Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Свободная экономическая зона "Крым": нюансы работы
Андрей Селютин, партнер, руководитель Южно-украинского офиса, АО Arzinger Мария Баранович, юрист практик пищевой промышленности, здравоохранения и фармацевтики, Адвокатское объединение Arzinger

 

Экономическая деятельность в Крыму: новеллы украинского законодательства

Как известно, согласно официальной позиции Украины и Генеральной Ассамблеи ООН1 Крым является временно оккупированной территорией Украины, на которой продолжают действовать требования законодательства Украины2.

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "О поддержке территориальной целостности Украины" от 27.03.2014 № 68/262, п. 5, п. 6

2 Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" от 15.04.2014 № 1207-VII, ст. 1, ст. 3

27.09.2014 г. вступил в силу Закон Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" от 12.08.2014 № 1636-VII (далее – Закон Украины о СЭЗ), предусматривающий создание свободной экономической зоны "Крым" (далее – СЭЗ "Крым") на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополь. 

Общие вопросы функционирования СЭЗ "Крым"

На основании Закона Украины о СЭЗ создается свободная экономическая зона "Крым", которая должна действовать 10 полных календарных лет (т. е. до 27.09.2024). Граница между территорией СЭЗ " Крым" и материковой территорией Украины проходит по линии сухопутной административной границы между Автономной Республикой Крым и Херсонской областью. Соответственно, на административной границе СЭЗ "Крым" предусматривается создание зон таможенного контроля.

Закон Украины о СЭЗ предусматривает общие правила на весь срок действия СЭЗ "Крым" и некоторые отличия в регулировании правового режима на период временной оккупации территории Крыма.

Строк действия СЭЗ "Крым" может быть продлен или сокращен отдельными законом Украины. При этом окончание режима временной оккупации территории Крыма не является основанием для прекращения действия СЭЗ "Крым".

Создание СЭЗ "Крым" предполагает специальный правовой режим экономической деятельности в СЭЗ "Крым", в том числе особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины.

СЭЗ "Крым": особенности осуществления поставок, заключения договоров и рассмотрения споров

Согласно Закону Украины о СЭЗ на период временной оккупации поставки товаров из Крыма на территорию Украины осуществляются в таможенном режиме импорта, а с территории материковой Украины в Крым – в режиме экспорта. При этом ко ввозу товаров из Крыма применяются нормы законодательства о государственном санитарно-эпидемиологическом, ветеринарно-санитарном, фитосанитарном, экологическом, радиологическом контроле, другие меры тарифного и нетарифного регулирования.

Следует отметить, что на данный момент единственным законным пунктом пропуска в СЭЗ "Крым" является контрольный пункт на административной границе между материковой Украиной и СЭЗ "Крым", где и будут осуществляться таможенные формальности. Это означает, что любые поставки в Крым или из Крыма, которые будут производиться через другие пути (порты, аэропорты), могут расцениваться украинскими контролирующими органами как нарушение таможенных правил с соответствующими последствиями, до тех пор, пока и если не будут созданы соответствующие контрольные пункты в других местах.

На протяжении временной оккупации Крыма для целей осуществления таможенных формальностей нерезидентами признаются:

– юридические лица (и их обособленные подразделения) с местонахождением на временно оккупированной территории Украины (т. е. на Крымском полуострове);

– физические лица (иностранцы, лица без гражданства, граждане Украины), имеющие место жительства на временно оккупированной территории Украины, в том числе те, которые временно находятся на другой (т. е. материковой) территории Украины.

В целях налогообложения Закон Украины о СЭЗ также определяет статус налоговой резидентности физических и юридических лиц (их обособленных подразделений) в зависимости от налогового адреса таких лиц:

– в случае нахождения налогового адреса (места жительства) на территории СЭЗ "Крым" такое лицо приравнивается в целях налогообложения к нерезиденту;

– в случае нахождения налогового адреса (места жительства) на другой территории Украины такое лицо приравнивается в целях налогообложения к резиденту.

Согласно Закону Украины о СЭЗ поставка товаров и услуг на (с) территорию(и) СЭЗ " Крым" подпадает под регулирование:

Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма";

Закона Украины " О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования".

Такие поставки не подпадают под нормы международных соглашений (договоров), регулирующих вопросы международного оборота товаров, в частности (но не исключительно) о зонах свободной торговли, или заключенных в рамках ГАТТ (ВТО).

С практической точки зрения поставка товаров в Крым / из Крыма на основании прямых договоров с крымскими предприятиями чрезвычайно сложна и, скорее всего, украинскому бизнесу придется искать альтернативные решения. 

Согласно Закону Украины о СЭЗ для целей применения налогового и таможенного законодательства договора, заключенные между субъектами хозяйственной деятельности с местонахождением (местом жительства) на территории СЭЗ " Крым" и другими субъектами хозяйственной деятельности, являются документами, используемыми вместо внешнеэкономических договоров (контрактов).

При этом во время временной оккупации Крыма Закон Украины о СЭЗ предусматривает такие особенности заключения договоров, рассмотрения споров и подтверждения обстоятельств форс-мажора:

– субъекты хозяйственной деятельности с местонахождением (местом жительства) на территории СЭЗ " Крым" и субъекты хозяйственной деятельности с местом нахождения (местом жительства) на остальной территории Украины должны заключать договоры на основе использования норм права Украины;

– споры между такими субъектами хозяйственной деятельности, не урегулированные путем переговоров, подлежат рассмотрению судами Украины или, по договоренности сторон, Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией Торгово-промышленной палаты Украины;

– торгово-промышленные палаты Украины уполномочены подтверждать наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в соответствии с условиями договоров между такими субъектами хозяйственной деятельности, если иной порядок подтверждения наличия таких обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) не установлен международным договором Украины.

Таким образом, согласно Закону Украины о СЭЗ коммерческие отношения между предприятиями материковой Украины и Крыма оформляются договорами, которые приравниваются к внешнеэкономическим контрактам. В связи с этим в подобных договорах необходимо учитывать все положения, которые обычно включаются в контракты в сфере внешнеэкономической деятельности, и приводить их в соответствие с материальным правом Украины. Очевидно, что такой подход может быть неприемлемым для тех крымских предприятий, которые сменили свой правовой статус на предприятия по российскому законодательству.

Таким образом, с практической точки зрения поставка товаров в Крым / из Крыма на основании прямых договоров с крымскими предприятиями чрезвычайно сложна, и, скорее всего, украинскому бизнесу придется искать альтернативные решения.

Следует также принять во внимание, что в определенных случаях на протяжении временной оккупации Крыма Кабинет Министров Украины имеет право на некоторое время ограничить поставки отдельных товаров и/или под отдельными (всеми) таможенными режимами с материковой территории Украины на территорию Крыма (и наоборот: с Крыма – на материковую часть Украины).

Особенности валютного режима в СЭЗ "Крым"

Согласно Закону Украины о СЭЗ на территории СЭЗ "Крым" может применяться мультивалютный режим, по которому в качестве оплаты стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) в пределах СЭЗ "Крым", принимается как гривня, так и валюты иностранных государств, включенные НБУ в 1 – 2 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, к которым относятся, в том числе, евро, доллар, швейцарский франк и британский фунт. При этом такие операции не требуют индивидуальной лицензии НБУ.

Любые безналичные платежи (переводы) с территории СЭЗ "Крым" на другую территорию Украины или с другой территории Украины на территорию СЭЗ "Крым" осуществляются исключительно в гривне или в свободно конвертируемой валюте. Особенности режима таких платежей (переводов) должны устанавливаться Национальным банком Украины.

Следует отметить, что в настоящее время остается в силе запрет НБУ на установление корреспондентских отношений с банками, работающими в Крыму. Таким образом, с практической точки зрения ситуация с расчетами не изменилась: расчеты с крымскими субъектами можно осуществлять только через те российские банки, у которых нет отделений в Крыму. Не исключено, однако, что в свете принятия Закона Украины о СЭЗ НБУ отрегулирует этот вопрос по-новому.

Это является дополнительным фактором, осложняющим взаимоотношения украинских компаний с предприятиями в Крыму.

Реалии правого регулирования в Крыму

Несмотря на официальную позицию Украины, согласно которой Крым – неотъемлемая часть Украины, в настоящее время в Крыму уже действует ряд органов, входящих в систему государственных органов Российской Федерации (далее – РФ), в частности:

– Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю;

– Крымская и Севастопольская таможни в составе Федеральной таможенной службы РФ;

– Территориальные отделения Федеральной налоговой службы РФ, а также Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы Крымского федерального округа;

– Территориальные отделения управлений Федеральной антимонопольной службы в России в Республике Крым и городе Севастополе и т. д.

Так, согласно официальной позиции РФ с 18.03.2014 г. Крым и Севастополь являются субъектами Российской Федерации как республика и город федерального значения соответственно3.

3 Федеральный Конституционный Закон РФ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014, ст. 1

Таким образом, с одной стороны, согласно официальной позиции украинской власти Крым остается частью Украины и, соответственно, на его территории продолжает действовать законодательство Украины.

Одновременно, с другой стороны, российские власти считают Крым территорией Российской Федерации, где с 21.03.2014 действует законодательство России, если иное не предусмотрено законом РФ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Кроме того, 17.03.2014 правительство Крыма установило, что на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года4.

4 Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 "О независимости Крыма", п. 2

Следует также отметить, что Министерство экономического развития Российской Федерации уже разработало проект закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее – Проект Закона РФ о СЭЗ), который предусматривает иные условия создания свободной экономической зоны в Крыму (на 25 лет) на основании российского законодательства. Среди прочего, Проект Закона РФ о СЭЗ затрагивает ряд вопросов, в том числе налоговые, трудовые, миграционные, корпоративные, а также вопросы торговли и недвижимости.

Наши выводы и рекомендации

Учитывая неоднозначность правового режима Крыма, а также одновременное распространение на территорию Крыма юрисдикции Украины и Российской Федерации, в Крыму фактически действуют нормативные акты трех правопорядков (Украины, России и Крыма), находящиеся в коллизии между собой, так как они не могут одновременно применяться к одним и тем же правоотношениям.

В связи с физической и административной оккупацией Крымского полуострова российскими государственными структурами при планировании осуществления хозяйственной деятельности, связанной с территорией Крыма, мы рекомендуем:

1) учитывать, кроме требований законодательства Украины, также правовое регулирование, распространяемое Российской Федерацией на территорию Крымского полуострова (как законодательство РФ, так и Таможенного Союза), которое может быть применено властями РФ на практике, а также локальные акты Крыма;

2) разработать несколько возможных схем ведения бизнеса, связанного с Крымом;

3) выбрать наиболее оптимальную и безопасную (с юридической точки зрения) бизнес-схему и быть готовыми изменить ее (перейти на новую) в случае изменения правового поля или позиции органов власти двух стран.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua