 года Верховная Рада приняла Закон Украины "О сотрудничестве территориальных громад". Этот Закон имел целью позволить общинам решать вопросы социально-экономического, культурного развития территорий, повышения качества предоставления услуг населению на основе общих интересов и целей общин без объединения граждан.

Однако на практике пока своего широкого применения этот Закон не нашел.

2. 6 августа 2014 года Кабинет Министров Украины утвердил Государственную стратегию регионального развития на период до 2020 года.

В частности, Стратегией определены приоритеты государственной региональной политики, которые характеризуют ее цели и задачи:

– повышение уровня конкурентоспособности регионов;

– территориальная социально-экономическая интеграция и пространственное развитие;

– эффективное государственное управление в сфере регионального развития.

Поэтому в основу Стратегии положено завершение децентрализации власти до 2020 года.

3. В феврале 2015 года принят Закон Украины "О добровольном объединении территориальных громад". Указанный Закон имеет целью:

– объединить сопредельные территориальные общины с целью формирования и обеспечения их экономической, социальной и культурной способности;

– установить порядок объединения территориальных общин сел, поселков, городов;

– оказать государственную поддержку объединенным территориальным общинам.

Этот Закон имеет положительную направленность на волеизъявление самих жителей территориальных общин и предоставление возможности им формировать самостоятельно экономический, социальный и культурный климат сел, поселков, городов.

Ведь сейчас можем наблюдать значительный экономический спад отдаленных от крупных городов сел, поселков и даже небольших городков. Именно объединение территориальных общин, не только с целью общего культурного и социального развития, должно помочь общинам укрепить их экономическую составляющую путем интеграции. Поскольку с помощью объединения бюджетов территориальных общин появится возможность для реализации более масштабных проектов.

Следует также отметить, что на основании данного Закона 8 апреля 2015 года постановлением Кабинета Министров Украины была утверждена Методики формирования состоятельных территориальных общин. Методика содержит практические положения, детализирующие процесс объединения территориальных общин.

4. 9 апреля 2015 года, с учетом взятого курса на децентрализацию власти, Верховной Радой Украины принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствования градостроительного законодательства".

Нормы принятого Закона дают возможность:

– своевременно и качественно получать административные услуги в сфере строительства гражданам в пределах населенного пункта;

– оптимизировать и повысить эффективность управления общественно важными делами;

– наиболее полно реализовывать местные интересы.

Подтверждением указанного является закрепленное Законом право граждан пройти разрешительно-регистрационные процедуры в строительстве по месту нахождения объекта непосредственно в органе государственного архитектурно-строительного контроля, который образован в соответствующем населенном пункте.

Однако на практике не все органы государственного архитектурно-строительного контроля на местах получили физическую возможность осуществлять разрешительно-регистрационные процедуры, поскольку им еще не предоставили соответствующие доступы к реестрам.

Так, например, в городе Ирпень создан орган государственного архитектурно-строительного контроля, однако регистрационные процедуры возможно осуществить только в Департаменте архитектурно-строительной инспекции в Киевской области.

5. 7 октября 2015 г. Кабинет Министров Украины принял постановление "Некоторые вопросы реализации в 2015 – 2017 годах Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года".

Большей частью указанный нормативный документ касается улучшения инвестиционного климата на местных уровнях путем осуществления мониторинга существующего состояния, выявления слабых мест и привлечения новых инвестиций.

6. Одним из самых главных законов, принятых для облегчения ведения бизнеса и реализации имущественных прав граждан, является Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений". За новую редакцию Закона Верховная Рада Украины проголосовала 26 ноября 2015 года.

В частности, этот Закон вступает в силу с 01 января 2016 года. Прогрессивным в указанном Законе является то, что функции по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений возлагаются на исполнительные комитеты городских советов городов областного значения, районные, районные в городах, городах Киеве и Севастополе государственные администрации, банки, прошедшие аккредитацию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины.

В то же время сокращается численность территориальных органов Министерства юстиции Украины, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, в частности, остаются территориальные органы Минюста в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе.

Кроме того, функциями по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений наделяются также нотариусы, в том числе, если вещное право возникло без совершения им нотариального действия.

Указанное положительно повлияет на развитие бизнеса и реализацию гражданами своих прав. Закон фактически уничтожит коррупционную составляющую в системе государственной регистрации вещных прав, которая фактически полностью дискредитировала Государственную регистрационную службу Украины.

У субъекта, который намерен зарегистрировать свое вещное право, будет свободный выбор: услугами какого регистратора воспользоваться. Таким образом, услуги в сфере государственной регистрации вещных прав будут осуществляться в здоровой конкурентной среде и с соответствующим качеством.

Основной целью децентрализации власти в Украине не является выполнение требований МВФ. Децентрализация власти имеет целью привлечь граждан к принятию решений на местных уровнях, в том числе и освоение бюджета.

7. Также 26 ноября 2015 года Верховная Рада Украины проголосовала за новый текст Закона "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей".

В большей части Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Закон также наделяет нотариусов полномочиями проведения регистрационных действий юридических и физических лиц – предпринимателей.

8. Кроме того, 26 ноября 2015 года Верховной Радой был принят Закон Украины "О внесении изменений в статью 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" относительно поименных голосований".

Закон устанавливает открытое поименное голосование во всех местных советах, а результаты голосований делает общедоступными. Таким образом, утверждается принцип гласности как один из основных принципов, на которых осуществляется местное самоуправление в Украине.

На практике это позволит сделать голосования в местных советах прозрачными, обеспечит общественный контроль за голосованиями каждого депутата, что будет содействовать повышению персональной ответственности народных избранников и улучшению качества работы органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления получили больше свободы в планировании своих бюджетов, сборе доходов и расходовании средств (однако дотации из государственного бюджета остаются существенными).

9. Перед новогодними праздниками, как и всегда, Верховная Рада сделала еще один подарок для граждан.

Так, в ночь на 25 декабря 2015 года Верховная Рада Украины установила особенности госрегистрации органов местного самоуправления.

Конечно, любая реформа не может проводиться без создания экспертных центров, организаций, учреждений для внедрения и имплементации задекларированных положений.

В рамках двустороннего Меморандума о сотрудничестве по поддержке реформы местного самоуправления в Украине, подписанного между Украиной и Польшей 17 декабря 2014 года, была создана украинско-польская консультативная группа. Консультативная группа создана с целью начала сотрудничества в сфере поддержки реформы местного самоуправления в Украине и проведения реформы децентрализации власти.

19 января 2015 года приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Украине была создана Целевая команда по вопросам децентрализации, местного самоуправления и региональной политики.

Кроме того, Указом Президента Украины от 3 марта 2015 года создана Конституционная Комиссия – специальный вспомогательный орган при Президенте Украины, который предложил внесение изменений в Конституцию, от которых зависит процесс реформ в местном самоуправлении и децентрализации.

1 июля 2015 года Конституционной Комиссией был предложен проект Закона о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти). 16 июля 2015 года проект был направлен в Конституционный Суд Украины, даже больше – проект был предварительно одобрен Судом 31 августа 2015 года.

Важным является то, что в предложениях относительно изменений в Конституцию четко сказано: полномочия органов местного самоуправления должны обеспечить финансами. Органы местного самоуправления будут иметь, в частности, долю от общенациональных налогов (а не только дотации). Если у местной власти через государственные решения возникнут дополнительные расходы, то это тоже компенсирует государство. Таким образом, органы местного самоуправления фактически наделяются собственными финансовыми ресурсами и не будут иметь центральной зависимости от правительственного аппарата государства.

Однако законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины так и не обсуждался в Верховной Раде Украины. Более того, законопроект вызвал у народных депутатов и общественности значительную волну негодования и негативных эмоций.

Следует заметить, что в Польше децентрализация власти проходила в период с 1989 года по 1998 год. Особым является тот факт, что децентрализация власти в Польше началась именно с внесения изменений в Конституцию страны. Сразу после выборов Сената (верхняя палата парламента) в июне 1989 года в первую очередь были внесены изменения в Конституцию Польской Республики. Дальше, в течение следующих 9 лет, был принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию процесса децентрализации власти в Польше.

Таким образом, процесс децентрализации власти в Польше имел свое законодательное воплощение в логическом и последовательном порядке – сначала вносились изменения в основной закон, и на основании внесенных изменений принимались другие нормативные акты.

Также 29 апреля 2015 года была начата работа Региональных офисов по внедрению реформы децентрализации.

Главная цель такого вновь образованного консультативного центра – помогать облгосадминистрациям. То есть офисы реформ созданы для предоставления организационной и информационной помощи областным государственным администрациям в вопросах создания территориальной основы местного самоуправления. Основными функциями офисов являются контрольно-наблюдательная (они будут следить за соблюдением законодательства органами местного самоуправления) и координационная (координация работы между территориальными общинами, Правительством и Парламентом).

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сделать следующие выводы:

За 2015 год была проведена значительная часть мероприятий с целью реализации задекларированных положений по проведению децентрализации власти.

Однако власть предержащим не следует забывать о том, что основной целью децентрализации власти в Украине не является выполнение требований МВФ. Децентрализация власти имеет целью привлечь граждан к принятию решений на местных уровнях, в том числе и освоение бюджета.

Кроме того, власть не должна принимать решения за других людей, а граждане должны самостоятельно делать то, что считают нужным, и нести ответственность за свои решения. Нужно не забывать о том факте, что местное самоуправление – это сообщество граждан, а не избираемых депутатов.

Очевидно, что сейчас гражданская позиция украинцев относительно организации местного самоуправления на низком уровне. При этом главной целью функционирования любой власти должна быть состоятельность ее граждан, что и является богатством государства.

Самое тяжелое в процессе проведения децентрализации – это изменить менталитет граждан. И задача власти пробудить у них желание действовать. Власть должна бороться за доверие и уважение людей, а не за количество своих депутатов в советах.

Приоритетом для органов местного самоуправления после получения финансовых полномочий должна стать поддержка предпринимательства, чтобы средства из местного бюджета шли не только на развитие инфраструктуры, но и на развитие малого и среднего бизнеса.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua